Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.08.2002] ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "О МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ" ОТ 30.11.1994 N 2246-12 ПРАВОМЕРНО ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ, ТАК КАК ОНИ ПРОТИВОРЕЧАТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НАРУШАЯ ПРИНЦИП НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 2 августа 2002 года
   
                                                     Дело N 11-Г02-15
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                               Кебы Ю.Г.,
                                                       Потапенко С.В.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 2 августа 2002 г.  дело по
   заявлению    прокурора    Республики    Татарстан    о   признании
   противоречащими  федеральному законодательству отдельных положений
   Закона  Республики  Татарстан  "О  местных органах государственной
   власти  и  управления"  N 2246-12  от  30  ноября  1994  года   (в
   редакции  Закона Республики Татарстан от 25 мая 1995 года N 87) по
   кассационной    жалобе    Председателя   Государственного   Совета
   Республики   Татарстан   на  решение  Верховного  суда  Республики
   Татарстан от 16 мая 2002 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Потапенко С.В.,  объяснения представителей Государственного Совета
   Республики Татарстан Зарипова Ф.В.  и Сафроновой А.,  поддержавших
   доводы  кассационной  жалобы,   заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры  Российской  Федерации  Гончаровой  Н.Ю.,   полагавшей
   решение  оставить без изменения,  Судебная коллегия по гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор   Республики   Татарстан  обратился  в Верховный  суд
   Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных
   интересах      о    признании     противоречащими     федеральному
   законодательству,  недействующими  и не  подлежащими применению со
   дня  вступления  решения  суда в законную силу отдельных положений
   частей 1 и 2 статьи 1,  частей 1, 2 и 3 статьи 4, пунктов 4, 9, 12
   и 15 части 2 статьи 13, части 5 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 14,
   части 4 статьи 24, пунктов 6, 17, 23, 25 части 1 статьи 26, частей
   2,  3, 4, 6, 8, 9 статьи 27 Закона Республики Татарстан "О местных
   органах  государственной  власти  и управления"  N 2246-12  от  30
   ноября 1994 года (в редакции Закона Республики Татарстан от 25 мая
   1995 года N 87).
       В  обоснование  заявления прокурор Республики Татарстан указал
   на то,  что в оспариваемой части данный Закон Республики Татарстан
   (далее  республиканский  Закон  или  Закон  Республики  Татарстан)
   противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону
   "О   принципах   и  порядке   разграничения  предметов  ведения  и
   полномочий   между   органами  государственной  власти  Российской
   Федерации  и органами  государственной власти субъектов Российской
   Федерации",   Постановлению   Конституционного   Суда   Российской
   Федерации  N 1-П  от 24 января 1997 года,  Федеральному закону "Об
   основных   гарантиях  избирательных  прав  и права  на  участие  в
   референдуме  граждан  Российской  Федерации",  Налоговому  кодексу
   Российской   Федерации,   Федеральному   закону  "Об  общественных
   объединениях",    Гражданскому   кодексу   Российской   Федерации,
   Федеральному    закону    "Об    общих    принципах    организации
   законодательных   (представительных)   и  исполнительных   органов
   государственной власти субъектов Российской Федерации".
       Представители  Государственного  Совета  Республики  Татарстан
   заявление прокурора признали частично и пояснили,  что части 2 и 3
   статьи   4,   часть   5 статьи  13,   пункт  6 части  1 статьи  26
   республиканского     Закона     не    противоречат    федеральному
   законодательству.   В   остальной   части   заявленные  требования
   прокурора Республики Татарстан являются обоснованными, поскольку в
   указанной   части   нормы   республиканского  Закона  противоречат
   федеральному законодательству.  Государственным Советом Республики
   Татарстан  в первом  чтении  принят  Закон  о внесении изменений в
   Закон  Республики  Татарстан  "О  местных  органах государственной
   власти   и  управления",    в   котором   устранены   противоречия
   федеральному законодательству.
       Представитель   Президента   Республики   Татарстан  заявление
   прокурора  Республики  Татарстан  признал частично и пояснил,  что
   части  2 и 3 статьи 4,  пункт 9 части 2 статьи 13,  часть 5 статьи
   13,  пункт  6 части  1 статьи  26,  части  2,  4,  6,  8 статьи 27
   республиканского     Закона     не    противоречат    федеральному
   законодательству,  в  остальной части приведенные прокурором нормы
   республиканского Закона противоречат федеральному закону.
       Решением  Верховного  суда Республики Татарстан от 16 мая 2002
   г.  заявление  прокурора  Республики Татарстан удовлетворено.  Суд
   признал     противоречащими     федеральному     законодательству,
   недействующими  и не  подлежащими  применению  со  дня  вступления
   решения суда в законную силу следующие положения Закона Республики
   Татарстан  "О местных органах государственной власти и управления"
   N  2246-12  от  30  ноября 1994 года (в редакции Закона Республики
   Татарстан от 25 мая 1995 года N 87):
       часть 1 статьи 1 в части указания на то, что представительными
   органами   власти  в районах  в городах  являются  местные  Советы
   народных депутатов;
       часть  2 статьи 1 в части указания на то,  что исполнительно -
   распорядительными    органами   в  районах   в  городах   являются
   администрации  соответствующих  административно  - территориальных
   единиц;
       часть  1 статьи  4 в  части  образования  в районах  в городах
   местных Советов народных депутатов и местных администраций;
       пункт 4 части 2 статьи 13;
       пункт  9 части  2 статьи  13  в части  указания  на то,  что к
   ведению  местного Совета народных депутатов относится согласование
   кандидатуры на должность главы администрации;
       пункт 12 части 2 статьи 13;
       пункт  15  части  2 статьи  13  в части указания на то,  что к
   ведению  местного Совета народных депутатов относится отмена актов
   главы   соответствующей   администрации   в  случае   противоречия
   законодательству, решений нижестоящих Советов, нарушающих законы;
       часть   2 статьи  14  в части, предусматривающей  освобождение
   Президентом   Республики  Татарстан  от  должности  главы  местной
   администрации;
       часть  3 статьи  14 в части, предусматривающей освобождение от
   должности  главой  городской  администрации  назначенного им главы
   районной в городе администрации;
       часть 4 статьи 24;
       пункты 17, 23 и 25 части 1 статьи 26;
       часть 2 статьи  27 в части, предусматривающей назначение главы
   администрации  района,  города  Президентом Республики Татарстан с
   согласия соответствующего Совета народных депутатов;
       часть 3 статьи 27;
       часть 4 статьи  27 в части, предусматривающей назначение главы
   администрации  района  и города,   главы  администрации  города  с
   районным  делением  Президентом  Республики  Татарстан  с согласия
   объединенного Совета народных депутатов;
       части 6, 8 и 9 статьи 27;
       части 2 и 3 статьи 4;
       часть 5 статьи 13;
       пункт 6 части 1 статьи 26.
       В кассационной жалобе, поданной Председателем Государственного
   Совета Республики Татарстан,  поставлен вопрос об отмене решения и
   о направлении дела на новое рассмотрение в части ч.  2 и 3 ст.  4,
   ч.  5 ст.  13, ч.  9 ст. 27 Закона Республики Татарстан "О местных
   органах  государственной  власти  и управления" по тем основаниям,
   что судом неправильно применен и истолкован материальный закон.
       Проверив   материалы   дела  в пределах  доводов  кассационной
   жалобы,  обсудив доводы кассационной жалобы,  Судебная коллегия по
   гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации не находит
   оснований для ее удовлетворения.
       Законы  и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской
   Федерации  не  могут  противоречить федеральным законам.  В случае
   противоречия  между  федеральным законом и иным актом,  изданным в
   Российской  Федерации,  действует федеральный закон (п.  5 ст.  76
   Конституции РФ).
       Как  видно  из  материалов  дела,  с  30  ноября  1994  года в
   Республике  Татарстан  действует  Закон  Республики  Татарстан  "О
   местных  органах  государственной власти и управления".  На момент
   рассмотрения дела судом первой инстанции данный Закон действовал в
   редакции Закона Республики Татарстан N 87 от 25 мая 1995 года.
       Суд   первой   инстанции  пришел  к правильному  выводу,   что
   отдельные   положения   указанного   Закона  Республики  Татарстан
   противоречат федеральному законодательству.
       В частности,  противоречат федеральному законодательству части
   2  и 3  статьи  4 республиканского  Закона,   поскольку  указанные
   положения,  предусматривающие объединение местных советов народных
   депутатов,  нарушают  принцип  непосредственного участия граждан в
   формировании  государственных органов.  Также нарушаются положения
   части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации,  в соответствии
   с которой народ осуществляет свою власть непосредственно,  а также
   через органы государственной власти.  Кроме того, принятие решения
   об  объединении  Советов  и администрации решениями соответственно
   Государственного Совета и Президента Республики Татарстан нарушает
   принцип   разделения  властей  и их  самостоятельности  в пределах
   полномочий.   По   указанным   основаниям  суд  правильно  признал
   противоречащей  федеральному  законодательству и часть 5 статьи 13
   республиканского Закона.
       Часть 9 статьи 27 республиканского Закона предусматривает, что
   глава местной администрации,  являющийся депутатом данного Совета,
   может  быть  избран председателем соответствующего Совета.  Однако
   такой  подход  противоречит  установленным Конституцией Российской
   Федерации  (частью  3 статьи  5 и статьей 5) и Федеральным законом
   "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
   и   исполнительных   органов   государственной   власти  субъектов
   Российской Федерации" принципам разделения властей,  разграничения
   предметов  ведения  и полномочий  между  органами  государственной
   власти  и их  самостоятельности  в пределах  их полномочий (пункты
   "д", "е", "ж" части 1 статьи 1).
       Выводы  суда  первой  инстанции  мотивированы,   соответствуют
   собранным  по  делу  доказательствам  и оснований для признания их
   неправильными   не  установлено.   Учитывая  требования  закона  и
   установленные   судом   обстоятельства,   суд  правильно  разрешил
   возникший  спор,   а  доводы,  изложенные  в кассационной  жалобе,
   являются необоснованными.
       На  основании  изложенного и руководствуясь п.  1 ст.  305 ГПК
   РСФСР,  Судебная  коллегия  по  гражданским  делам Верховного Суда
   Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного суда Республики Татарстан от 16 мая 2002 г.
   оставить   без  изменения,   а  кассационную  жалобу  Председателя
   Государственного Совета Республики Татарстан - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz