ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2002 г. N 132пв-02
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председателя Лебедева В.М.,
членов Президиума Радченко В.И.,
Сергеевой Н.Ю.,
Верина В.П.,
Жуйкова В.М.,
Смакова Р.М.,
Попова Г.Н.,
Меркушова А.Е.,
Вячеславова В.К.,
с участием заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.
рассмотрел в порядке надзора по протесту Первого заместителя
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Радченко В.И.
гражданское дело по жалобе Некоммерческого партнерства "Московская
фондовая биржа" на абзац 3 пункта 2 и абзац 2 пункта 12 Инструкции
Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. N 7 "О
порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями,
организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и
проведение операций на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Гуцола Ю.А., объяснения представителей Некоммерческого партнерства
"Московская фондовая биржа" Мамонтова А.Н., Хейло Д.Л.
(доверенности в деле), представителя Центрального банка Российской
Федерации Батырева Т.К. (доверенность в деле), заключение
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова
С.Г., полагавшего протест удовлетворить, Президиум Верховного Суда
Российской Федерации
установил:
Центральный банк Российской Федерации Приказом от 29 июня 1992
г. N 02-104А утвердил Инструкцию "О порядке обязательной продажи
предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки
через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем
валютном рынке Российской Федерации" (в ред. письма ЦБ РФ от
15.09.92 N 17, телеграммы ЦБ РФ от 31.12.92 N 286-92, писем ЦБ РФ
от 28.06.93 N 41, от 05.04.94 N 84, от 21.06.94 N 94, от 29.07.94
N 101, от 26.06.95 N 178; Приказа ЦБ РФ от 17.07.97 N 02-311,
Указаний ЦБ РФ от 11.09.98 N 347-У, от 07.12.98 N 347-У, от
31.12.98 N 476-У, от 13.01.99 N 482-У, от 18.06.99 N 580-У).
Абзацем третьим пункта 2 и абзацем вторым пункта 12 указанной
Инструкции предусмотрено соответственно:
- обязательная продажа части экспортной валютной выручки
юридического лица осуществляется по поручению последнего через
уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, действующих
на основании соответствующих лицензий Банка России, либо
непосредственно Центральному банку Российской Федерации - по
согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России,
если иное не установлено Банком России;
- в течение трех рабочих дней от даты зачисления на лицевой
счет иностранной валюты (включая день зачисления) уполномоченный
банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных
биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка
России.
Некоммерческое партнерство "Московская фондовая биржа"
обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании недействительными приведенных положений Инструкции с
момента их принятия, ссылаясь на то, что этими правовыми нормами
незаконно ограничена возможность обязательной продажи части
экспортной валютной выручки юридического лица по поручению
последнего через уполномоченные банки непосредственно другим
уполномоченным банкам, минуя межбанковские валютные биржи.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2002
г. заявление Некоммерческого партнерства "Московская фондовая
биржа" удовлетворено частично: указанные пункты Инструкции
признаны недействующими в части, ограничивающей возможность
обязательной продажи части экспортной валютной выручки
юридического лица по поручению последнего через уполномоченные
банки непосредственно другим уполномоченным банкам.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской
Федерации от 30 мая 2002 г. решение оставлено без изменения.
В протесте Первого заместителя Председателя Верховного Суда
Российской Федерации поставлен вопрос об отмене названных судебных
постановлений и вынесении по делу нового решения об отказе в
удовлетворении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум
Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным.
В обоснование вывода о праве хозяйствующих субъектов по своему
выбору совершать сделки купли - продажи иностранной валюты,
включая обязательную продажу иностранной валюты, либо
непосредственно через уполномоченные банки либо через валютные
биржи, суд сослался на положение п. 2 статьи 4 Закона Российской
Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании
и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 29.12.98
N 192-ФЗ, от 05.07.99 N 128-ФЗ, от 31.05.2001 N 72-ФЗ, от
08.08.2001 N 130-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ), допускающего, по
мнению суда, свободу такого выбора.
Однако содержание статьи 4 названного Закона не дает оснований
для такого вывода.
В ст. 4 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
от 9 октября 1992 г. N 3615-1 содержатся общие нормы о внутреннем
валютном рынке Российской Федерации. Норма, содержащаяся в п. 1
Закона, предусматривает право резидентов покупать иностранную
валюту на внутреннем валютном рынке. При этом порядок и цели
покупки иностранной валюты определяются Центральным банком
Российской Федерации.
В п. 2 Закона устанавливается, что покупка и продажа
иностранной валюты производятся исключительно через уполномоченные
банки, являющиеся агентами Центрального банка Российской
Федерации, которые в свою очередь могут заключать сделки купли -
продажи иностранной валюты и между собой. Купля - продажа
иностранной валюты может осуществляться также через валютные
биржи, но с обязательным участием в качестве сторон заключаемых
сделок уполномоченных банков. Покупка и продажа иностранной валюты
минуя уполномоченные банки не допускается.
Норма п. 4 Закона допускает участие Центрального банка в
качестве стороны в сделках купли - продажи иностранной валюты.
Таким образом, в ст. 4 данного Закона вообще не описывается ни
общий порядок заключения сделок купли - продажи иностранной
валюты, ни порядок обязательной продажи иностранной валюты
юридическими лицами.
В ст. 4 названного Закона дается лишь правовая характеристика
того, что представляет собой внутренний валютный рынок Российской
Федерации, определяются участники рынка и их взаимосвязи с
хозяйствующими субъектами (собственниками иностранной валюты). Ни
о каком праве собственного выбора хозяйствующими субъектами
способов обязательной продажи принадлежащей им иностранной валюты
в ст. 4 этого Закона не упоминается и, исходя из иного назначения
статьи, упоминаться не может.
В п. 5 ст. 6 Закона содержится специальная правовая норма о
порядке обязательной продажи иностранной валюты. "Порядок
обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на
внутреннем валютном рынке Российской Федерации, - говорится в п. 5
ст. 6, - устанавливается Президентом Российской Федерации".
Введение в Закон специальной нормы объясняется государственной
важностью необходимости переноса полномочия установления особого
порядка в отношении обязательной продажи иностранной валюты на
высшее должностное лицо в стране, каковым является Президент
Российской Федерации, поскольку в конечном счете речь идет о
создании прочной финансовой базы для обеспечения защиты и
обеспечения устойчивости рубля - валютного резерва государства.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г.
N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части
валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (с изменениями от
24 декабря 1993 г., 15 марта 1999 г., 25 июля, 23 декабря 2000 г.)
право установления порядка обязательной продажи части иностранной
валюты было делегировано Центральному банку Российской Федерации.
Реализация данного полномочия была осуществлена Центральным банком
РФ в Инструкции ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7. Согласно п. 2 данной
Инструкции в редакции Указания ЦБР от 7 декабря 1998 г. N 437-У
"Обязательная продажа части экспортной выручки юридического лица
осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки
на межбанковских валютных биржах, действующих на основании
соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно
Центральному банку Российской Федерации - по согласованию с
Департаментом иностранных операций Банка России, если иное не
установлено Банком России".
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод,
что статья 4 и иные положения Закона РФ "О валютном регулировании
и валютном контроле" не предусматривают права хозяйствующих
субъектов по собственному выбору осуществлять обязательную продажу
валюты.
Центральный банк РФ вправе, в пределах делегированных ему
Президентом Российской Федерации полномочий, устанавливать
порядок, по которому обязательная продажа осуществляется только
через валютные биржи либо непосредственно Центральному банку РФ.
Доводы в судебных постановлениях о том, что полномочия
Центрального банка ограничивались установлением "процедуры"
обязательной продажи, а не изложением правил продажи,
неосновательны.
Полномочия Банка России по установлению систематизированного
набора правил продажи основаны на положении статьи 4 Закона РФ "О
валютном регулировании и валютном контроле" о праве установления
"порядка" продажи валюты, а также, в отношении "порядка
обязательной продажи", на содержании пункта 5 статьи 6 этого же
Закона и Указах Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г.
N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части
валютной выручки и взимания экспортных пошлин" и от 15 марта 1999
г. N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной
выручки".
Трактовка судом понятия "порядок" как процедура, а не
систематизированного набора правил противоречит как
грамматическому, так и юридическому содержанию термина "порядок".
Судом в этой связи не принято во внимание, что валютное
регулирование, включая регулирование операций с иностранной
валютой и регулирование обязательной продажи, являются реализацией
возложенной на Банк России конституционной функции по защите и
обеспечению устойчивости рубля (часть 2 статьи 75 Конституции РФ),
п. 10 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)".
Согласно п. 1 ст. 9, п. п. 2 и 4 ст. 11 Закона Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред.
Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ) Банк России
является основным органом валютного регулирования и органом
валютного контроля, осуществляющим контроль за совершением
валютных операций кредитными организациями и биржами.
На основании подпунктов "б" и "г" пункта 2 статьи 9 указанного
Закона Банк России как основной орган валютного регулирования
издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской
Федерации резидентами и нерезидентами, устанавливает правила
проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации
операций с иностранной валютой.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от
14.12.2000 N 268-О подтверждено, что Банк России осуществляет
полномочия, которые по своей природе относятся к функциям
государственной власти, и нормотворческие полномочия Банка России
предполагают его исключительные права и обязанности по
установлению обязательных для органов государственной власти, всех
юридических и физических лиц правил поведения по вопросам,
отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
При указанном положении нельзя согласиться с доводами в
судебных постановлениях о том, что Инструкция ЦБ РФ N 7 в
обжалуемой части противоречит Федеральному закону и издана с
превышением полномочий.
Неосновательны и доводы о противоречии данной Инструкции в
обжалуемой части статье 55 Конституции РФ и статье 1 ГК РФ. Судом
не принято во внимание, что порядок обязательной продажи
экспортной валютной выручки установлен Банком России в Инструкции
от 29 июня 1992 г. N 7 в отношении юридических лиц - резидентов в
целях защиты экономических интересов и безопасности государства.
Учитывая, что обеспечение Банком России устойчивости рубля
является одним из основных факторов обеспечения экономической
безопасности государства, порядок осуществления обязательной
продажи экспортной валютной выручки, предусмотренной в абзаце 3
пункта 2 и абзаце 2 пункта 12 Инструкции, установлен на основании
ст. 55 Конституции РФ в целях обеспечения экономической
безопасности государства в пределах полномочий, предоставленных
Банку России Законом "О валютном регулировании и валютном
контроле", и указанной статье Конституции РФ и статье 1 ГК РФ не
противоречит.
Ссылка на противоречие положений Инструкции ЦБ от 29 июня 1992
г. N 7 статье 12 Федерального закона "О защите конкуренции на
рынке финансовых услуг" неосновательна, так как определенный
Банком России порядок обязательной продажи валютной выручки не
подпадает под сферу действия указанного Федерального закона.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что по делу
допущено неправильное применение норм материального права,
Президиум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь п.
5 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГПК РСФСР,
постановил:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2002
г. и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской
Федерации от 30 мая 2002 г. отменить. Вынести по делу новое
решение об отказе в удовлетворении заявления Некоммерческого
партнерства "Московская фондовая биржа" о признании
недействительными абзаца третьего пункта 2 и абзаца второго пункта
12 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29.06.91
N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями,
организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и
проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации", утвержденной Приказом Центрального банка Российской
Федерации от 29.06.92 N 02-104А "Об утверждении Инструкции о
порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями,
организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и
проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации" (в ред. письма ЦБ РФ от 15.09.92 N 17, телеграммы ЦБ РФ
от 31.12.92 N 286-92, писем ЦБ РФ от 28.06.93 N 41, от 05.04.94
N 84, от 21.06.94 N 94, от 29.07.94 N 101, от 26.06.95 N 178;
Приказа ЦБ РФ от 17.07.97 N 02-311, Указаний ЦБ РФ от 11.09.98
N 347-У, от 07.12.98 N 437-У, от 31.12.98 N 476-У, от 13.01.99
N 482-У, от 18.06.99 N 580-У).
|