ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2002 г. N 6640/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного
суда Уральского округа от 14.06.01 по делу N А30-7/2001
Арбитражного суда Коми - Пермяцкого автономного округа.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Центральный банк Российской Федерации в лице его Главного
управления по Пермской области обратился в Арбитражный суд Коми -
Пермяцкого автономного округа с иском к Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кудымкару Коми
- Пермяцкого автономного округа о признании недействительным ее
решения от 21.11.2000 N 04/265 о привлечении расчетно - кассового
центра Банка России к ответственности за неуплату земельного
налога.
Решением от 15.02.01 исковое требование удовлетворено.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением
от 14.06.01 решение отменил, в удовлетворении иска отказал.
В протесте первого заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации предлагается постановление кассационной
инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена
выездная налоговая проверка расчетно - кассового центра города
Кудымкара Главного управления Банка России по Пермской области по
соблюдению налогового законодательства в части правильности
исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога
на землю за 1998 - 2000 годы.
В результате проверки выявлена неуплата налога, о чем
составлен акт от 25.10.2000 N 04/37 и принято решение от
21.11.2000 N 04/265, по которому предъявлено требование об уплате
14718 рублей, в том числе 8496 рублей недоимки по налогу, 4373
рублей пеней и 1849 рублей штрафа за непредставление сведений по
уплате налога.
Удовлетворяя требование истца, суд первой инстанции исходил из
того, что Банк России, являясь органом государственной власти, в
силу Закона Российской Федерации "О плате за землю" освобожден от
уплаты земельного налога.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной
инстанции сослался на то, что в статье 12 названного Закона указан
исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного
налога. Банк России в этом перечне не указан.
Данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской
Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью
освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности
органов государственной власти и управления.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен
Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены
его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть
1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля
(часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов
государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся
банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью
кредитных организаций и осуществления денежно - кредитной
политики, по своей правовой природе относятся к функциям органов
государственной власти, поскольку их реализация предполагает
применение мер государственного принуждения.
Полномочия Банка России также предусматривают его
исключительные права и обязанности по установлению обязательных
для органов государственной власти, всех юридических и физических
лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Следовательно, Банк России пользовался льготой по земельному
налогу на законном основании.
Согласно статье 83 Закона Российской Федерации "О Центральном
банке Российской Федерации" Банк России образует единую
централизованную систему с вертикальной структурой управления,
поэтому льготой по уплате земельного налога вправе пользоваться и
его территориальные управления и расчетно - кассовые центры, через
которые он осуществляет властные полномочия на местах.
Таким образом, у суда кассационной инстанции не имелось
правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14.06.01 по делу N А30-7/2001 Арбитражного суда Коми -
Пермяцкого автономного округа отменить.
Решение Арбитражного суда Коми - Пермяцкого автономного округа
от 15.02.01 по тому же делу оставить в силе.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
|