МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 июля 2002 г. N 01-97/16-67
В связи с неоднократными обращениями в Министерство культуры
Российской Федерации по вопросу применения "Положения о
лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных
произведений, если указанная деятельность осуществляется в
кинозале" (утверждено Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13 мая 2002 г. N 308) Минкультуры России направляет
следующие разъяснения.
Как следует из ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г.
N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", к
лицензируемым видам относятся виды деятельности, осуществление
которых, в частности, может повлечь за собой нанесение ущерба
правам, законным интересам, здоровью граждан.
Применительно к публичному показу аудиовизуальных произведений
в кинозале данное положение означает обязанность лицензиата
соблюдать права и интересы зрителей - потребителей данного вида
услуги, а также интересы правообладателей на аудиовизуальные
произведения, предназначенные для публичного показа.
При осуществлении данного вида деятельности лицензиат берет на
себя:
- обязанность показывать фильмы с разрешения правообладателя и
только после государственной регистрации фильмов, соблюдать
установленные в процессе регистрации возрастные ограничения
зрительской аудитории, заранее информировать зрителей о таких
ограничениях, чтобы увиденное ими на экране не отразилось
негативно на эмоциональном и психическом состоянии граждан, прежде
всего детей и подростков;
- обязанность показывать фильмы с соблюдением требований к
качеству изображения и звука, установленных соответствующими
отраслевыми стандартами, из чего следует:
- обязанность обеспечить обслуживание кинопроекционного
оборудования персоналом, имеющим опыт работы на таком
оборудовании, подтвержденный квалификационным удостоверением.
Исходя из этого были сформулированы лицензионные требования и
условия осуществления данного вида деятельности, изложенные в п. 3
Положения.
Положение разработано с учетом тенденции на ввод в
эксплуатацию современных кинозалов как в результате строительства
новых, так и переоборудования уже имеющихся кинозрелищных
предприятий, превращение кинопоказа в один из престижных и
прибыльных видов деятельности. Вместе с тем это не означает, что
за скобками лицензирования остаются сотни уже действующих
кинозалов, в том числе и в сельской местности.
Главный признак, определяющий необходимость получения
лицензиатом лицензии на право заниматься деятельностью по
публичному показу аудиовизуальных произведений, - наличие
кинозала, т.е. наличие специального помещения, отвечающего
установленным нормам и требованиям (абзац второй п. 1 Положения).
Очевидно, что под это определение не подпадают актовые залы школ,
институтов, больниц и подобных учреждений, помещения кафе, баров,
ресторанов и клубов, открытые площадки, на которых показ фильмов
происходит на сезонной основе. Владельцам таких помещений
(площадок) нет необходимости получать лицензию на публичный показ
аудиовизуальных произведений в кинозале, что не исключает их
обязанность соблюдать иные нормы и требования, установленные
действующим законодательством (экологические, санитарно -
эпидемиологические, противопожарные и другие).
В п. 3 Положения перечисляются лицензионные требования и
условия, при обязательном соблюдении которых может осуществляться
данный вид деятельности. Необходимость установления лицензионных
требований и условий определена в статьях 2 и 3 Федерального
закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности".
Тот факт, что лицензионные требования и условия, установленные
в пп. а) и в) п. 3 Положения, повторяют ряд пунктов Правил по
киновидеообслуживанию населения (утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 N 1264 в редакции
Постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000
N 859), не умаляет их важности и в то же время не налагает на
лицензиата новых обязанностей. Тем самым лишь вновь подчеркнуто,
что данные требования и условия - основные. В этой связи
исключение их из текста Положения нецелесообразно.
Хотели бы подробнее остановиться на применении пп. в) п. 3
Положения.
Порядок получения прокатных удостоверений на аудиовизуальные
произведения, предназначенные для распространения на территории
Российской Федерации, определен Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 396 "О
регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной
демонстрации" (в редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 17.11.2000 N 859).
Данное Постановление не имеет обратной силы, т.е. фильмы,
выпущенные в кинотеатральный прокат в установленном порядке до
принятия данного Постановления, не нуждаются в регистрации и
получении прокатных удостоверений нового образца, поскольку были
разрешены к прокату на основании действовавших ранее правил.
Таким образом, кинофильмы выпуска прошлых лет, поступавшие в
установленном порядке в фильмофонды региональных прокатных
организаций до 28.04.1993, могут демонстрироваться на экранах
кинотеатров без прокатных удостоверений, если срок их проката не
истек. В отношении отечественных фильмов срок кинотеатрального
проката, как правило, не ограничивался.
Вместе с тем копии зарубежных фильмов, сохранившиеся в
фильмофондах, договорной срок проката которых истек, не могут
демонстрироваться в кинотеатрах. Исключение составляют фильмы,
перешедшие в общественное достояние в соответствии со ст. 28
Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об
авторском праве и смежных правах".
Что касается требования пп. б) п. 3 Положения, то оно
относится к персоналу, непосредственно обслуживающему
кинопроекционное и звуковоспроизводящее оборудование. Его
квалификация может определяться как удостоверением об окончании
соответствующего учебного заведения (курсов), так и
квалификационным удостоверением, выдаваемым квалификационными
комиссиями. Такие комиссии могут создаваться при территориальных
органах управления кинематографией субъектов Российской Федерации
по инициативе самих этих органов.
Требования к квалификации других специалистов, обслуживающих
кинозал, не входят в лицензионные требования и условия, выполнение
которых обязательно при осуществлении данного вида деятельности.
Администрация (владельцы) кинозалов вправе сама определять
условия, необходимость и порядок проведения аттестации
специалистов. Данный подход основывается на общей государственной
концепции по максимальному сокращению бюрократических и
административных барьеров при осуществлении предпринимательской
деятельности, упрощению порядка получения лицензий.
Согласно п. 6 Положения лицензирующий орган при проведении
лицензирования имеет право провести проверку соответствия
соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также
запросить у соискателя лицензии сведения, подтверждающие
возможность их соблюдения. Согласно п. 11 Положения лицензирующий
орган не реже одного раза в год осуществляет проверки деятельности
лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и
условиям.
Из вышеизложенного следует, что лицензирующий орган для
осуществления своих функций не только имеет право, но и должен
иметь перечень принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) или
используемых им объектов.
Согласно п. 3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001
г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или
используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям
является одним из оснований для отказа в предоставлении лицензии.
Данная норма полностью применима к лицензированию деятельности по
публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозале.
А.А.ГОЛУТВА
|