ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2002 года
Дело N 67-Г02-31
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Кебы Ю.Г.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 26 июля 2002 г. дело по
жалобе Гречишниковой О.В., Зиновьева К.С., Крестьянова А.П.,
Плотникова М.А., Рузанкиной И.Г., Рябининой И.Ю. о признании
незаконным (недействительным) Закона Новосибирской области "О
схеме образования избирательных округов по выборам депутатов
Новосибирского областного Совета депутатов", по кассационной
жалобе Гречишниковой О.В., Зиновьева К.С., Крестьянова А.П.,
Плотникова М.А., Рузанкиной И.Г., Рябининой И.Ю. на решение
Новосибирского областного суда от 13 мая 2002 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Потапенко С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением 42 сессии Новосибирского областного Совета
депутатов второго созыва 11 июля 2001 года принят Закон
Новосибирской области "О схеме образования избирательных округов
по выборам депутатов Новосибирского областного Совета депутатов".
Данный Закон 18 июля 2001 года подписан главой администрации
Новосибирской области и опубликован в газетах "Советская Сибирь" и
"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" 22 августа
2001 года.
23 апреля 2002 года заявители Гречишникова О.В., Зиновьев
К.С., Крестьянов А.П., Плотников М.А., Рузанкина И.Г., Рябинина
И.Ю. обратились в Новосибирский областной суд с жалобой, в которой
просили признать указанный выше Закон Новосибирской области "О
схеме образования избирательных округов по выборам депутатов
Новосибирского областного Совета депутатов" (далее - закон области
"О схеме...") недействительным. В стадии досудебной подготовки по
делу заявителями 6 мая 2002 года представлено дополнение к жалобе,
в которой заявители, уточнив свои требования, просили признать
недействительной ст. 1 оспариваемого Закона в части неуказания
после слов "утвердить схему образования избирательных округов по
выборам депутатов Новосибирского областного Совета депутатов" слов
"включая ее графическое изображение". Кроме того, заявители
просили признать недействительными приложения N 1, 2 к Закону
области "О схеме..." в части неуказания в них информации о
границах избирательных округов (включая избирательный округ N 20)
и графического изображения схемы избирательных округов (включая
избирательный округ N 20) в виде схематической карты.
В обоснование жалобы заявители указали, что оспариваемый ими
Закон противоречит требованиям ст. 19 ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", так как Закон Новосибирской области не
содержит ни графического изображения округов, ни указания на
границы округов. По мнению заявителей, схема избирательного округа
(включая его графическое изображение) необходима, поскольку только
она обеспечивает возможность законного сбора подписей для
регистрации в качестве кандидата в депутаты. Также заявители
считают, что необходимость включения в схему избирательных округов
графического изображения основана на федеральном законе, является
составной частью схемы избирательных округов.
По мнению заявителей, отсутствие в оспариваемом Законе области
"О схеме..." графического изображения избирательных округов и
границы избирательных округов нарушает их право как кандидатов в
депутаты Новосибирского областного Совета депутатов по
избирательному округу N 20 на законный сбор подписей избирателей
в их поддержку, а также на последующую предвыборную агитацию.
Представители Новосибирского областного Совета депутатов,
главы администрации Новосибирской области и Новосибирской
областной избирательной комиссии, возражая против жалобы,
пояснили, что в избирательном законодательстве отсутствует норма,
излагающая основные требования к составлению графического
изображения схемы избирательных округов, а также к процедуре ее
утверждения. Отсутствие публикации графического изображения схемы
избирательного округа в оспариваемом Законе области "О схеме..."
не препятствует и не нарушает права кандидата на сбор подписей
избирателей, поскольку в описании схемы избирательных округов,
которое дано в оспариваемом Законе, перечислены все
административно-территориальные единицы, муниципальные
образования, микрорайоны, улицы, переулки, номера домов, входящие
в территорию округа, с общим количеством избирателей около 40000
чел., что позволяет кандидату в любом из перечисленных населенных
пунктов вести сбор подписей. Кроме того, заявители по своей воле
вообще не приступали к сбору подписей, не обращались в окружную
избирательную комиссию с просьбой об уточнении места расположения
интересующего их населенного пункта либо какого-то иного объекта.
Решением Новосибирского областного суда от 13 мая 2002 г. в
удовлетворении жалобы заявителям отказано.
В кассационной жалобе Гречишниковой О.В., Зиновьева К.С.,
Крестьянова А.П., Плотникова М.А., Рузанкиной И.Г., Рябининой И.Ю.
поставлен вопрос об отмене решения и о направлении дела на новое
рассмотрение по тем основаниям, что судом неправильно применены
нормы материального права, а выводы суда не соответствуют
фактическим обстоятельствам дела; вследствие отсутствия в Законе
области графического изображения схемы избирательных округов они
не смогли реализовать свое пассивное избирательное право.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены
решения, постановленного в соответствии с установленными в суде
обстоятельствами и требованиями закона.
Как видно из материалов дела, 2 декабря 2001 года в
Новосибирской области состоялись выборы депутатов Новосибирского
областного Совета депутатов.
Решением окружной избирательной комиссии по избирательному
округу N 20 от 7 декабря 2001 года были назначены повторные выборы
на 12 мая 2002 года в связи с тем, что в избирательном округе N 20
большинство избирателей проголосовало против всех кандидатов, а
потому выборы были признаны несостоявшимися. На повторные выборы
заявители Гречишникова О.В., Зиновьев К.С., Крестьянов А.П.,
Плотников М.А., Рузанкина И.Г. и Рябинина И.Ю. выдвинули свои
кандидатуры в порядке самовыдвижения и должны были начать сбор
подписей избирателей в поддержку их кандидатур. Однако они не
приступали фактически к сбору подписей избирателей в свою
поддержку, ссылаясь, что не могли этого сделать в связи с
отсутствием в оспариваемом ими Законе Новосибирской области "О
схеме..." указания на границы округов и их графического
изображения.
Согласно пунктам 1, 5 ст. 19 ФЗ "Об основных гарантиях..." для
проведения выборов должна быть определена схема избирательных
округов, она должна быть утверждена представительным органом
государственной власти и опубликована (обнародована), включая ее
графическое изображение. Аналогичные требования содержатся и в ст.
10 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов
Новосибирского областного Совета депутатов". Оспариваемым Законом
области "О схеме..." дано описание всех избирательных округов, в
том числе и избирательного округа N 20, по которому заявители
выдвинули свои кандидатуры в депутаты Новосибирского областного
Совета депутатов. В приложении N 1 к данному Закону содержится
схема избирательных округов с указанием общей численности
избирателей по области - два миллиона сорок тысяч шестьсот;
количество избирательных округов по области в соответствии с
Уставом Новосибирской области - 49; среднее число избирателей на 1
мандат - 41645; обозначены номера избирательных округов,
определены территории административно-территориальных единиц, в
них входящих, указано число избирателей по каждому избирательному
округу и процент отклонения от средней нормы представительства
избирателей, не превышающий 10%, как этого требует п. 3 ст. 19 ФЗ
"Об общих принципах...". Суд первой инстанции пришел к правильному
выводу, что данным Законом границы избирательных округов, в том
числе избирательного округа N 20, определены, описание
избирательных округов, в частности избирательного округа N 20,
дано подробное, изложено понятно. Перечисленные в Законе
населенные пункты - сельсоветы, рабочие поселки, улицы, жилые
массивы (в том числе в городе Искитиме и Искитимском районе) -
находятся внутри границы избирательного округа, а соответственно
те объекты, которые в указанном выше перечислении отсутствуют,
находятся вне пределов избирательного округа.
Отсутствие в оспариваемом Законе области графического
изображения избирательных округов не может являться основанием для
признания этого закона противоречащим федеральному
законодательству и недействующим, поскольку по смыслу ст. 10
Конституции Российской Федерации органы законодательной и судебной
власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг
друга, то есть суд не может обязать законодательный орган субъекта
РФ, в данном случае Новосибирский областной Совет депутатов,
принять, изменить или дополнить какой-либо закон, это является
компетенцией законодательного органа. Суд лишь вправе в силу ч. 4
ст. 27 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" проверить по жалобе
заинтересованных лиц соответствие закона субъекта РФ, в частности
Новосибирской области, федеральному законодательству.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют
собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их
неправильными не установлено. Учитывая требования закона и
установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил
возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе,
являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Новосибирского областного суда от 13 мая 2002 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу Гречишниковой О.В.,
Зиновьева К.С., Крестьянова А.П., Плотникова М.А., Рузанкиной
И.Г., Рябининой И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
В.И.НЕЧАЕВ
Судьи
Ю.Г.КЕБА
С.В.ПОТАПЕНКО
|