МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
РЕШЕНИЕ N 55
ОБ ОСНОВАХ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
(Москва, 13 мая 2002 года)
Межгосударственный Совет Евразийского экономического
сообщества
решил:
принять Основы пограничной политики государств - членов
Евразийского экономического сообщества (прилагаются).
(Подписи)
Приложение
к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС
от 13 мая 2002 г. N 55
ОСНОВЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Основы пограничной политики государств - членов Евразийского
экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС или Сообщество)
представляют собой систему официально принятых в этих государствах
взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и
механизм реализации пограничной политики государств - членов
Сообщества.
1. Общие положения
Под пограничной политикой государств - членов Сообщества
понимается их совместная деятельность по комплексному
осуществлению своих функций в пограничных пространствах. Она
направлена на обеспечение суверенитета и территориальной
целостности, реализацию и защиту национальных интересов и
безопасности государств - членов Сообщества.
Пограничная политика государств - членов Сообщества
формируется на основе их конституций, законов и других
нормативно-правовых актов, международных договоров, участниками
которых они являются, решений органов управления интеграцией в
рамках ЕврАзЭС и общепринятых принципов и норм международного
права.
Пограничная политика государств - членов Сообщества
осуществляется в пограничном пространстве каждой из Сторон.
Объектом пограничной политики являются пограничные
пространства государств - членов Сообщества, охватывающие их
внешние границы в пределах приграничных территорий (пункты
пропуска через государственные границы, трансграничные
(пограничные) водные объекты, акватории территориальных и
внутренних вод) и воздушных пространств.
Субъектами пограничной политики государств - членов Сообщества
являются органы управления интеграцией в рамках ЕврАзЭС, органы
государственной власти, органы власти административно -
территориальных образований, органы местного самоуправления,
общественные объединения, организации и граждане государств -
членов Сообщества.
Цель пограничной политики государств - членов Сообщества -
реализация и защита национальных интересов, обеспечение
пограничной безопасности государств - членов Сообщества.
Пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства в пограничных
пространствах.
Основные задачи пограничной политики государств - членов
Сообщества:
создание условий для обеспечения пограничной безопасности
государств - членов Сообщества;
содействие межгосударственному сотрудничеству и принятие
совместных мер в соответствии с международными договорами по
предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов на
территориях, прилегающих к границам государств - членов Сообщества
с государствами, не входящими в Сообщество (далее - внешние
границы);
совместное противодействие негативной экономической,
демографической, религиозной экспансии, а также международному
терроризму;
обеспечение экономической безопасности на внешних границах;
укрепление и обустройство внешних границ.
Принципы пограничной политики государств - членов Сообщества:
взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности
государств, нерушимости их государственных границ;
всестороннее сотрудничество в защите и охране внешних границ;
взаимная ответственность за принятие надлежащих мер по
обеспечению охраны своих государственных границ с учетом интересов
пограничной безопасности всех государств - членов Сообщества;
мирное разрешение спорных вопросов с сопредельными
государствами по пограничным вопросам;
уважение прав и свобод гражданин.
2. Основные угрозы пограничной безопасности
государств - членов ЕврАзЭС
Основными потенциальными угрозами пограничной безопасности
государств - членов Сообщества являются:
региональные вооруженные конфликты вблизи внешних границ
государств - членов Сообщества;
территориальные притязания отдельных сопредельных государств;
проявления национального и религиозного экстремизма,
этнического и регионального сепаратизма;
трансграничная организованная преступность и международный
терроризм;
нестабильность обстановки на территориях, прилегающих к
внешним границам государств - членов Сообщества, вследствие
снижения жизненного уровня населения;
увеличение потоков незаконной миграции граждан через
территорию государств - членов Сообщества и незаконной
экономической деятельности;
аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным
переносом;
неблагоприятное санитарно-эпидемиологическое воздействие
сопредельных стран на государства - члены Сообщества, занос на
территорию государств - членов Сообщества массовых инфекционных
заболеваний, опасных для людей, сельскохозяйственных животных и
растений.
3. Основные направления пограничной политики
государств - членов ЕврАзЭС
3.1. Обеспечение пограничной безопасности государств - членов
Сообщества.
Обеспечение пограничной безопасности государств - членов
Сообщества предполагает:
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы по
пограничным вопросам;
- осуществление на внешних границах всех видов контроля
(паспортно-визовой, таможенный, иммиграционный, автогрузовой,
санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный);
- прогнозирование обстановки на территориях, прилегающих к
внешним границам государств - членов Сообщества, выработку и
реализацию мер по совершенствованию механизма принятия совместных
решений.
3.2. Развитие межгосударственного и межрегионального
пограничного сотрудничества государств - членов Сообщества.
Межгосударственное и межрегиональное пограничное
сотрудничество предполагает:
формирование нормативной правовой базы государств - членов
Сообщества в области межгосударственного и межрегионального
пограничного сотрудничества;
сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной
преступностью, международным терроризмом, всеми видами
контрабанды, незаконным оборотом оружия, наркотических и
психотропных веществ, незаконной миграцией и другими
правонарушениями.
Пограничное сотрудничество государств - членов Сообщества с
государствами, не входящими в Сообщество, основывается на
совпадении их интересов и направлено на последовательное
углубление взаимодействия и координации совместных мер по решению
пограничных проблем.
3.3. Международно-правовое оформление государственных границ
государств - членов Сообщества.
Международно-правовое оформление государственных границ
государств - членов Сообщества осуществляется на основе принципов
международного права, зафиксированных в Уставе ООН, других
международно-правовых документов, а также достигнутых
межгосударственных соглашений по пограничным вопросам.
Государственные границы государств - членов Сообщества
являются нерушимыми. Стороны последовательно придерживаются курса
бесконфликтного завершения процесса территориального разграничения
и международно-договорного оформления своих границ и отвергают
любые территориальные притязания по отношению к ним со стороны
сопредельных государств, а также попытки изменения существующей
государственной границы в одностороннем порядке.
Государства - члены Сообщества оставляют за собой право
принимать необходимые меры для защиты своих национальных интересов
и коллективной пограничной безопасности на внешних границах
государств - членов Сообщества.
3.4. Обеспечение социально-экономического и гуманитарного
развития приграничных территорий государств - членов Сообщества
осуществляется в интересах реализации их совместной пограничной
политики и включает:
содействие укреплению экономических, социальных, культурных,
гуманитарных и иных связей приграничных административно -
территориальных образований государств - членов Сообщества;
сохранение государственного контроля за стратегическими
ресурсами приграничных территорий;
участие в регулировании миграционных потоков;
поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и
обычаев, сохранение и приумножение культурных и духовных ценностей
населения, проживающего на приграничной территории, а также
экономических, родственных и дружественных связей;
создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций на
приграничных территориях, а в случае их возникновения совместное
проведение необходимых мероприятий по защите населения и
ликвидации последствий.
3.5. Организация совместных научных исследований в области
пограничной политики, представляющих взаимный интерес и касающихся
вопросов обеспечения пограничной безопасности государств - членов
Сообщества.
Приоритетными направлениями научных исследований в области
пограничной политики государств - членов Сообщества являются:
проблемы методологии и практики обеспечения пограничной
безопасности государств - членов Сообщества;
изучение влияния геополитических факторов на характер
реализации и защиты национальных интересов, пограничной
безопасности государств - членов Сообщества;
выработка механизмов и путей мирного решения существующих
пограничных проблем;
разработка политических, социально-экономических, военно -
технических, информационных и гуманитарных аспектов современной
пограничной политики;
совместные научные разработки новых технических средств охраны
границы;
исследование основных направлений и путей обеспечения
пограничной безопасности, совершенствование форм и способов охраны
внешних границ.
3.6. Организация и проведение согласованных специальных
операций по предупреждению, выявлению и пресечению контрабанды
через границы государств - членов Сообщества.
3.7. Организация тесного взаимодействия и установление
постоянных контактов органов управления ЕврАзЭС и создаваемых в
рамках "Шанхайской организации сотрудничества" правоохранительных
структур в реализации задач обеспечения экономической безопасности
на внешних границах ЕврАзЭС и борьбы с контрабандой.
3.8. Проведение комплекса организационно-технических
мероприятий по созданию в рамках ЕврАзЭС совместного
информационно-аналитического центра и формированию объединенного
банка данных о лицах, являющихся субъектами противоправной
деятельности через внешние границы государств - членов Сообщества.
4. Реализация пограничной политики
государств - членов ЕврАзЭС
Пограничная политика осуществляется в общей системе
обеспечения национальной безопасности посредством
скоординированной деятельности субъектов пограничной политики
государств - членов Сообщества в соответствии с национальными
законодательствами и полномочиями в этой сфере путем разработки и
реализации целевой Программы, а также в процессе осуществления
внешнеполитической, экономической, финансовой, гуманитарной и иной
деятельности государств - членов Сообщества.
Органом государств - членов Сообщества, осуществляющим
проведение согласованной пограничной политики, координацию
деятельности пограничных служб по вопросам, требующим совместных
действий, является Совет по пограничным вопросам государств -
членов ЕврАзЭС.
Координацию деятельности государственных органов
исполнительной власти государств - членов Сообщества по вопросам
пограничной политики осуществляют их пограничные ведомства, в
соответствии с их компетенцией, определяемой национальным
законодательством.
Подготовка и переподготовка пограничных кадров осуществляется
на основании двусторонних межгосударственных соглашений и при
соблюдении национальных законодательств государств - членов
Сообщества.
Основы пограничной политики могут дополняться и уточняться по
взаимному согласию государств - членов ЕврАзЭС.
|