Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2002 г. N 3634
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 июля 2002 г. N 101
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля
1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.
3589) и во исполнение Постановлений Правительства Российской
Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации
государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 42, ст. 4794) и от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций
государственного надзора за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений на Министерство транспорта" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля
за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
2. Возложить на федеральное государственное учреждение
"Российский Речной Регистр" проведение проверок за соблюдением
эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности
судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого
раздела Российского регистра гидротехнических сооружений.
Министр
С.ФРАНК
Утверждены
Приказом
Минтранса России
от 24 июля 2002 г. N 101
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
I. Общие положения
1. Правила проведения надзора и контроля за безопасностью
судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила)
разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997
г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <1>
(далее - Закон) и во исполнение Постановлений Правительства
Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации
государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений" <2>, от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций
государственного надзора за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской
Федерации" <3> и от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении
Положения о декларировании безопасности гидротехнических
сооружений" <4>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 30, ст. 3589.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 42, ст. 4794.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 21, ст. 2241.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 46, ст. 5698.
Настоящие Правила определяют организацию и проведение надзора
и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений
(далее - СГТС).
2. В настоящих Правилах используются следующие термины и
определения:
Безопасность гидротехнических сооружений - свойство
гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту
жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и
хозяйственных объектов.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения -
документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического
сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности
гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Критерии безопасности гидротехнического сооружения -
предельные значения количественных и качественных показателей
состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации,
соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического
сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими государственный
надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения -
разработка и осуществление мер по предупреждению аварий
гидротехнического сооружения.
Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение
соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации
работников эксплуатирующей организации нормам и правилам,
утвержденным в порядке, определенном Законом.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения,
которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей.
Эксплуатирующая организация - государственное или
муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой
организационно - правовой формы, на балансе которой находится
гидротехническое сооружение.
II. Организация государственного
надзора за безопасностью СГТС
3. Государственный надзор за безопасностью СГТС обеспечивает
Минтранс России (далее - орган надзора).
4. Орган надзора выполняет следующие функции:
- организация разработки и утверждение правил безопасности
СГТС, утверждение критериев их безопасности;
- организация проверок СГТС;
- выдача предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также
предписаний о приостановлении или прекращении строительства,
реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС;
- установление во взаимодействии с МЧС России перечня
экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы деклараций
безопасности СГТС, дополнительных требований к содержанию
деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы
деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию
объектов, графика представления деклараций безопасности;
- установление квалификационных требований к специалистам,
включенным в состав экспертных комиссий, определение порядка
формирования и регламента работы экспертных комиссий, организация
обучения экспертов и обмена опытом их работы;
- рассмотрение деклараций безопасности СГТС и заключений
экспертных комиссий, их утверждение;
- выдача разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию,
эксплуатацию или вывод из эксплуатации СГТС, либо на его
консервацию или ликвидацию;
- формирование и ведение отраслевого раздела Регистра
гидротехнических сооружений (далее - Регистр СГТС) и базы данных
деклараций безопасности СГТС;
- согласование использования территорий СГТС, русел рек и
прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением
предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для
осуществления хозяйственной или иной деятельности;
- участие в размещении СГТС, согласовании заданий на
проектирование, проектов строительства и реконструкции СГТС,
контроле качества их строительства, приемке в эксплуатацию, а
также в согласовании правил эксплуатации СГТС;
- участие в разработке проектов нормативных правовых актов в
области безопасности СГТС;
- иные функции, предусмотренные законодательством о
безопасности гидротехнических сооружений.
5. Организация, осуществление, координация и контроль
мероприятий, направленных на обеспечение надзора за безопасностью
СГТС, возлагаются на Департамент внутренних водных путей (далее -
ДВВП).
6. При осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС
проводятся проверки деятельности эксплуатирующих и подрядных
организаций при эксплуатации СГТС, их строительстве,
реконструкции, восстановлении или консервации в целях оценки
соблюдения норм и правил безопасности СГТС.
Проверки проводятся должностными лицами федеральных
государственных учреждений, подведомственных Минтрансу России,
перечень которых определяется в установленном Министерством
порядке.
По результатам проверок оформляются акты, в которых дается
заключение о соответствии состояния СГТС декларации безопасности и
назначаются мероприятия, направленные на устранение нарушений норм
и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых
при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству
и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются:
- данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;
- дата и место проведения проверки;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего
проверку;
- сведения о выявленных нарушениях;
- сведения об ознакомлении с актом представителя
эксплуатирующей организации, а также лиц, присутствовавших при
проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом
(лицами), проводившим проверку.
При наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП
может принять решение о приостановлении или прекращении
строительства, реконструкции, восстановления, консервации или
ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании
разрешения на эксплуатацию.
7. Декларация безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей
организации (в установленных законодательством Российской
Федерации случаях) является основанием для государственной
регистрации гидротехнического сооружения. При внесении последнего
в Регистр СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное
извещение о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего
кода.
8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает
эксплуатирующей организации разрешение на строительство, ввод в
эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации
гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию,
восстановление, консервацию или ликвидацию.
9. При аннулировании разрешения на строительство и
эксплуатацию СГТС его безопасность обеспечивается эксплуатирующей
организацией в соответствии с предписанием ДВВП. При этом
эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия
по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на
строительство и эксплуатацию СГТС.
Обеспечение безопасности СГТС, которое подлежит консервации
или ликвидации, осуществляется эксплуатирующей организацией в
соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из
эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации,
а также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или
ликвидации СГТС.
10. Надзор и контроль за безопасностью СГТС осуществляются
государственными инспекторами, которые при осуществлении своих
функций имеют право:
- беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по
вопросам их безопасности и организации технического контроля;
- рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения
норм и правил безопасности СГТС;
- давать обязательные для исполнения эксплуатирующими
организациями предписания об обеспечении безопасности СГТС и
контролировать их исполнение в установленные сроки;
- проверять деятельность физических и юридических лиц,
осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо
ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов
и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах
гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное
воздействие на безопасность СГТС;
- участвовать в работе комиссий по приемке СГТС в
эксплуатацию, расследовании причин аварий, аварийных происшествий
и чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных осмотрах и
комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими
организациями;
- получать от эксплуатирующих организаций информацию,
необходимую для выполнения возложенных на них функций.
Перечень должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за
безопасностью СГТС, определяется в установленном Минтрансом России
порядке.
11. Лица, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью
СГТС, несут ответственность за выполнение возложенных на них
обязанностей и за правильное использование предоставленных им прав
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Проверки СГТС
12. На СГТС могут проводиться инспекционные, общие и целевые
проверки.
13. Инспекционные проверки выполняются в случаях, когда при
рассмотрении ДВВП декларации безопасности и заключения экспертной
комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении
уровня безопасности СГТС.
14. Общие и целевые проверки выполняются в соответствии с
планом, утвержденным ДВВП. Для проведения проверок могут
привлекаться подведомственные органу надзора государственные
учреждения с учетом их функций и компетенции.
15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте один
раз в год с целью оценки соблюдения норм и правил безопасности
СГТС.
16. Эксплуатирующая организация перед общей проверкой готовит
справку об изменении характеристик СГТС по позициям информационных
материалов, которые предусмотрены Инструкцией о ведении
Российского регистра гидротехнических сооружений <*>.
Достоверность этих данных подтверждается в ходе проверки.
--------------------------------
<*> Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом
России и Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис,
01/229а, зарегистрирована Министерством юстиции Российской
Федерации 5 августа 1999 г., регистрационный N 1858.
17. Общая проверка проводится по базовой программе (приложение
к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения,
обусловленные необходимостью проверки информационных данных о СГТС
и соответствия фактического состояния сооружения декларации
безопасности.
18. На основании акта общей проверки в установленном порядке
вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС.
19. Задачей целевых проверок является оценка обеспечения
эксплуатирующими и подрядными организациями безопасности
строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых, восстанавливаемых,
консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка условий
лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях.
На сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут
проводиться целевые проверки по основным позициям базовой
программы.
20. Сроки проведения (периодичность) целевых проверок
устанавливаются планом в зависимости от состояния сооружения и
уровня его безопасности, графика ремонтно - восстановительных и
строительно - монтажных работ, сроков выполнения эксплуатирующими
и подрядными организациями мероприятий по обеспечению безопасности
СГТС, указанных в декларации безопасности, актах предыдущих
проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и обследованиям, а
также от других факторов.
21. Первая целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится
перед его внесением в Регистр СГТС. Целью этой проверки является
оценка полноты и качества информационных материалов о сооружении,
представленных эксплуатирующей организацией. С учетом результатов
проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр
СГТС.
IV. Разработка и проведение экспертизы
деклараций безопасности
22. Перечень подлежащих декларированию объектов со сроками
составления деклараций безопасности и перечень экспертных центров
устанавливаются ДВВП во взаимодействии с МЧС России и утверждаются
приказом Минтранса России. Контроль сроков представления
деклараций безопасности осуществляет ДВВП.
23. Декларация безопасности представляется декларантом в
экспертный центр, имеющий право проведения государственной
экспертизы деклараций безопасности СГТС.
24. После проведения в установленном порядке экспертизы
декларации безопасности экспертный центр направляет экспертное
заключение (два экземпляра) и декларацию в ДВВП. Контроль сроков
проведения экспертизы осуществляет ДВВП. Заключение экспертной
комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы
декларации безопасности после его утверждения ДВВП.
25. В случае отрицательного заключения экспертизы ДВВП
возвращает декларацию безопасности и один экземпляр экспертного
заключения декларанту, который имеет право в установленном порядке
потребовать проведения повторной государственной экспертизы.
26. При положительном заключении экспертизы ДВВП выносит
решение об утверждении декларации безопасности.
Утвержденные оригиналы (подлинники) декларации безопасности и
разрешения на эксплуатацию (ввод и вывод из эксплуатации,
консервацию, ликвидацию) с установленным сроком их действия,
заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний
представляет копии декларации безопасности, разрешения и
заключения экспертизы в подведомственное органу надзора
государственное учреждение, которое ведет базу данных деклараций
безопасности, производит анализ результатов декларирования СГТС,
готовит предложения по дополнительным требованиям к содержанию
декларации безопасности, методике ее составления и формам
представляемых материалов.
V. Учет и анализ результатов надзора и контроля
за безопасностью СГТС
27. Результаты надзора и контроля за безопасностью СГТС должны
учитываться, обобщаться и анализироваться в целях разработки и
реализации мероприятий по обеспечению безопасности СГТС.
28. Учету и анализу подлежат:
- акты, выдаваемые по результатам проверок;
- уведомления эксплуатирующих организаций об устранении
нарушений норм и правил безопасности СГТС;
- результаты деятельности, проводимой в соответствии с
настоящими Правилами;
- сведения о состоянии безопасности СГТС по результатам работы
за год;
- сведения о ходе декларирования безопасности СГТС и
предложения о необходимости корректировки графика декларирования.
29. При проведении анализа результатов надзора и контроля
следует:
- классифицировать выявленные нарушения безопасности по
принадлежности к конкретному виду СГТС, классу, нормативным
правовым, нормативно - техническим и другим актам в области
обеспечения безопасности;
- учитывать и обобщать результаты расследований нарушений норм
и правил безопасности СГТС, делать выводы о причинах и условиях
установленных нарушений;
- устанавливать причины невыполнения назначенных мероприятий,
направленных на устранение нарушений норм и правил безопасности
СГТС, и подводить результаты принятых мер по их исполнению;
- формулировать комплекс проблемных вопросов по обеспечению
безопасности СГТС;
- давать характеристику состояния безопасности СГТС,
находящихся на балансе Бассейновых органов государственного
управления на внутреннем водном транспорте и федерального
унитарного предприятия "Канал имени Москвы".
Приложение
к Правилам
БАЗОВАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Проверка судоходных гидротехнических сооружений (СГТС)
осуществляется по следующим позициям:
1) наличие разрешительной и технической документации;
2) оснащенность СГТС контрольно - измерительной аппаратурой
(КИА);
3) организация технического контроля состояния СГТС;
4) состояние СГТС;
5) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС;
6) готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и
аварийных ситуаций.
1) Наличие разрешительной и технической документации
Проверяется наличие разрешения на эксплуатацию СГТС, а также
соответствие наличия, комплектации, сроков действия и порядка
ведения технической документации требованиям действующих
руководящих документов.
2) Оснащенность СГТС контрольно - измерительной
аппаратурой (КИА)
Проверяются:
- соответствие количества и номенклатуры работоспособной КИА
проекту;
- оценка достаточности имеющейся КИА для осуществления
надежного контроля состояния СГТС и своевременного выявления
повреждений и процессов, которые могут привести к аварийной
ситуации;
- выполнение графика проверок КИА и ее метрологического
контроля.
3) Организация технического контроля состояния СГТС
Проверяются:
- структура подразделений эксплуатирующей организации,
осуществляющих технический контроль состояния СГТС,
укомплектованность персоналом этих подразделений и соответствие
уровня его профессиональной подготовки квалификационным
требованиям;
- выполнение правил технической эксплуатации в части контроля
технического состояния СГТС;
- оценка достаточности для обеспечения безопасности СГТС
видов, объемов, периодичности натурных наблюдений
(инструментальных, визуальных) и контрольно - профилактических
мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей организацией (осмотры,
обследования, осушения камер и т.п.);
- порядок оценки безопасности СГТС по результатам наблюдений
(регулярность оценки, анализ данных и разработка рекомендаций по
обеспечению надежности и безопасности СГТС, контроль со стороны
руководства эксплуатирующей организации, привлечение
специализированных научно - исследовательских и проектных
организаций для решения сложных вопросов эксплуатации и оценки
безопасности СГТС);
- наличие компьютерных систем мониторинга СГТС.
4) Состояние СГТС
Проверке подлежат:
- соответствие фактических режимов работы СГТС принятым в
проекте (с учетом возможных изменений);
- соответствие параметров СГТС, влияющих на его безопасность,
проекту и требованиям действующих нормативных документов;
- наличие проектной документации на конструктивные изменения
СГТС;
- наличие утвержденных критериев безопасности СГТС;
- соответствие значений показателей состояния СГТС
утвержденным критериям безопасности СГТС;
- соответствие качественного уровня безопасности СГТС
указанному в информационных данных и действующей декларации
безопасности.
5) Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС
Проверяются:
- выполнение планов - графиков наблюдений и обследований СГТС;
- выполнение мероприятий по обеспечению и повышению
безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности;
- выполнение рекомендаций комиссий по инспекторским осмотрам и
специальным обследованиям;
- выполнение мероприятий по обеспечению надежности и
безопасности СГТС, регламентированных приказами и распоряжениями
вышестоящих организаций;
- выполнение мероприятий, назначенных по итогам предыдущих
проверок;
- выполнение правил технической эксплуатации СГТС в части
подготовки персонала (обучение и повышение квалификации,
противоаварийные тренировки, проверка знаний).
6) Готовность к локализации и ликвидации
опасных повреждений и аварийных ситуаций
Проверяются:
- наличие на СГТС плана, согласованного с региональными
органами ГО и ЧС, органами исполнительной власти и местного
самоуправления, по совместной ликвидации гидродинамических аварий
и их последствий с участием спецподразделений и с использованием
материально - технических средств региона;
- наличие плана оперативных действий эксплуатационного
персонала СГТС при ликвидации аварийных ситуаций, знание этого
плана персоналом в пределах своей компетенции;
- наличие средств связи с персоналом СГТС, а также системы
оповещения населения при угрозе прорыва напорного фронта;
- наличие на СГТС сведений о произошедших за время
эксплуатации отказах, повреждениях и авариях, причинах их
возникновения и признаках проявления на начальных стадиях
развития;
- наличие на СГТС типовых конструктивно - технологических
решений или рекомендаций по предотвращению развития и по
ликвидации возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций,
знание этих материалов эксплуатационным персоналом в пределах
своей компетенции;
- наличие необходимых резервов строительных материалов,
оборудования, комплектующих и запасных частей, а также возможности
оперативного задействования землеройной техники, автотранспорта,
механизмов и водолазных средств для ликвидации опасных повреждений
и аварийных ситуаций;
- состояние дорог, мостов и подъездов в районе расположения и
на территории СГТС, состояние аварийных выходов для персонала.
|