ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-898
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе ЗАО "Коксохимсервис" о признании недействительными
(незаконными) абз. 1 пункта 4 и абз. 5 пункта 10.3 "Инструкции о
порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков
федеральными органами налоговой полиции", утвержденной Приказом
Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 июня 2001 г. N 285,
установил:
заявитель обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше
требованием, сославшись на то, что оспариваемые положения
Инструкции не соответствуют требованиям УПК РСФСР и в связи с этим
нарушают права налогоплательщиков как в части установленных сроков
проведения проверок, так и в части изъятия в ходе таких проверок
подлинных документов, принадлежащих налогоплательщикам.
В судебное заседание представитель заявителя не явился. Из
имеющейся в деле телеграммы следует, что заявитель согласен на
рассмотрение дела в отсутствие своего представителя.
Представители заинтересованных лиц Федеральной службы
налоговой полиции РФ Хохлов Ю.Н. и Зиновьев В.В., Министерства
юстиции РФ Гончаренко Е.П. с жалобой заявителя не согласились и
просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что
оспариваемые пункты Инструкции полностью соответствуют требованиям
действующего законодательства РФ и прав заявителя и других
налогоплательщиков по указанным выше вопросам не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей в
удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации
находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 "Положения о Федеральной службе
налоговой полиции РФ", утвержденного Указом Президента РФ от 25
сентября 1999 г. N 1272, Директор Федеральной службы налоговой
полиции РФ уполномочен издавать на основании и во исполнение
федерального законодательства и данного Положения обязательные для
выполнения федеральными органами налоговой полиции приказы,
инструкции и указания, связанные с организацией оперативно -
служебной деятельности.
Как установлено судом, в соответствии с указанным выше
Положением и в целях совершенствования деятельности по
предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений
законодательства о налогах и сборах Приказом Директора Федеральной
службы налоговой полиции РФ (далее ФС НП РФ) от 25 июня 2001 г.
N 285 была утверждена "Инструкция о порядке назначения и
проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами
налоговой полиции", абзацем 1 пункта 4 которой предусмотрено, что
проверка налогоплательщика проводится в срок не более двух
месяцев. Начальник федерального органа налоговой полиции или его
заместитель, курирующий оперативно - розыскную деятельность, может
увеличить продолжительность проверки до трех месяцев.
Абзацем 5 пункта 10.3 этой же Инструкции предусматривается,
что в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что
подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или
заменены, может производиться изъятие подлинных документов в
порядке, предусмотренном абзацами 2 и 4 настоящего пункта.
По утверждению представителей ФС НП РФ, указанные выше
положения Инструкции соответствуют части первой Налогового кодекса
РФ, Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и
Федеральному закону "Об оперативно - розыскной деятельности" и в
конечном итоге направлены на защиту предусмотренных законом прав
налогоплательщиков.
Проверка налогоплательщика федеральными органами налоговой
полиции представляет собой завершающий этап оперативно - розыскной
деятельности, который заканчивается решением вопроса о возбуждении
(отказе в возбуждении) уголовного дела. Однако результаты проверки
есть возможное, но не обязательное условие для возбуждения
уголовного дела органом дознания или следователем федерального
органа налоговой полиции, поскольку уголовное дело может быть
возбуждено и без проведения проверки налогоплательщика и
составления по ее результатам соответствующего акта.
Учитывая, что проверка налогоплательщика является частью
оперативно - розыскной деятельности, осуществление которой
относится также и к компетенции федеральных органов налоговой
полиции, то и сроки ее проведения были определены исходя из
требований ст. 4 и ч. 5 ст. 10 Федерального закона "Об оперативно
- розыскной деятельности".
Положение Инструкции о возможности изъятия подлинных
документов при проведении проверки налогоплательщика также
полностью соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального
закона "Об оперативно - розыскной деятельности", предусматривающей
такое право органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность.
Эти утверждения представителей ФС НП РФ материалами дела не
опровергнуты. Не представлено в их опровержение каких-либо
убедительных данных и самим заявителем.
Анализ оспариваемых положений Инструкции также свидетельствует
о их соответствии положениям приведенных выше Федеральных законов.
При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о
том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых
пунктов Инструкции недействительными не имеется.
Довод заявителя о том, что установленные Инструкцией сроки
проведения проверки налогоплательщика не соответствуют требованиям
Уголовно - процессуального кодекса РСФСР, не может быть принят во
внимание, поскольку в ходе такой проверки федеральные органы
налоговой полиции действуют не в качестве органов дознания (п. 24
ст. 5, ст. 40, 41 УПК РФ), а в качестве органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность. Полномочия органа дознания
они приобретают только при решении вопроса о возбуждении либо об
отказе в возбуждении уголовного дела на основании акта проверки
налогоплательщика.
О возможности проведения указанной проверки до возбуждения
уголовного дела в рамках оперативно - розыскной деятельности
свидетельствует и п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об
оперативно - розыскной деятельности", из содержания которого
следует, что оперативно - розыскные мероприятия могут быть
проведены при наличии ставших известными органам, осуществляющим
оперативно - розыскную деятельность, сведений о признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного
деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или
совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о
возбуждении уголовного дела.
С учетом того, что проверка налогоплательщика, предусмотренная
указанной выше Инструкцией, производится не в рамках возбужденного
уголовного дела, предусмотренные УПК РФ сроки, на которые
ссылается заявитель в жалобе, не распространяются на действия
органов налоговой полиции, совершаемые ими в порядке оперативно -
розыскной деятельности.
Следовательно, Федеральная служба налоговой полиции РФ вправе
была исходить при определении сроков проведения проверки
налогоплательщика не из требований УПК РФ, а из требований Закона
"Об оперативно - розыскной деятельности" и ст. 89 Налогового
кодекса РФ, предусматривающей именно те сроки проведения проверки,
которые указаны в оспариваемом пункте Инструкции.
Не может суд согласиться и с доводом заявителя о противоречии
абз. 5 пункта 10.3 Инструкции нормам УПК РФ, так как возможность
изъятия материалов (документов) при проводимых органами налоговой
полиции проверках в соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об
оперативно - розыскной деятельности" допускается в ходе проведения
оперативно - розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.
Другие доводы, на которые заявитель ссылается в жалобе, также
не могут служить основанием к ее удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу ЗАО "Коксохимсервис" о признании недействительными
(незаконными) абз. 1 пункта 4 и абз. 5 пункта 10.3 "Инструкции о
порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков
федеральными органами налоговой полиции", утвержденной Приказом
Федеральной службы налоговой полиции РФ от 25 июня 2001 г. N 285,
оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
в окончательной форме.
|