ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 июля 2002 г. N 983-р
(с изм. и доп., согл. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р,
Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 715)
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" утвердить прилагаемые Рекомендации по
разработке организациями, совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в
целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2002 г. N 983-р
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ
ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р,
Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 N 715)
1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к разработке
организациями, совершающими операции с денежными средствами или
иным имуществом, включая профессиональных участников рынка ценных
бумаг, страховые и лизинговые компании, организации федеральной
почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку,
куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных
изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие
тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и
иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между
участниками, в том числе в электронной форме, организации,
осуществляющие управление инвестиционными фондами или
негосударственными пенсионными фондами (далее именуются -
организации), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма (далее именуются -
правила)
(п. 1 в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
2. Утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2003
N 9-р.
3. Правила должны содержать порядок документального
фиксирования необходимой информации, обеспечения
конфиденциальности информации, квалификационные требования к
подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с
денежными средствами или иным имуществом в случаях,
предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма", а также критерии
выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики
деятельности соответствующей организации.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом
(далее именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в
соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма", документально фиксируется:
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
а) вид операции и основания ее совершения;
б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического или
юридического лица, совершающего операцию;
г) сведения, необходимые для идентификации физического или
юридического лица, по поручению и от имени которого совершается
операция;
д) сведения, необходимые для идентификации представителя
физического или юридического лица, совершающего операцию от имени
этого лица;
е) сведения, необходимые для идентификации получателя по
операции с денежными средствами или иным имуществом и его
представителя.
5. Правила должны предусматривать выявление и документальное
фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному
контролю, операций со следующими признаками:
а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей
очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
б) несоответствие сделки целям деятельности организации,
установленным ее учредительными документами;
в) неоднократное совершение операций или сделок, характер
которых дает основание полагать, что целью их осуществления
является уклонение от процедур обязательного контроля;
г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки
осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
При разработке критериев выявления и определении признаков
необычных сделок учитывается также специфика деятельности
организации и рекомендации, утверждаемые Комитетом Российской
Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с
соответствующими надзорными органами.
6. В правилах должны предусматриваться разработка и реализация
следующих программ осуществления внутреннего контроля:
а) идентификация и изучение клиентов организации и иных
участников операции;
б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и
иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
в) оценка риска совершения клиентом организации операций,
связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, или финансированием терроризма;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
г) документальное фиксирование необходимой информации;
д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма;
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
е) иные программы.
Указанные программы разрабатываются организациями с учетом
специфики деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых
Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по
согласованию с соответствующими надзорными органами.
7. При разработке программы идентификации и изучения клиентов
организации и иных участников операции целесообразно
предусматривать использование анкетирования - составления
документа, содержащего сведения о соответствующем лице и о его
деятельности.
Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются Комитетом
Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с
соответствующими надзорными органами.
8. В целях идентификации физических лиц на основании документа,
удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие
данные:
а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из
закона или национального обычая);
б) дата и место рождения;
в) место жительства (регистрации);
г) место пребывания;
д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и
номер, дата выдачи и орган, его выдавший).
На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при
его наличии).
9. В целях идентификации юридических лиц на основании
учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и
фиксируются следующие данные:
а) наименование;
б) регистрационный номер и дата регистрации;
в) место регистрации;
г) место нахождения;
д) почтовый адрес;
е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
ж) коды форм федерального государственного статистического
наблюдения.
10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать
особое внимание на следующие данные:
а) состав учредителей (участников) юридического лица;
б) структура органов управления юридического лица и их
полномочия;
в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного
(складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости
имущества.
11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило,
не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в
результате идентификации и изучения клиентов организации.
12. В правилах должно предусматриваться обязательное
составление сотрудником организации (по форме, утверждаемой
руководителем организации) сообщения об операции при выявлении
признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных
операций, в отношении которых возникают подозрения, что они
осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным
утверждаются Комитетом Российской Федерации по финансовому
мониторингу.
13. Сообщение об операции незамедлительно передается
ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия
решения о целесообразности его представления руководителю
организации.
О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об
операции делается соответствующая запись.
Окончательное решение о предоставлении сведений о
соответствующей операции в Комитет Российской Федерации по
финансовому мониторингу принимает руководитель организации.
14. Если организация оценивает риск совершения клиентом
операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, и финансированием терроризма, как
высокий, операциям этого клиента уделяется повышенное внимание.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
15. Документальное фиксирование информации осуществляется на
основании информации и документов, предоставляемых клиентами
организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента
организации и иных участников операции, а также определить
основания ее совершения, должны быть действительны на дату их
предъявления.
16. Способы фиксирования информации для целей противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, предусматриваемые в правилах, должны
обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции
(сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей
организации.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.01.2003 N 9-р)
17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля
должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой
информации о клиентах организации и совершенных ими операциях, а
также о мерах, принимаемых организацией при реализации таких
программ.
18. При разработке программы хранения информации и документов,
получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть
предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в
установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте
организации или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет
с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и
клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий)
по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в
течение не менее 5 лет с даты совершения операции.
Учет и хранение сообщений об операции осуществляются
ответственным лицом.
19. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от
05.12.2005 N 715.
|