ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2002 года
Дело N 87-Г02-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Толчеева Н.К.,
Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 11 июля 2002 года частный
протест первого заместителя прокурора Костромской области на
определение судьи Костромского областного суда от 27 мая 2002
года, которым отказано в принятии заявления прокурора Костромской
области о признании противоречащим федеральному законодательству
постановления главы администрации Костромской области N 320 от 5
мая 1994 г. "О государственном надзоре за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники на территории Костромской
области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Толчеева Н.К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Гермашевой М.М., поддержавшей протест,
Судебная коллегия
установила:
прокурор Костромской области обратился в Костромской областной
суд с заявлением о признании вышеназванного постановления главы
администрации области противоречащим федеральному
законодательству, ссылаясь на его несоответствие Постановлению
Совета министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.93
N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием
самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" (в
редакции Постановления Правительства Российской Федерации от
02.02.98 N 141), предусматривающему вхождение государственных
инспекций гостехнадзора с районными и городскими инспекциями в
состав органов высшей исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Определением судьи от 27 мая 2002 года в принятии заявления
отказано на основании п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР как не подлежащего
рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В частном протесте ставится вопрос об отмене определения судьи
по мотиву его незаконности.
Обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации находит его подлежащим
удовлетворению.
Отказ в принятии заявления прокурора мотивирован тем, что
обжалуемое постановление не является нормативным правовым актом,
относится к актам индивидуального характера, дела об оспаривании
таких актов с учетом субъектного состава участников
правоотношений, регулируемых постановлением, разрешаются
арбитражным судом.
Между тем в силу п. 1 ст. 22 АПК РФ арбитражному суду
подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из
гражданских, административных и иных правоотношений.
В данном случае экономический спор отсутствует, в связи с чем
содержащийся в определении судьи довод о подведомственности дела
об оспаривании указанного выше постановления арбитражному суду
является ошибочным.
Нельзя согласиться и с доводом о том, что оспариваемое
постановление не является нормативным правовым актом.
Постановление и утвержденное им Положение о государственном
надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов
техники Костромской области содержат правовые нормы, обязательные
для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное
применение, действующие независимо от того, возникли или
прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В частности, определяется место всех, а не отдельно взятого,
органов гостехнадзора в системе органов государственной власти и
местного самоуправления Костромской области, их подчиненность,
устанавливаются критерии определения количества государственных
инженеров-инспекторов и т.д.
Следовательно, постановление главы администрации Костромской
области N 320 от 5 мая 1994 г. является нормативным правовым
актом, в силу чего дело по заявлению о признании этого
постановления не соответствующим акту, имеющему большую
юридическую силу, подсудно областному суду.
Ссылка в определении на то, что заявление прокурора не отвечает
предъявляемым требованиям, так как нет указания на то, в чем
заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или
охраняемых законом интересов граждан или организаций, а также не
содержится конкретного требования прокурора относительно
оспариваемого акта, несостоятельна. Данное обстоятельство может
служить поводом к оставлению заявления без движения (п. 5 ст. 126,
ст. 130 ГПК РСФСР), но не основанием к отказу в его принятии.
Руководствуясь п. 1 ст. 317 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
определила:
определение судьи Костромского областного суда от 27 мая 2002
года отменить, материал возвратить в тот же суд для принятия к
производству по первой инстанции.
|