ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 июля 2002 г. N 954-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития туризма в
Российской Федерации на период до 2005 года.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при
планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития
туризма руководствоваться положениями Концепции развития туризма в
Российской Федерации на период до 2005 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 11 июля 2002 г. N 954-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до
2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение
в стране правовой, организационной и экономической среды для
формирования современной туристической индустрии.
Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды
(путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и
лиц без гражданства с постоянного места жительства в
оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой
деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
I. Место туризма в мировой экономике
Современная туристическая индустрия является одной из
крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся
отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма
составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости
в мире.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и
Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое
место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США,
или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав
автомобильную промышленность (7,8 процента), производство
химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6
процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и
топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в
1950 - 1999 годах 7 процентов в год, что намного выше
среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам
ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так,
к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти
в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд.
поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться
доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.
II. Современное состояние туризма в Российской Федерации
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический
потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом
рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового
туристического потока.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при
соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры
принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на
сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных
гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4
млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на
недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по
количественным характеристикам.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма,
в настоящее время являются:
образ России как страны, неблагоприятной для туризма,
создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами
массовой информации;
действующий порядок выдачи российских виз гражданам
иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не
всегда способствующий росту въездного туризма;
неразвитая туристическая инфраструктура, значительный
моральный и физический износ существующей материальной базы, малое
количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 -
3 звезды) с современным уровнем комфорта;
отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации
благоприятных условий для инвестиций в средства размещения
туристов и иную туристическую инфраструктуру;
отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы
туристических возможностей страны за рубежом;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической
индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия
опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие
длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств
размещения через систему социального страхования;
несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
III. Основные цели и задачи развития туризма
в Российской Федерации
Главной целью государственной политики в области туризма
является создание в Российской Федерации современного
высокоэффективного и конкурентоспособного туристического
комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения
потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных
туристических услугах.
Основной задачей развития туризма в Российской Федерации
является формирование современной маркетинговой стратегии
продвижения туристического продукта на внутреннем и международном
рынках в соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции
согласно Приложению. Выполнение указанной задачи требует:
разработки и реализации рекламно - информационных программ по
въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле-
и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения
регулярных рекламно - информационных кампаний в средствах массовой
информации;
издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно -
информационной печатной продукции;
организации и проведения международных туристических выставок,
в том числе создания единого российского национального стенда с
привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в сфере туризма;
обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму,
выполняющих функции рекламно - информационных офисов, в рамках
деятельности торговых представительств Российской Федерации;
поддержки и обновления официального Интернет - портала
федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
организации сети информационных центров для иностранных и
российских туристов в местах прохождения наибольших туристических
потоков при информационной поддержке федерального органа
исполнительной власти в сфере туризма;
проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам
России для иностранных журналистов;
организации презентаций туристических возможностей России в
основных странах, направляющих туристов в Россию;
формирования современной статистики туризма, соответствующей
международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии
ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей
совокупный вклад туризма в экономику страны.
Создание организационно - правовых и экономических условий для
стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
определенной корректировки действующего законодательства в
части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений
и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных
областях;
введения финансовой ответственности при осуществлении
туроператорской деятельности;
эффективного управления государственной собственностью в
туристической индустрии;
создания необходимых условий для успешного развития
гостиничных средств размещения и иной туристической
инфраструктуры;
создания благоприятного инвестиционного климата для российских
и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие
туристической инфраструктуры в России;
разработки и принятия новых нормативных актов по
стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том
числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств
размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области
федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
совершенствования визовой политики в отношении туристов из
стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем
усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в
миграционном отношении государств;
разработки механизма усиления ответственности туристических
организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания
находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих
организаций.
Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и
межрегиональной координации в целях повышения эффективности
отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:
создания межведомственной комиссии при федеральном органе
исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования
межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;
создания межведомственной комиссии по упорядочению
использования государственной собственности в туристической
индустрии;
формирования региональных концепций развития туризма с
разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том
числе в рамках региональных целевых программ социально -
экономического развития.
Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:
разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг
средств размещения;
разработки и внедрения современной классификации гостиничных
средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
создания современной системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение
современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на
действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии
туризма;
создания и реализации учебных программ, соответствующих
отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение
персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг
(практику), в пределах средств, предусматриваемых в
соответствующих бюджетах на образование;
реализации специализированных программ повышения квалификации
менеджеров высшего управленческого звена туристско - гостиничного
бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет
внебюджетных источников;
поддержки перспективных прикладных исследований в области
туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному
органу исполнительной власти в сфере туризма.
Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется
предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку
развития туризма.
Задачи по развитию государственной политики в области туризма,
предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах
установленной численности работников центрального аппарата и
представительств федерального органа исполнительной власти в сфере
туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны
производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий
год.
Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована
прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в
формировании и продвижении национального туристического продукта,
в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно -
информационной деятельности, организации и проведении
международных туристических выставок, конференций, семинаров,
организации международного сотрудничества, формировании базового
пакета инвестиционных проектов в области развития туристической
инфраструктуры и др.
В условиях приоритетной поддержки развития туристической
индустрии со стороны государства будет обеспечено более
эффективное использование человеческих, информационных,
материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач
социально - экономического развития страны.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить
поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений
в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост
налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой
стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни
общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение
занятости населения.
Приложение
к Концепции развития туризма
в Российской Федерации
на период до 2005 года
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
-----------------------------------------T----------------T------------------
| Содержание мероприятий | Срок | Ответственные |
| | реализации | исполнители |
+----------------------------------------+----------------+-----------------+
| I. Нормативная правовая деятельность |
+---T------------------------------------T----------------T-----------------+
|1. |Подготовка предложений по совершен- |2002 - 2003 годы|Минэкономразвития|
| |ствованию существующих законодатель-| |России |
| |ных актов и нормативных правовых ак-| |Минюст России |
| |тов, относящихся к сфере туризма, в | | |
| |том числе внесение изменений и до- | | |
| |полнений в Федеральный закон "Об ос-| | |
| |новах туристской деятельности в Рос-| | |
| |сийской Федерации" | | |
| | | | |
|2. |Подготовка проекта нового федераль- |2005 год |Минэкономразвития|
| |ного закона о туризме в Российской | |России |
| |Федерации | |Минюст России |
| | | | |
|3. |Разработка предложений по привлече- |2002 - 2003 годы|Минэкономразвития|
| |нию инвестиций для обновления основ-| |России |
| |ных фондов объектов гостиничного хо-| |Минимущество |
| |зяйства, в том числе на основе их | |России |
| |акционирования и продажи | | |
| | | | |
|4. |Анализ мировой практики применения |2002 - 2003 годы|Минэкономразвития|
| |системы налогообложения при строи- | |России |
| |тельстве, реконструкции и оборудова-| |Минфин России |
| |нии туристических средств размеще- | | |
| |ния. Разработка и внесение предложе-| | |
| |ний по совершенствованию системы на-| | |
| |логообложения гостиничного хозяйства| | |
| | | | |
|5. |Разработка с учетом отечественной и |2002 - 2003 годы|Минэкономразвития|
| |зарубежной практики и введение в ус-| |России |
| |тановленном порядке отраслевых пра- | | |
| |вил аккредитации (аттестации) экс- | | |
| |курсоводов и гидов - переводчиков | | |
| | | | |
|6. |Разработка предложений по оптимиза- |2002 - 2003 годы|Минэкономразвития|
| |ции условий для развития внутренне- | |России |
| |го, в том числе детско - юношеского,| |Минтруд России |
| |туризма | | |
+---+------------------------------------+----------------+-----------------+
| II. Межведомственная и межрегиональная координация, |
| совершенствование туристической инфраструктуры |
+---T------------------------------------T----------------T-----------------+
|7. |Создание межведомственной комиссии |2002 год |Минэкономразвития|
| |при федеральном органе исполнитель- | |России |
| |ной власти в сфере туризма в целях | | |
| |улучшения межотраслевой и межрегио- | | |
| |нальной координации в этой области | | |
| |(в пределах средств, ежегодно выде- | | |
| |ляемых федеральному органу исполни- | | |
| |тельной власти в сфере туризма на | | |
| |государственное управление) | | |
| | | | |
|8. |Оказание содействия субъектам Рос- |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |сийской Федерации в разработке и ре-| |России |
| |ализации региональных программ раз- | | |
| |вития туризма. | | |
| |Разработка профильных разделов в | | |
| |рамках региональных целевых программ| | |
| |социально - экономического развития | | |
| | | | |
|9. |Формирование реестра федеральной (в |2002 - 2005 годы|Минимущество |
| |том числе долевой) собственности в | |России |
| |области туристической индустрии и | |Минэкономразвития|
| |осуществление мер по ее эффективному| |России |
| |использованию | | |
| | | | |
|10.|Проведение комплекса работ по при- |2002 - 2005 годы|Минимущество |
| |знанию прав собственности Российской| |России |
| |Федерации на объекты туризма и сана-| |Минэкономразвития|
| |торно - курортного комплекса, нахо- | |России |
| |дящиеся на территории Украины, Гру- | |МИД России |
| |зии, Республики Казахстан и Респуб- | |Управление делами|
| |лики Молдова, строительство которых | |Президента |
| |осуществлялось за счет средств феде-| |Российской |
| |рального бюджета Российской Федера- | |Федерации |
| |ции, а также собственных средств | | |
| |предприятий и организаций бывшего | | |
| |республиканского и бывшего союзного | | |
| |подчинения | | |
| | | | |
|11.|Создание межведомственной комиссии |2002 - 2003 годы|Минимущество |
| |по упорядочению использования госу- | |России |
| |дарственной собственности в туристи-| |Минэкономразвития|
| |ческой индустрии с целью разработки | |России |
| |системы учета туристических средств | |Управление делами|
| |размещения и оформления прав на них,| |Президента |
| |а также обеспечения контроля за ис- | |Российской |
| |пользованием и сохранностью имущест-| |Федерации |
| |ва на основе проведения полной ин- | | |
| |вентаризации объектов государствен- | | |
| |ной собственности в сфере туризма (в| | |
| |пределах средств, ежегодно выделяе- | | |
| |мых федеральному органу исполнитель-| | |
| |ной власти в сфере туризма на госу- | | |
| |дарственное управление) | | |
| | | | |
|12.|Разработка программы создания нацио-|2002 год |Минэкономразвития|
| |нальных гостиничных цепей на терри- | |России |
| |тории Российской Федерации | | |
+---+------------------------------------+----------------+-----------------+
| III. Формирование современной маркетинговой |
| стратегии продвижения туристического продукта |
| на внутреннем и международном рынках |
+---T------------------------------------T----------------T-----------------|
|13.|Разработка и реализация рекламно - |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |информационных программ по въездному| |России |
| |и внутреннему туризму, в том числе | | |
| |создание циклов теле- и радиопрог- | | |
| |рамм в России и за рубежом, а также | | |
| |проведение регулярных рекламно - ин-| | |
| |формационных кампаний в средствах | | |
| |массовой информации. Организация оз-| | |
| |накомительных поездок по России для | | |
| |иностранных журналистов | | |
| | | | |
|14.|Издание каталогов, путеводителей, |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |буклетов, плакатов, карт и иной рек-| |России |
| |ламно - информационной печатной про-| | |
| |дукции о туристических возможностях | | |
| |России | | |
| | | | |
|15.|Участие в крупнейших международных |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |туристических выставках путем созда-| |России |
| |ния единого российского национально-| | |
| |го стенда с привлечением органов ис-| | |
| |полнительной власти в сфере туризма| | |
| |субъектов Российской Федерации. Ор- | | |
| |ганизация презентаций на международ-| | |
| |ных туристических выставках туристи-| | |
| |ческих возможностей России | | |
| | | | |
|16.|Содействие субъектам Российской Фе- |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |дерации в организации и проведении | |России |
| |региональных и межрегиональных ту- | | |
| |ристических выставок - ярмарок в | | |
| |России | | |
| | | | |
|17.|Поддержка и обновление официального |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |туристического Интернет - портала | |России |
| |федерального органа исполнительной | | |
| |власти в сфере туризма | | |
| | | | |
|18.|Проведение маркетинговых исследова- |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |ний в области въездного и внутренне-| |России |
| |го туризма в России | | |
| | | | |
|19.|Разработка и реализация комплекса |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |мер по совершенствованию статистики | |России |
| |в сфере туризма в соответствии с | |Госкомстат России|
| |международными требованиями, в том | |ФПС России |
| |числе: | | |
| |совершенствование системы государс- | | |
| |твенного статистического учета и от-| | |
| |четности в отраслях, непосредственно| | |
| |относящихся к сфере туристической | | |
| |индустрии, в соответствии с рекомен-| | |
| |дациями Всемирной туристической ор- | | |
| |ганизации; | | |
| |совершенствование ведомственного | | |
| |статистического наблюдения, касающе-| | |
| |гося международного и внутреннего | | |
| |туризма, а также внешнеторгового | | |
| |оборота в области туризма; | | |
| |разработка методологии внедрения са-| | |
| |теллитных счетов в рамках системы | | |
| |национальных счетов, учитывающих по-| | |
| |казатели смежных отраслей и позволя-| | |
| |ющих определить совокупный вклад ту-| | |
| |ризма в отечественную экономику | | |
+---+------------------------------------+----------------+-----------------+
| IV. Повышение качества обслуживания |
| в сфере туризма, подготовка кадров |
+---T------------------------------------T----------------T-----------------+
|20.|Разработка и введение в установлен- |2002 - 2003 годы|Минэкономразвития|
| |ном порядке новых правил стандарти- | |России |
| |зации и сертификации услуг средств | | |
| |размещения | | |
| | | | |
|21.|Разработка нормативных актов, регу- |2002 год |Минэкономразвития|
| |лирующих вопросы классификации гос- | |России |
| |тиничных средств размещения | | |
| | | | |
|22.|Разработка предложений по перечню |2002 - 2003 годы|Минэкономразвития|
| |профессий, направлений подготовки и | |России |
| |специальностей работников туристи- | |Минобразование |
| |ческой индустрии в целях совершен- | |России |
| |ствования профильного туристического| |Минтруд России |
| |образования. | | |
| |Совершенствование существующих ква- | | |
| |лификационных требований (профессио-| | |
| |нальных стандартов) к основным долж-| | |
| |ностям работников туристической ин- | | |
| |дустрии и разработка на их основе | | |
| |новых образовательных стандартов для| | |
| |подготовки квалифицированных кадров | | |
| |в сфере туризма | | |
| | | | |
|23.|Формирование при федеральном органе |2002 - 2003 годы|Минэкономразвития|
| |исполнительной власти в сфере туриз-| |России |
| |ма базы данных учебных заведений, | |Минобразование |
| |специализирующихся на подготовке, | |России |
| |переподготовке и повышении квалифи- | | |
| |кации кадров для туристско - гости- | | |
| |ничного комплекса | | |
| | | | |
|24.|Изучение потребностей учреждений ту-|2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |ристического и гостиничного бизнеса | |России |
| |в специалистах различного профиля | |Минтруд России |
| | | |Минобразование |
| | | |России |
+---+------------------------------------+----------------+-----------------+
| V. Международное сотрудничество |
+---T------------------------------------T----------------T-----------------+
|25.|Активизация работы представительств |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |по туризму за рубежом в рамках дея- | |России |
| |тельности торговых представительств | | |
| |Российской Федерации (без увеличения| | |
| |численности работников загранаппара-| | |
| |та Минэкономразвития России) | | |
| | | | |
|26.|Совершенствование визовой политики |2002 - 2005 годы|МИД России |
| |России в отношении иностранных госу-| |Минэкономразвития|
| |дарств (групп государств), безопас- | |России |
| |ных в миграционном отношении, а так-| |ФПС России |
| |же усиление контроля за выдачей виз | |МВД России |
| |туристам, следующим из государств, | | |
| |опасных в миграционном отношении | | |
| | | | |
|27.|Подготовка к подписанию межправи- |2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |тельственных и межведомственных со- | |России |
| |глашений о сотрудничестве в области | | |
| |туризма с зарубежными странами. Осу-| | |
| |ществление деятельности рабочих | | |
| |групп в рамках межправительственных | | |
| |комиссий по туризму. Участие в рабо-| | |
| |те Совета стран Содружества Незави- | | |
| |симых Государств по туризму | | |
| | | | |
|28.|Аккредитация представительств иност-|2002 - 2005 годы|Минюст России |
| |ранных юридических лиц и их филиа- | |Минэкономразвития|
| |лов, осуществляющих деятельность в | |России |
| |сфере туризма на территории Россий- | | |
| |ской Федерации | | |
| | | | |
|29.|Подготовка проекта документа о вне- |2002 год |Минэкономразвития|
| |сении изменений в Соглашение между | |России |
| |Правительством Российской Федерации | |МИД России |
| |и Правительством Китайской Народной | |ФПС России |
| |Республики о безвизовых групповых | |МВД России |
| |туристических поездках с целью отде-| | |
| |ления коммерческих торговых поездок | | |
| |от туристических поездок | | |
| | | | |
|30.|Подготовка предложений по решению |2002 год |Минэкономразвития|
| |вопроса о ликвидации дискриминацион-| |России |
| |ных тарифов на услуги российских ор-| |Минюст России |
| |ганизаций, связанные с пребыванием | | |
| |иностранных туристов в России | | |
| | | | |
|31.|Участие в работе по подготовке |в соответствии |Минэкономразвития|
| |вступления России во Всемирную тор- |с планом работы |России |
| |говую организацию | | |
| | | | |
|32.|Укрепление позиций России на мировом|2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |туристическом рынке в рамках работы | |России |
| |в составе Исполнительного совета | | |
| |Всемирной туристской организации и | | |
| |ее Комиссии для Европы | | |
| | | | |
|33.|Сотрудничество с программой Европей-|2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |ского союза по оказанию содействия | |России |
| |Содружеству Независимых Государств | | |
| |по реализации проектов в области | | |
| |нормативно - правового, рекламно - | | |
| |информационного обеспечения и подго-| | |
| |товки кадров для сферы туризма | | |
| | | | |
|34.|Сотрудничество с Организацией эконо-|2002 - 2005 годы|Минэкономразвития|
| |мического сотрудничества и развития | |России |
| |и Организацией Азиатско - Тихоокеан-| |Минфин России |
| |ского экономического сотрудничества | |МИД России |
| |в сфере привлечения инвестиций для | | |
| |развития туристических средств раз- | | |
| |мещения в России и подготовки кадров| | |
| |в сфере туризма | | |
L---+------------------------------------+----------------+------------------
|