ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2002 года
Дело N 26-Г02-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Толчеева Н.К.,
Манохиной Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 8 июля 2002 года
гражданское дело по заявлению Местоева Я.А. об отмене
постановления Избирательной комиссии Республики Ингушетия от 22
марта 2002 г. по кассационной жалобе заявителя на решение
Верховного суда Республики Ингушетия от 3 апреля 2002 года,
которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Толчеева Н.К., Судебная коллегия
установила:
зарегистрированный кандидат в Президенты Республики Ингушетия
Местоев Я.А. обратился в Верховный суд Республики Ингушетия с
заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии
Республики Ингушетия от 22 марта 2002 г. N 542-2 "О заявлениях
Гулиева Алихана Султановича от 15 марта 2002 года, Сакалова Иссы
Абукаровича, Цурова Мухаммеда Магомедовича от 18 марта 2002 года"
и признании недействительными утвержденных этим постановлением
Разъяснений по некоторым вопросам ведения предвыборной агитации
зарегистрированными кандидатами на должность Президента Республики
Ингушетия в ходе досрочных выборов Президента Республики
Ингушетия.
По мнению заявителя, оспариваемые акты приняты избирательной
комиссией в нарушение Конституции Российской Федерации,
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с
превышением своих полномочий.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
просит в кассационной жалобе Местоев Я.А., ссылаясь на то, что
Избирательная комиссия Республики Ингушетия была не вправе
разъяснять нормы Федерального закона, смысл и содержание которых
искажен; избирательная комиссия вместо рассмотрения заявлений
вышеуказанных граждан издала незаконные разъяснения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит
оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать
инструкции по вопросам единообразного применения настоящего
Федерального закона, а в случаях, предусмотренных федеральными
конституционными законами и федеральными законами, также
инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих
федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Однако оспариваемые акты по форме и содержанию не являются
инструкцией по применению указанного Федерального закона. Эти акты
приняты в связи с обращениями граждан в ходе избирательной
кампании по выборам Президента Республики Ингушетия, дают
отрицательный ответ на конкретно поставленный перед избирательной
комиссией вопрос о праве зарегистрированного кандидата на
должность Президента Республики Ингушетия использовать свое
эфирное время и печатную площадь в целях агитации за других
зарегистрированных кандидатов.
Такое полномочие основано на п. 3 ст. 21 названного
Федерального закона, согласно которому избирательные комиссии,
комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов
и референдумов в Российской Федерации.
Обязанность избирательных комиссий рассматривать поступившие к
ним в ходе избирательной кампании или подготовки проведения
референдума обращения о нарушении настоящего Федерального закона и
других нормативных правовых актов в части, регулирующей подготовку
и проведение выборов, референдума, установлена п. 4 названной
статьи.
Из дела видно, что Избирательная комиссия Республики
Ингушетия, рассматривая заявления граждан, предварительно
обратилась в Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации с просьбой о разъяснении возникшего вопроса (л.д. 7 -
11).
Обжалуемые акты основаны на письме ЦИК РФ, воспроизводят
содержащиеся в нем разъяснения, а также нормы Федерального закона
(л.д. 12, 26 - 30).
По своему содержанию разъяснения соответствуют требованиям ст.
ст. 2, 37, 47 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", в связи с чем оснований для признания их
незаконными не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что избирательной комиссией
не принято решение по существу заявлений обратившихся граждан, не
соответствует п. 2 обжалуемого постановления, согласно которому
зарегистрированные кандидаты на должность Президента Республики
Ингушетия предупреждены о необходимости строгого соблюдения
порядка и правил ведения предвыборной агитации и финансирования
избирательной кампании, установленных действующим избирательным
законодательством. Этот порядок и правила в части, касающейся
поставленных в обращении граждан вопросов, освещены в
Разъяснениях, доведенных до сведения всех зарегистрированных
кандидатов.
Решение суда принято в соответствии с нормами материального
права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных
ст. 306 ГПК РСФСР, оснований для его отмены в кассационном порядке
не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Ингушетия от 3 апреля 2002
года оставить без изменения, а кассационную жалобу Местоева Якова
Алиевича - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА
Судьи
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Г.В.МАНОХИНА
|