Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.07.2002 N 49-Г02-50 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ АБЗАЦА 15 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 29.04.1996 "О ЖИВОТНОМ МИРЕ" УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ОСПАРИВАЕМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ АБЗАЦУ 14 СТАТЬИ 5 ФЗ "О ЖИВОТНОМ МИРЕ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

                                
                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 5 июля 2002 года
   
                                                      Дело N 49-Г02-50
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                       Потапенко С.В.
   
       рассмотрела  в судебном заседании от 5 июля 2002 г. гражданское
   дело  по  заявлению прокурора Республики Башкортостан  о  признании
   противоречащим  федеральному законодательству, недействующим  и  не
   подлежащим   применению  абзаца  15  статьи  4  Закона   Республики
   Башкортостан   от   29  апреля  1996  г.  "О  животном   мире"   по
   кассационным    жалобам   Государственного   Собрания    Республики
   Башкортостан  и  Управления  по охране,  контролю  и  регулированию
   использования  объектов  животного мира  при  Министерстве  лесного
   хозяйства  и природных ресурсов Республики Башкортостан на  решение
   Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 декабря 2001 г.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова  А.В.,  заключение прокурора Генеральной  прокуратуры  РФ
   Власовой  Т.А.,  полагавшей решение суда  оставить  без  изменения,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о
   проверке  соответствия  федеральному  законодательству  абзаца   15
   статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О животном мире".
       В  обоснование требований указал, что Государственным Собранием
   Республики  Башкортостан 29 апреля 1996 года  принят  Закон  РБ  "О
   животном мире".
       Прокурор  РБ  в  заявлении просил признать абзац  15  статьи  4
   названного Закона противоречащим абзацу 14 статьи 5 ФЗ "О  животном
   мире", недействующим и не подлежащим применению.
       В обоснование заявления сослался на то, что абзацем 15 статьи 4
   Закона  РБ  "О  животном  мире" предусмотрено,  что  к  полномочиям
   органов  государственной власти Республики Башкортостан  в  области
   охраны   и   использования   животного  мира   относится   создание
   специально  уполномоченного  государственного  органа  по   охране,
   контролю  и регулированию использования объектов животного  мира  и
   среды их обитания.
       Между  тем абзац 14 ст. 5 ФЗ "О животном мире" относит создание
   специально   уполномоченных   органов   по   охране,   контролю   и
   регулированию  использования объектов животного  мира  и  среды  их
   обитания к компетенции органов государственной власти РФ в  области
   охраны и использования животного мира.
       Согласно   части  2  ст.  11  названного  Федерального   закона
   специально   уполномоченные  государственные  органы   по   охране,
   контролю  и регулированию использования объектов животного  мира  и
   среды  их  обитания состоят из федеральных государственных  органов
   по   охране,   контролю  и  регулированию  использования   объектов
   животного   мира   и   среды  их  обитания  и  их   территориальных
   подразделений.
       В  соответствии с ч. 4 этой же статьи полномочия, специализация
   и   структура   указанных  государственных   органов   определяются
   Правительством Российской Федерации.
       Следовательно,  по мнению прокурора, субъектам  РФ  федеральный
   закон   не   предоставляет   полномочий  по   созданию   специально
   уполномоченных государственных органов в указанной сфере.
       Представители  Государственного  Собрания  РБ,  Президента  РБ,
   Кабинета  Министров, Управления по охране, контролю и регулированию
   использования животного мира при Министерстве лесного  хозяйства  и
   природных ресурсов РБ заявление прокурора не признали, указав,  что
   Республика  Башкортостан может создавать специально  уполномоченный
   государственный   орган   по  охране,  контролю   и   регулированию
   использования  объектов  животного  мира  и  среды   их   обитания,
   сославшись  на п. "г" ст. 71 Конституции РФ, п. "н" ч.  1  ст.  72,
   ст.  73  Конституции  РФ. Федеральный закон "О  животном  мире"  не
   может  регулировать вопросы создания или ликвидации государственных
   органов управления субъектов РФ, т.к. эти вопросы урегулированы  ФЗ
   "Об  общих  принципах организации законодательных, представительных
   и  исполнительных органов государственной власти субъектов  РФ"  от
   06.10.1999  N  184-ФЗ.  При  этом в  Законе  указано,  что  система
   законодательных   органов  государственной  власти  устанавливается
   самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя  РФ
   и настоящим Федеральным законом.
       Представитель  Управления по охране, контролю  и  регулированию
   использования    охотничьих   животных   Республики    Башкортостан
   Департамента  по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства
   сельского   хозяйства  Российской  Федерации  заявление   прокурора
   поддержала.
       Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 11  декабря
   2001 г. заявление прокурора удовлетворено.
       В  кассационных жалобах Госсобрания РБ и Управления по  охране,
   контролю и регулированию использования объектов животного мира  при
   Министерстве  лесного  хозяйства и  природных  ресурсов  Республики
   Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по  мотиву  его
   незаконности.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы  кассационных  жалоб,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации оснований к отмене решения суда не находит.
       В    соответствии   с   п.   "д"   ст.   72   Конституции    РФ
   природопользование, охрана окружающей среды находятся в  совместном
   ведении РФ и субъектов РФ.
       Согласно  ст.  76  Конституции РФ  законы  и  иные  нормативные
   правовые  акты  субъектов  РФ  не могут  противоречить  федеральным
   законам,  принятым  по  предметам  совместного  ведения.  В  случае
   противоречия  между федеральным законом и иным  актом,  изданным  в
   Российской Федерации, действует федеральный закон.
       Согласно  абзацу  14 статьи 5 "О животном мире"  к  полномочиям
   органов  государственной  власти  Российской  Федерации  в  области
   охраны   и   использования   животного  мира   относятся   создание
   специально   уполномоченных  государственных  органов  по   охране,
   контролю  и регулированию использования объектов животного  мира  и
   среды их обитания.
       Согласно  ч. 2 ст. 11 названного Федерального закона специально
   уполномоченные  государственные  органы  по  охране,   контролю   и
   регулированию  использования объектов животного  мира  и  среды  их
   обитания состоят из федеральных государственных органов по  охране,
   контролю  и регулированию использования объектов животного  мира  и
   среды их обитания и их территориальных подразделений.
       В  соответствии с ч. 4 этой же статьи полномочия, специализация
   и   структура   указанных  государственных   органов   определяются
   Правительством Российской Федерации.
       С  учетом названных положений Федерального закона суд пришел  к
   правильному  выводу  о  том,  что федеральный  закон  предоставляет
   полномочия  по  созданию специально уполномоченных  государственных
   органов   в   указанной   сфере  органам   государственной   власти
   Российской  Федерации. Редакция оспариваемой нормы  свидетельствует
   о  том, что специально уполномоченный орган Республики Башкортостан
   осуществляет  функции по охране, контролю и регулированию  объектов
   животного  мира  и  среды  обитания  независимо  от  того,  в  чьей
   собственности находятся объекты животного мира.
       В  соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.09.1998
   N  1090  Министерство  сельского  хозяйства  и  продовольствия  РФ,
   преобразованное  Указом  Президента  РФ  от  17.06.2000  N  867   в
   Министерство  сельского  хозяйства  Российской  Федерации,  и   его
   территориальные    органы   являются   специально   уполномоченными
   государственными  органами  по  охране,  контролю  и  регулированию
   использования объектов животного мира, отнесенных к объектам  охоты
   и среды их обитания.
       В составе Министерства сельского хозяйства приказом министра от
   4   августа   1993   года  образован  Департамент   по   охране   и
   рациональному   использованию  ресурсов   охотничьих   животных   и
   одновременно   утверждено  положение  о  нем,   согласно   которому
   Департамент  и  его  управления охотничьего  хозяйства  в  субъекте
   Федерации   составляют   единую  систему  государственных   органов
   управления охотничьим хозяйством РФ.
       Территориальным   органом  Министерства   сельского   хозяйства
   Департамента  в  РБ  является  Управление  по  охране,  контролю  и
   регулированию использования охотничьих животных РБ.
       Абзацем 15 ст. 4 Закона РБ "О животном мире" предусмотрено, что
   к  полномочиям органов государственной власти в РБ в области охраны
   и   использования  животного  мира  относится  создание  специально
   уполномоченных  государственных  органов  по  охране,  контролю   и
   регулированию  использования объектов животного  мира  и  среды  их
   обитания.
       Таким  образом,  вывод суда о том, что данная норма  Закона  РБ
   противоречит  абзацу  14  ст.  5 ФЗ  "О  животном  мире",  является
   правильным.
       Ссылка  в  кассационных жалобах на Федеральный закон "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  не  может быть принята во внимание, поскольку  вопросы,
   связанные  с  государственным  управлением  в  области   охраны   и
   использования  животного мира, сохранения  и  восстановления  среды
   его  обитания  урегулированы  специальным  Федеральным  законом  "О
   животном мире".
       Норма   Федерального  закона  "О  животном  мире",   касающаяся
   создания   и   состава  специально  уполномоченных  государственных
   органов  по охране, контролю и регулированию использования объектов
   животного   мира   и   среды  их  обитания  Конституционным   Судом
   противоречащей Конституции РФ не признана.
       Заинтересованные  лица,  не  лишены  возможности  обратиться  с
   соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ.
       Нарушений  норм  материального права, в том  числе  и  тех,  на
   которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.
       Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Башкортостан от 11  декабря
   2001  г.  оставить без изменения, а кассационные жалобы Госсобрания
   Республики   Башкортостан  и  Управления  по  охране,  контролю   и
   регулированию   использования   объектов   животного    мира    при
   Министерстве  лесного  хозяйства и  природных  ресурсов  Республики
   Башкортостан - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz