ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2002 г. N ГКПИ 02-122
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
заявлению Псковской областной общественной организации инвалидов
"Союз "Чернобыль" России" о признании незаконными в указанной в
заявлении части пункта 3, абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 7,
абзаца 3 пункта 8, пункта 10, абзаца 4 подпункта "а" пункта 11
Разъяснения Минтруда РФ N 6 от 30 ноября 2001 г. "О применении
порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение
вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным
воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с
выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 30
ноября 2001 г. N 83 (далее Разъяснение),
установил:
заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые
положения Разъяснения не соответствуют требованиям действующего
законодательства Российской Федерации и нарушают права инвалидов -
чернобыльцев и нетрудоспособных членов их семей на возмещение
вреда в предусмотренном законом размере.
В судебном заседании от 18 февраля 2002 г. представитель
заявителя по доверенности Коваленко Н.А. предъявленное требование
поддержал, но при этом в порядке уточнения просил не рассматривать
его в части признания незаконными абзаца 2 пункта 7 и абзаца 4
подпункта "а" пункта 11 Разъяснения в связи с тем, что он снимает
данное требование с рассмотрения суда.
В судебное заседание от 4 - 5 июля 2002 г. представитель
заявителя не явился. Из имеющегося в деле письменного ходатайства
представителя заявителя усматривается, что он, в случае его неявки
в судебное заседание, не возражает против рассмотрения дела в свое
отсутствие. Поддерживает заявленное требование с учетом его
уточнения в судебном заседании от 18 февраля 2002 г.
Представители Министерства труда и социального развития РФ
Тимошенков Н.И. и Министерства юстиции РФ Чижикова Т.Ю. с
предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении
его без удовлетворения, сославшись на то, что все оспариваемые
заявителем пункты Разъяснения не противоречат требованиям закона и
прав инвалидов - чернобыльцев и членов их семей на возмещение
вреда не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц,
исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Любимовой И.Б., полагавшей заявленное
требование удовлетворить частично, Верховный Суд Российской
Федерации находит его подлежащим частичному удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права
и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица,
могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
Как установлено судом, Постановлением Министерства труда и
социального развития РФ от 30 ноября 2001 г. N 83 было утверждено
Разъяснение N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной
компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в
связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской
катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В пункте 3 данного Разъяснения определен круг нетрудоспособных
иждивенцев, имеющих право на получение ежемесячной компенсации в
случае смерти кормильца (инвалида - чернобыльца).
В абзаце 2 пункта 4 указано, что размер денежной компенсации,
приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как
разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации по
соответствующей группе инвалидности и частью, приходившейся на
самого кормильца.
В абзаце 3 пункта 8 определен порядок индексации получаемой в
возмещение вреда ежемесячной суммы в соответствии с установленными
индексами, а в последующем (после 1997 г.) - пропорционально росту
величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Пунктом 10 Разъяснения предусмотрено, что выплата ежемесячной
денежной компенсации или ежемесячной денежной суммы производится с
момента представления необходимых для ее назначения документов.
По утверждению заявителя, круг нетрудоспособных иждивенцев,
имеющих право на получение компенсации в связи со смертью
кормильца, указанный в пункте 3 Разъяснения, существенно сужен по
сравнению с действующим законодательством (пункты 1 и 2 ст. 1088
ГК РФ и пункты 2 и 3 ст. 7 Федерального закона N 125-ФЗ "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний"), в связи с чем
нарушены права лиц, имеющих в соответствии с законом право на
получение содержания.
Содержащееся в пункте 10 Разъяснения указание о том, что
выплата ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда,
причиненного здоровью, должна производиться с момента
представления необходимых для ее назначения документов, не
соответствует требованиям ст. 2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12
февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Данные утверждения заявителя материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их
опровержение и представителями заинтересованных лиц.
Анализ действующего по этим вопросам законодательства РФ также
свидетельствует о несоответствии Разъяснения в указанной части
положениям закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что
пункт 3 Разъяснения в части несоответствия круга нетрудоспособных
иждивенцев, имеющих право на получение содержания в связи со
смертью кормильца, требованиям пунктов 2 и 3 ст. 7 Федерального
закона N 125-ФЗ, а пункт 10 этого же Разъяснения в части слов "или
ежемесячной денежной суммы" не могут являться законными.
Довод представителя Минтруда РФ Тимошенкова Н.И. о том, что
Федеральный закон N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании
..." на инвалидов - чернобыльцев не распространяется, не может
быть принят во внимание, поскольку он противоречит ст. 2
Федерального закона N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации ...", из содержания которой следует, что гражданам,
получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона
возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным
воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, по их выбору
выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация,
предусмотренная п. 25 части 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная
ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке,
предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда,
связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не
превышающая 10000 руб.
В таком же порядке выплачивается возмещение и семьям,
потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вопросы возмещения вреда, связанного с исполнением работниками
трудовых обязанностей, в настоящее время регулируются Федеральным
законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ,
который и подлежит применению при определении размера ежемесячной
денежной суммы в возмещение вреда, а также и при определении круга
лиц, имеющих право на получение возмещения в случае смерти
кормильца.
Тот факт, что эти правоотношения регулируются данным Законом,
подтверждается и вступившим в законную силу решением Верховного
Суда РФ от 17 июля 2001 г.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 названного Закона
ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь
период утраты профессиональной трудоспособности с того дня, с
которого учреждением медико - социальной экспертизы установлен
факт утраты профессиональной трудоспособности.
С учетом приведенной нормы Закона содержащееся в пункте 10
Разъяснения положение о том, что выплата ежемесячной денежной
суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, производится с
момента представления необходимых для ее назначения документов, не
может являться правомерным по мотивам его противоречия
Федеральному закону.
Не соответствует пунктам 2 и 3 ст. 7 этого же Федерального
закона и положение пункта 3 Разъяснения в части сужения круга лиц,
имеющих право на получение возмещения в случае смерти кормильца.
Учитывая, что круг лиц, имеющих право на получение возмещения
в случае смерти кормильца, Законом РФ "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС", на который в подтверждение своих доводов
ссылался представитель заинтересованного лица, не определен, у
Министерства труда и социального развития РФ при утверждении
оспариваемого Разъяснения не имелось достаточных оснований для
произвольного его определения, поскольку данный круг лиц
установлен Федеральным законом N 125-ФЗ, который распространяется
на правоотношения, связанные с выплатой нетрудоспособным
иждивенцам содержания в случае смерти кормильца
(инвалида - чернобыльца).
Что касается требования заявителя о признании незаконными
абзаца 2 пункта 4 и абзаца 3 пункта 8 Разъяснения в указанной в
заявлении части, то оно не подлежит удовлетворению как не
вытекающее из требований закона.
Согласно абзацу 2 пункта 25 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г.
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти
граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы,
право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом
25 ч. 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных
членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер
компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как
разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и
частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера
компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное
право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных
иждивенцев, делится на их число.
Содержащиеся в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения слова: "денежной
компенсации по соответствующей группе инвалидности", которые
оспариваются заявителем, приведенной выше норме Закона не
противоречат, поскольку в силу данной нормы размер ежемесячной
денежной компенсации лицам, пострадавшим от радиационного
воздействия, определяется в соответствии с установленной группой
инвалидности. Именно из этого размера компенсации, как правильно
об этом указано в Разъяснении, и следует исходить при определении
компенсационной выплаты, приходящейся на каждого иждивенца.
Не противоречит, по мнению суда, требованиям Закона и абзац 3
пункта 8 Разъяснения в части предусмотренного порядка индексации
после 1997 года получаемого инвалидами - чернобыльцами возмещения
вреда.
Довод заявителя о том, что индексация получаемой суммы
возмещения вреда до принятия Федерального закона N 5-ФЗ от 12
февраля 2001 года, внесшего изменения в базовый закон о
чернобыльцах, должна производиться в зависимости от увеличения
минимального размера оплаты труда, не может быть принят во
внимание, поскольку он не основан на законе.
В судебном заседании установлено, что до внесения изменений в
базовый закон о чернобыльцах от 15 мая 1991 года все выплаты в
возмещение вреда устанавливались в зависимости от минимального
размера оплаты труда и индексация выплат производилась при
соответствующем его увеличении.
Однако в связи с внесением изменений в данный Закон и
установлением всех выплат в возмещение вреда в твердых
фиксированных суммах, безотносительно к минимальному размеру
оплаты труда, был изменен и принцип индексации выплачиваемых в
возмещение вреда сумм и иных социальных выплат.
Такие изменения внесены пунктом 3 ст. 4 Федерального закона
N 122-ФЗ от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров
стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", а также
Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 г.
Приведенными Законами установлено, что размеры выплат в
возмещение вреда, а также иных обязательных социальных выплат
повышаются ежегодно пропорционально росту величины прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации.
С учетом данных изменений, внесенных в базовый закон о
чернобыльцах, содержащееся в абзаце 3 пункта 8 Разъяснения
положение о том, что выплачиваемые в возмещение вреда ежемесячные
суммы подлежат в последующем индексации пропорционально росту
величины прожиточного минимума в целом по России, не противоречит
приведенным выше Федеральным законам, а поэтому не имеется и
оснований для удовлетворения заявленного в этой части требования.
Суд при том принимает во внимание и то обстоятельство, что
примененный в абзаце 3 пункта 8 Разъяснения термин "в последующем"
охватывает неопределенный период времени и фактически не
препятствует каждому заинтересованному лицу, при наличии законных
оснований на индексацию получаемых в возмещение вреда сумм в ранее
действовавшем порядке, обратиться в соответствующий районный суд с
требованием о применении такой индексации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197,
239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Псковской областной общественной организации
инвалидов "Союз "Чернобыль" России" удовлетворить частично.
Признать незаконным и не подлежащим применению пункт 3
Разъяснения N 6 от 30 ноября 2001 года, утвержденного
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30
ноября 2001 г. N 83 в части, не соответствующей требованиям
пунктов 2 и 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний";
пункт 10 этого же Разъяснения в части слов: "или ежемесячной
денежной суммы".
Требование в части признания незаконными абзаца 2 пункта 4 в
части слов: "по соответствующей группе инвалидности" и абзаца 3
пункта 8 названного Разъяснения оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
|