Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.07.2002 N ГКПИ 02-122 О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ РАЗЪЯСНЕНИЯ N 6 ОТ 30.11.2001, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНТРУДА РФ ОТ 30.11.2001 N 83

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                    от 5 июля 2002 г. N ГКПИ 02-122
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Любимовой И.Б.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Псковской  областной общественной организации инвалидов
   "Союз  "Чернобыль"  России" о признании  незаконными в указанной в
   заявлении  части пункта 3,  абзаца 2 пункта 4,  абзаца 2 пункта 7,
   абзаца  3 пункта  8,  пункта 10,  абзаца 4 подпункта "а" пункта 11
   Разъяснения  Минтруда  РФ  N 6 от 30 ноября 2001 г.  "О применении
   порядка  выплаты  ежемесячной  денежной  компенсации  в возмещение
   вреда,   причиненного   здоровью  граждан  в связи  с радиационным
   воздействием    вследствие   чернобыльской   катастрофы   либо   с
   выполнением   работ   по   ликвидации  последствий  катастрофы  на
   Чернобыльской АЭС", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 30
   ноября 2001 г. N 83 (далее Разъяснение),
   
                              установил:
   
       заявитель  обратился  в Верховный  Суд  Российской Федерации с
   указанным  выше  требованием,  сославшись на то,  что оспариваемые
   положения  Разъяснения  не  соответствуют требованиям действующего
   законодательства Российской Федерации и нарушают права инвалидов -
   чернобыльцев  и нетрудоспособных  членов  их  семей  на возмещение
   вреда в предусмотренном законом размере.
       В  судебном  заседании  от  18  февраля 2002 г.  представитель
   заявителя по доверенности Коваленко Н.А.  предъявленное требование
   поддержал, но при этом в порядке уточнения просил не рассматривать
   его  в части  признания  незаконными  абзаца 2 пункта 7 и абзаца 4
   подпункта "а" пункта 11 Разъяснения в  связи с тем, что он снимает
   данное требование с рассмотрения суда.
       В  судебное  заседание  от  4 -  5 июля 2002 г.  представитель
   заявителя не явился.  Из имеющегося в деле письменного ходатайства
   представителя заявителя усматривается, что он, в случае его неявки
   в судебное заседание, не возражает против рассмотрения дела в свое
   отсутствие.   Поддерживает   заявленное  требование  с учетом  его
   уточнения в судебном заседании от 18 февраля 2002 г.
       Представители  Министерства  труда  и социального  развития РФ
   Тимошенков  Н.И.   и  Министерства  юстиции  РФ  Чижикова  Т.Ю.  с
   предъявленным  требованием  не согласились и просили об оставлении
   его  без  удовлетворения,  сославшись на то,  что все оспариваемые
   заявителем пункты Разъяснения не противоречат требованиям закона и
   прав  инвалидов  - чернобыльцев  и членов  их  семей на возмещение
   вреда не нарушают.
       Выслушав   объяснения   представителей  заинтересованных  лиц,
   исследовав   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора
   Генеральной  прокуратуры РФ Любимовой И.Б.,  полагавшей заявленное
   требование   удовлетворить  частично,   Верховный  Суд  Российской
   Федерации  находит  его  подлежащим  частичному  удовлетворению по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  со  ст.   13  ГК  РФ  нормативные  акты,   не
   соответствующие  закону или иным правовым актам и нарушающие права
   и  охраняемые  законом  интересы гражданина или юридического лица,
   могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
       Как  установлено  судом,  Постановлением  Министерства труда и
   социального развития РФ от 30 ноября 2001 г.  N 83 было утверждено
   Разъяснение N 6 "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной
   компенсации  в возмещение  вреда,  причиненного здоровью граждан в
   связи   с  радиационным   воздействием   вследствие  чернобыльской
   катастрофы  либо  с выполнением  работ  по  ликвидации последствий
   катастрофы на Чернобыльской АЭС".
       В пункте 3 данного Разъяснения определен круг нетрудоспособных
   иждивенцев,  имеющих  право на получение ежемесячной компенсации в
   случае смерти кормильца (инвалида - чернобыльца).
       В абзаце 2 пункта 4 указано,  что размер денежной компенсации,
   приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как
   разность  между  всем размером ежемесячной денежной компенсации по
   соответствующей  группе  инвалидности  и частью,  приходившейся на
   самого кормильца.
       В  абзаце 3 пункта 8 определен порядок индексации получаемой в
   возмещение вреда ежемесячной суммы в соответствии с установленными
   индексами, а в последующем (после 1997 г.) - пропорционально росту
   величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
       Пунктом 10 Разъяснения предусмотрено,  что выплата ежемесячной
   денежной компенсации или ежемесячной денежной суммы производится с
   момента представления необходимых для ее назначения документов.
       По  утверждению  заявителя,  круг нетрудоспособных иждивенцев,
   имеющих   право   на  получение  компенсации  в связи  со  смертью
   кормильца,  указанный в пункте 3 Разъяснения, существенно сужен по
   сравнению  с действующим законодательством (пункты 1 и 2 ст.  1088
   ГК  РФ  и пункты  2 и  3 ст.  7  Федерального  закона N 125-ФЗ "Об
   обязательном  социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на
   производстве  и профессиональных  заболеваний"),   в  связи  с чем
   нарушены  права  лиц,  имеющих  в соответствии  с законом право на
   получение содержания.
       Содержащееся  в пункте  10  Разъяснения  указание  о том,  что
   выплата    ежемесячной   денежной   суммы   в  возмещение   вреда,
   причиненного    здоровью,    должна    производиться    с  момента
   представления   необходимых  для  ее  назначения  документов,   не
   соответствует  требованиям ст.  2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12
   февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О
   социальной  защите  граждан,   подвергшихся  воздействию  радиации
   вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
       Данные утверждения заявителя материалами дела не опровергнуты.
       Не   представлено   каких-либо   убедительных   данных   в  их
   опровержение и представителями заинтересованных лиц.
       Анализ действующего по этим вопросам законодательства РФ также
   свидетельствует  о несоответствии  Разъяснения  в указанной  части
   положениям закона.
       При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
   пункт  3 Разъяснения в части несоответствия круга нетрудоспособных
   иждивенцев,  имеющих  право  на  получение  содержания  в связи со
   смертью  кормильца,  требованиям пунктов 2 и 3 ст.  7 Федерального
   закона N 125-ФЗ, а пункт 10 этого же Разъяснения в части слов "или
   ежемесячной денежной суммы" не могут являться законными.
       Довод  представителя Минтруда РФ Тимошенкова Н.И.  о том,  что
   Федеральный закон N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании
   ..."  на  инвалидов  - чернобыльцев не распространяется,  не может
   быть  принят  во  внимание,   поскольку  он  противоречит  ст.   2
   Федерального  закона  N 5-ФЗ  "О внесении изменений и дополнений в
   Закон  РФ  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
   радиации ...",  из  содержания  которой  следует,  что  гражданам,
   получившим  до  вступления  в силу  настоящего Федерального закона
   возмещение  вреда,  причиненного  здоровью  в связи с радиационным
   воздействием  вследствие  чернобыльской  катастрофы,  по их выбору
   выплачивается     либо     ежемесячная    денежная    компенсация,
   предусмотренная  п.  25  части  1 ст.  14  Закона РФ "О социальной
   защите  граждан,   подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие
   катастрофы   на  Чернобыльской  АЭС",   либо  ранее  установленная
   ежемесячная    денежная    сумма,     определенная    в   порядке,
   предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда,
   связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей,  но не
   превышающая 10000 руб.
       В   таком   же   порядке  выплачивается  возмещение  и семьям,
   потерявшим  кормильца  из  числа  граждан,  погибших  в результате
   катастрофы на Чернобыльской АЭС.
       Вопросы возмещения вреда, связанного с исполнением работниками
   трудовых обязанностей,  в настоящее время регулируются Федеральным
   законом  "Об  обязательном  социальном  страховании  от несчастных
   случаев  на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ,
   который  и подлежит применению при определении размера ежемесячной
   денежной суммы в возмещение вреда, а также и при определении круга
   лиц,   имеющих  право  на  получение  возмещения  в случае  смерти
   кормильца.
       Тот факт,  что эти правоотношения регулируются данным Законом,
   подтверждается  и вступившим  в законную  силу решением Верховного
   Суда РФ от 17 июля 2001 г.
       В   соответствии   с  пунктом   3 ст.   15  названного  Закона
   ежемесячные  страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь
   период  утраты  профессиональной  трудоспособности  с того дня,  с
   которого  учреждением  медико  - социальной  экспертизы установлен
   факт утраты профессиональной трудоспособности.
       С  учетом  приведенной  нормы  Закона содержащееся в пункте 10
   Разъяснения  положение  о том,  что  выплата  ежемесячной денежной
   суммы  в возмещение вреда,  причиненного здоровью,  производится с
   момента представления необходимых для ее назначения документов, не
   может   являться   правомерным   по   мотивам   его   противоречия
   Федеральному закону.
       Не  соответствует  пунктам  2 и 3 ст.  7 этого же Федерального
   закона и положение пункта 3 Разъяснения в части сужения круга лиц,
   имеющих право на получение возмещения в случае смерти кормильца.
       Учитывая,  что круг лиц, имеющих право на получение возмещения
   в  случае  смерти  кормильца,  Законом  РФ  "О  социальной  защите
   граждан,  подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы
   на  Чернобыльской  АЭС",  на который в подтверждение своих доводов
   ссылался  представитель  заинтересованного лица,  не определен,  у
   Министерства  труда  и социального  развития  РФ  при  утверждении
   оспариваемого  Разъяснения  не  имелось  достаточных оснований для
   произвольного   его   определения,   поскольку   данный  круг  лиц
   установлен Федеральным законом N 125-ФЗ,  который распространяется
   на   правоотношения,    связанные   с  выплатой   нетрудоспособным
   иждивенцам     содержания     в    случае     смерти     кормильца
   (инвалида - чернобыльца).
       Что  касается  требования  заявителя  о признании  незаконными
   абзаца  2 пункта  4 и  абзаца 3 пункта 8 Разъяснения в указанной в
   заявлении  части,   то  оно  не  подлежит  удовлетворению  как  не
   вытекающее из требований закона.
       Согласно абзацу 2 пункта 25 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г.
   "О  социальной  защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации
   вследствие   катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС"  в случае  смерти
   граждан,  ставших  инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы,
   право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом
   25  ч.  1  настоящей статьи,  распространяется на нетрудоспособных
   членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.  Размер
   компенсации,  приходящейся  на  всех иждивенцев,  определяется как
   разность  между  всем  размером ежемесячной денежной компенсации и
   частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера
   компенсации,  приходящейся  на каждого иждивенца,  имеющего данное
   право,   размер   компенсации,   приходящейся  на  всех  указанных
   иждивенцев, делится на их число.
       Содержащиеся в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения слова:  "денежной
   компенсации  по  соответствующей  группе  инвалидности",   которые
   оспариваются   заявителем,   приведенной   выше  норме  Закона  не
   противоречат,  поскольку  в силу  данной  нормы размер ежемесячной
   денежной   компенсации   лицам,   пострадавшим   от  радиационного
   воздействия,  определяется  в соответствии с установленной группой
   инвалидности.  Именно из этого размера компенсации,  как правильно
   об этом указано в Разъяснении,  и следует исходить при определении
   компенсационной выплаты, приходящейся на каждого иждивенца.
       Не противоречит,  по мнению суда, требованиям Закона и абзац 3
   пункта  8 Разъяснения  в части предусмотренного порядка индексации
   после  1997 года получаемого инвалидами - чернобыльцами возмещения
   вреда.
       Довод   заявителя  о том,   что  индексация  получаемой  суммы
   возмещения  вреда  до  принятия  Федерального  закона N 5-ФЗ от 12
   февраля   2001   года,   внесшего   изменения  в базовый  закон  о
   чернобыльцах,  должна  производиться  в зависимости  от увеличения
   минимального  размера  оплаты  труда,  не  может  быть  принят  во
   внимание, поскольку он не основан на законе.
       В судебном заседании установлено,  что до внесения изменений в
   базовый  закон  о чернобыльцах  от  15 мая 1991 года все выплаты в
   возмещение  вреда  устанавливались  в зависимости  от минимального
   размера   оплаты   труда  и индексация  выплат  производилась  при
   соответствующем его увеличении.
       Однако   в  связи   с внесением  изменений  в данный  Закон  и
   установлением   всех   выплат   в  возмещение   вреда   в  твердых
   фиксированных   суммах,   безотносительно  к минимальному  размеру
   оплаты  труда,  был  изменен  и принцип индексации выплачиваемых в
   возмещение вреда сумм и иных социальных выплат.
       Такие изменения  внесены  пунктом 3 ст.  4 Федерального закона
   N  122-ФЗ  от  7 августа 2000 г.  "О порядке установления размеров
   стипендий  и социальных  выплат  в Российской Федерации",  а также
   Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 г.
       Приведенными  Законами  установлено,   что  размеры  выплат  в
   возмещение  вреда,  а  также  иных  обязательных социальных выплат
   повышаются  ежегодно  пропорционально  росту величины прожиточного
   минимума в целом по Российской Федерации.
       С  учетом  данных  изменений,   внесенных  в базовый  закон  о
   чернобыльцах,   содержащееся   в  абзаце   3 пункта  8 Разъяснения
   положение о том,  что выплачиваемые в возмещение вреда ежемесячные
   суммы  подлежат  в последующем  индексации  пропорционально  росту
   величины прожиточного минимума в целом по России,  не противоречит
   приведенным  выше  Федеральным  законам,  а  поэтому  не имеется и
   оснований для удовлетворения заявленного в этой части требования.
       Суд  при  том  принимает во внимание и то обстоятельство,  что
   примененный в абзаце 3 пункта 8 Разъяснения термин "в последующем"
   охватывает   неопределенный   период   времени   и  фактически  не
   препятствует каждому заинтересованному лицу,  при наличии законных
   оснований на индексацию получаемых в возмещение вреда сумм в ранее
   действовавшем порядке, обратиться в соответствующий районный суд с
   требованием о применении такой индексации.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст.  191 - 197,
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление   Псковской   областной   общественной   организации
   инвалидов "Союз "Чернобыль" России" удовлетворить частично.
       Признать   незаконным   и не  подлежащим  применению  пункт  3
   Разъяснения   N  6  от   30   ноября   2001  года,   утвержденного
   Постановлением  Министерства труда и социального развития РФ от 30
   ноября  2001  г.  N  83  в части,  не  соответствующей требованиям
   пунктов  2 и  3 ст.  7 Федерального закона от 24 июля 1998 г.  "Об
   обязательном  социальном  страховании  от  несчастных  случаев  на
   производстве и профессиональных заболеваний";
       пункт  10 этого же Разъяснения в части слов:  "или ежемесячной
   денежной суммы".
       Требование  в части  признания незаконными абзаца 2 пункта 4 в
   части  слов:  "по  соответствующей группе инвалидности" и абзаца 3
   пункта 8 названного Разъяснения оставить без удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
   дня его вынесения в окончательной форме.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz