Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.07.2002 N 75-Г02-13 ЖАЛОБА О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ СТ. 102 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 102 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "О НОТАРИАТЕ" ОТ 28.02.2002 N 574-ЗРК И ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "О КОЛИЧЕСТВЕ ДОЛЖНОСТЕЙ НОТАРИУСОВ В НОТАРИАЛЬНЫХ ОКРУГАХ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ" ОТ 28.02.2002 N 575-РК УДОВЛЕТВОРЕНА ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 4 июля 2002 года
   
                                                      Дело N 75-Г02-13
                                                                      
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                            Маслова А.М.,
                                                        Толчеева Н.К.
   
       рассмотрела  в судебном заседании от 4 июля 2002 г. гражданское
   дело   по  жалобе  О.  о  признании  незаконными  ст.  102   Закона
   Республики  Карелия  от 28 февраля 2002 г. N  574-ЗРК  "О  внесении
   изменений  в  статью 102 Закона Республики Карелия "О нотариате"  и
   Закон  Республики  Карелия  от  28 февраля  2002  г.  N  575-РК  "О
   количестве  должностей нотариусов в нотариальных округах Республики
   Карелия"  по  кассационной  жалобе нотариальной  палаты  Республики
   Карелия  на  решение Верховного Суда Республики Карелия  от  7  мая
   2002  г.,  которым жалоба О. удовлетворена. Статья 102  в  редакции
   Закона  Республики  Карелия N 574-РК  от  28  февраля  2002  г.  "О
   внесении  изменений  в  статью  102 Закона  Республики  Карелия  "О
   нотариате" и Закон Республики Карелия от 28 февраля 2002 г. N  575-
   РК  "О  количестве  должностей нотариусов  в  нотариальных  округах
   Республики    Карелия"   признаны   противоречащими    федеральному
   законодательству,   недействующими   и   не   влекущими    правовых
   последствий со дня вступления решения в законную силу.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
   Манохиной,  объяснения  президента нотариальной  палаты  Республики
   Карелия  Т.А. Ханнановой, поддержавшей доводы кассационной  жалобы,
   представителя  О.  по доверенности - М.В. Корчемкиной,  возражавшей
   против   доводов   кассационной  жалобы,   Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       О.  обратилась в Верховный Суд Республики Карелия  о  признании
   недействующими, противоречащими федеральному законодательству и  не
   порождающими  правовых  последствий  ст.  102  в  редакции   Закона
   Республики  Карелия  N 574-РК от 28 февраля  2002  г.  "О  внесении
   изменений  в  статью  102  Закона Республики  Карелия  "О  внесении
   изменений  в  статью  Закона Республики  Карелия  "О  нотариате"  и
   Закона  Республики  Карелия от 28 февраля  2002  г.  N  575-ЗРК  "О
   количестве  должностей нотариусов в нотариальных округах Республики
   Карелия",   указав,   что   положения   этих   правовых   норм   не
   соответствуют  федеральному законодательству, которое  не  наделяет
   законодательные органы субъектов Российской Федерации  полномочиями
   по  определению  количества  должностей нотариусов  в  нотариальных
   округах и изменению границ нотариальных округов.
       О. указала, что работала государственным нотариусом Прионежской
   нотариальной конторы.
       С  принятием  названных Законов были ликвидированы 2  должности
   нотариусов,  в том числе и занимаемая ею должность, в связи  с  чем
   она   была   уволена  с  работы  по  сокращению.   Таким   образом,
   оспариваемыми  Законами  нарушены  ее  права  и  права  иных   лиц,
   заинтересованных в занятии нотариальной деятельностью, и  создается
   дефицит нотариальных услуг.
       По  мнению О., оспариваемые правовые нормы противоречат ст. ст.
   12,  13  Основ  законодательства РФ "О нотариате", которыми  правом
   определять  количество должностей нотариусов и изменять  территории
   нотариального  округа  наделены  региональные  органы   юстиции   и
   нотариальная палата.
       Представители   Палаты  Республики  Законодательного   Собрания
   Республики  Карелия,  нотариальной  палаты  Республики  Карелия   с
   требованиями  О.  не согласились, полагая, что оспариваемые  Законы
   приняты  Палатой Республики в рамках ее полномочий.  В  федеральном
   законодательстве  "О нотариате" до настоящего  времени  не  имеется
   нормы,  которая  бы регулировала механизм урегулирования  возникших
   разногласий  между  органами  юстиции  и  нотариальными   палатами.
   Поскольку   нотариат  находится  в  совместном  ведении  Российской
   Федерации и ее субъектов, законодательный орган Республики  Карелия
   вправе был осуществить собственное правовое регулирование по  этому
   вопросу.
       Представители  Правительства  Российской  Федерации  Управления
   Министерства юстиции Российской Федерации по Республике  Карелия  с
   требованиями О. согласились.
       Судом  постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
   просит   в   кассационной  жалобе  президент  нотариальной   палаты
   Республики Карелия Т.А. Ханнакова, считая его неправильным.  Просит
   вынести новое решение об отказе в удовлетворении жалобы О.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы
   кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, не  находит
   оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
       Рассматривая  данное  дело, суд правильно определил  юридически
   значимые  обстоятельства,  дал подробный  анализ  законодательства,
   регулирующего поставленные в жалобе вопросы.
       Судом   установлено,   что  правовые   акты,   обжалуемые   О.,
   противоречат   федеральному  законодательству  и  приняты   Палатой
   Представителей Республики Карелия вне компетенции.
       Согласно  пункту  "и"  части  1 ст. 72  Конституции  Российской
   Федерации   нотариат  находится  в  совместном  ведении  Российской
   Федерации и ее субъектов.
       В  соответствии  со  ст.  12 Основ законодательства  Российской
   Федерации   о   нотариате   количество  должностей   нотариусов   в
   нотариальном  округе  определяется  органом  юстиции  совместно   с
   нотариальной палатой.
       В  силу  ст.  13 этого же Закона нотариальный округ (территория
   деятельности   нотариуса)   устанавливается   в   соответствии    с
   административно-территориальным делением Российской Федерации.
       Территория   деятельности   нотариуса   может   быть   изменена
   совместным решением органа юстиции и нотариальной конторы.
       Таким образом, законодательные (представительные) органы власти
   субъекта   Российской   Федерации  не  наделены   полномочиями   по
   определению   количества  должностей  нотариусов   в   нотариальных
   органах  и  установлению  территории  деятельности  нотариуса.  Эти
   вопросы  находятся  в  компетенции органа  юстиции  и  нотариальной
   палаты.
       Положения  оспариваемых Законов о том,  что  Палата  Республики
   Законодательного  Собрания  Республики  Карелия  вправе   принимать
   решения  по вопросам совместной компетенции Министерства юстиции  и
   нотариальной  палаты  Республики Карелия в  случае  непринятия  ими
   согласованного   решения,  устанавливать  территории   нотариальных
   округов   и   определять   количество   должностей   нотариусов   в
   нотариальном   округе,   противоречат  приведенным   ранее   нормам
   федерального   законодательства  и   обоснованно   признаны   судом
   недействующими и не подлежащими применению.
       Доводы  о  том, что Палата Республики Законодательного Собрания
   Республики  Карелия, приняв оспариваемые Законы, восполнила  пробел
   в    федеральном    законодательстве    и    установила    механизм
   взаимодействия  между  нотариальной  палатой  и  органами  юстиции,
   правильно признаны судом неосновательными.
       В  постановлении Конституционного Суда Российской Федерации  от
   19  мая  1998  г.  N  16-П  "По  делу о проверке  конституционности
   отдельных   положений   статей  2,  12,   17,   24   и   34   Основ
   законодательства  Российской Федерации "О нотариате"  указано,  что
   отсутствие  механизма  урегулирования возможных  разногласий  между
   нотариальными   палатами   и   органами   юстиции   по   подлежащим
   совместному  разрешению  вопросам может  приводить  на  практике  к
   нарушению   прав  лиц,  заинтересованных  в  занятии   нотариальной
   деятельностью.  Однако  это не является  основанием  для  признания
   частей  первой и второй статьи 12 Основ противоречащими Конституции
   Российской   Федерации.   Проблема   обеспечения   соответствующего
   законодательного регулирования должна быть решена законодателем.  В
   пункте  3  постановления предусмотрено: Федеральному  Собранию  при
   совершенствовании   законодательства   Российской    Федерации    о
   нотариате  подлежит  урегулировать  механизм  взаимодействия  между
   нотариальными палатами и органами юстиции.
       Поскольку до настоящего времени федеральным законодателем  этот
   вопрос  не  решен,  учитывая, что нотариат находится  в  совместном
   ведении  Российской  Федерации  и субъектов  Российской  Федерации,
   субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по этому  вопросу
   собственное     правовое     регулирование.     После      принятия
   соответствующего  федерального  закона  правовые   акты   субъектов
   Российской  Федерации  должны  быть  приведены  в  соответствие   с
   федеральным законом.
       Однако  оспариваемые  Законы  нельзя  отнести  к  тем,  которые
   регулируют  механизм  взаимодействия между нотариальной  палатой  и
   органом  юстиции  Республики Карелии по возникшим  разногласиям  по
   вопросам    определения   количества   должностей   нотариусов    в
   нотариальных округах и установлению нотариальных округов.
       Из  текста  обжалуемых Законов усматривается, что определен  не
   механизм  урегулирования разногласий, а Палатой  Республики  решены
   вопросы,  которые федеральным законодателем переданы на  разрешение
   нотариальной палаты и органа юстиции Республики Карелия.
       Учитывая изложенное, суд правильно удовлетворил требования О.
       Руководствуясь  ст.  305  ГПК  РСФСР,  Судебная   коллегия   по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Верховного Суда Республики Карелия от 7  мая  2002  г.
   оставить  без  изменения, кассационную жалобу  нотариальной  палаты
   Республики Карелия - без удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz