КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2002 г. N 179-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КУЧАЕВА МИХАИЛА ГРИГОРЬЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
СТАТЬИ 13 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя
Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука,
Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, С.М.
Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы,
О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С.
Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина М.Г.
Кучаева, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. Гражданин М.Г. Кучаев в своей жалобе в Конституционный Суд
Российской Федерации оспаривает конституционность положений статьи
13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и
дополнениями), которая устанавливает условия, определяющие право
на пенсию за выслугу лет при увольнении со службы.
Как следует из представленных материалов, М.Г. Кучаев с 1978 по
1983 год работал в прокуратуре Нязепетровского района Челябинской
области. В 1983 году по направлению районного Совета народных
депутатов он перешел на службу в органы внутренних дел и был
назначен на должность следователя Тракторозаводского РОВД города
Челябинска. Решением комиссии УВД Челябинского облисполкома от 1
августа 1985 года на основании пункта 14 Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 г. N 1061 "О мерах по
улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и
охраны общественного порядка", предусматривавшего, что работникам
органов прокуратуры, направленным на следственную работу в органы
охраны общественного порядка на должности высшего, старшего и
среднего начальствующего состава, время работы их в должностях
прокуроров, помощников прокуроров и следователей органов
прокуратуры засчитывается в выслугу лет в органах охраны
общественного порядка для выплаты процентной надбавки к заработной
плате и назначения пенсии, стаж работы М.Г. Кучаева в должности
помощника прокуратура был засчитан ему в выслугу лет для выплаты
процентной надбавки к заработной плате и назначения пенсии.
В ноябре 1995 года комиссия по разрешению спорных вопросов по
пенсионному обеспечению военнослужащих, лиц начальствующего и
рядового состава органов внутренних дел УВД Челябинской области
отказала М.Г. Кучаеву, уволившемуся из органов внутренних дел, в
удовлетворении заявления о зачете времени работы в должности
помощника прокурора в стаж службы, необходимый для назначения
пенсии на основании пункта "б" статьи 13 Закона Российской
Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому
право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1
данного Закона, уволенные со службы по достижении предельного
возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день
увольнения 45-летнего возраста, если они имеют общий трудовой стаж
25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и шести
месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах
внутренних дел, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы; поскольку продолжительность службы М.Г.
Кучаева в вооруженных силах и службы в органах внутренних дел
составляла в общей сложности менее 12 лет и шести месяцев, в
назначении пенсии за выслугу лет на условиях, установленных данной
нормой, ему было отказано.
Жалобы заявителя на указанное решение комиссии и исковое
заявление о включении времени работы в должности помощника
прокурора в срок службы в милиции, дающий право на получение
пенсии на основании пункта "б" статьи 13 Закона "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей", а также о взыскании сумм невыплаченной
пенсии были оставлены без удовлетворения судами общей юрисдикции -
Центральным районным судом города Челябинска, Челябинским
областным судом и Верховным Судом Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.Г.
Кучаев утверждает, что статья 13 Закона Российской Федерации "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы, и их семей" противоречит статьям 17, 18 и
39 Конституции Российской Федерации, поскольку допускает
истолкование правоприменительными органами употребляемых в ней
терминов "выслуга лет" и "служба" как не совпадающих по своему
содержанию, в результате чего он был лишен права на получение
пенсии за выслугу лет.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Таким законом
в настоящее время является, в частности, Закон Российской
Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
(с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются
условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в
нем категорий граждан, в том числе правовые основания назначения
пенсий за выслугу лет.
В соответствии с пунктом "а" статьи 13 данного Закона право на
пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в его статье 1,
имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и
(или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и
более. Вместе с тем согласно пункту "б" той же статьи пенсия за
выслугу лет может быть назначена и лицам, не имеющим на день
увольнения полной выслуги (то есть 20 лет), но при соблюдении
следующих условий: если они уволены со службы по достижении
предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на
день увольнения 45-летнего возраста и имеют не менее 25 лет общего
трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев
составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних
дел, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы.
Следовательно, законодатель в качестве самостоятельных правовых
оснований для назначения пенсии за выслугу лет различает выслугу
лет и собственно службу (военную службу, службу в органах
внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы), включаемую в общий трудовой стаж.
Об этом свидетельствует и содержание части первой статьи 18
Закона, закрепляющей правило о включении в выслугу лет для
назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" его статьи 13,
помимо непосредственно военной службы, службы в органах внутренних
дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и
некоторых иных периодов, а также пунктов 1 и 2 Постановления
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22
сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет,
назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную
службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих
сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов,
сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их
семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и
дополнениями).
Положения статьи 13 Закона "О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей", связывающие право на назначение пенсии для лиц, уволенных
со службы и не имеющих на день увольнения полной выслуги, с
продолжительностью их военной службы, службы в органах внутренних
дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
которая подсчитывается по иным правилам, чем выслуга лет, не могут
рассматриваться как нарушающие право заявителя на социальное
обеспечение, гарантированное статьей 39 (часть 1) Конституции
Российской Федерации. Оспариваемые положения не лишают М.Г.
Кучаева приобретенного ранее права на включение в выслугу лет в
органах внутренних дел, в том числе при решении вопроса о
назначении пенсии по пункту "а" данной статьи, времени работы его
в прокуратуре, что подтверждается, в частности, предписаниями
абзаца третьего пункта 2 Постановления Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 и
статьи 69 Положения о службе в органах внутренних дел Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 23 декабря 1992 года.
Заявитель, утверждая, что в стаж службы, дающий право на
получение пенсии в соответствии с пунктом "б" статьи 13 названного
Закона, необходимо включать также время работы в органах
прокуратуры, время учебы в вузе, учитываемые при исчислении
выслуги лет, фактически ставит вопрос об установлении более
льготных условий назначения пенсии лицам, уволенным со службы по
достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию
здоровья или в связи с проведением организационно-штатных
мероприятий и не имеющим на день увольнения полной выслуги.
Разрешение этого вопроса не относится к компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена
статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", а является прерогативой законодателя.
Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе
обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на
нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая
жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом,
примененным или подлежащим применению в деле заявителя,
затрагиваются его конституционные права и свободы.
Поскольку оспариваемой нормой права М.Г. Кучаева,
гарантированные статьями 17, 18 и 39 Конституции Российской
Федерации, нарушены не были, данная жалоба не может быть признана
допустимой по смыслу Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кучаева
Михаила Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|