КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2002 г. N 202-О
ПО ЖАЛОБЕ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ "ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО - СТРОИТЕЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ N 7" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 122
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя
Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука,
Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, С.М.
Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы,
О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.О. Лучина,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы унитарного государственного
предприятия "Дорожное ремонтно - строительное управление N 7",
установил:
1. Решением Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Валдайскому району Новгородской области на
унитарное государственное предприятие "Дорожное ремонтно -
строительное управление N 7" на основании пункта 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации был наложен штраф за
неполную уплату в установленный срок налога на добавленную
стоимость. Арбитражным судом Новгородской области и Федеральным
арбитражным судом Северо - Западного округа решение налогового
органа признано правомерным и оставлено без изменения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
заявитель утверждает, что пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса
Российской Федерации, согласно которому неуплата или неполная
уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного
неправильного исчисления налога или других неправомерных действий
(бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от
неуплаченных сумм налога, не соответствует статьям 34 (часть 1) и
35 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет
налагать штраф по факту несвоевременной уплаты налога без
установления вины должника, в отсутствие у него средств для
своевременной уплаты налога и без учета того, что за нарушение
срока уплаты налога пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса
Российской Федерации предусмотрено взыскание пени.
2. Вопрос о конституционности положений налогового
законодательства, предусматривающих возможность применения
государственными органами санкций штрафного характера при
отсутствии вины должника наряду со взысканием пени, неоднократно
был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской
Федерации.
В Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке
конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона
Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции"
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу
статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство
состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный
налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть
компенсирована погашением задолженности по налоговому
обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством
в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме
собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе
добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь
государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в
срок.
Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, по своему
существу выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не
восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за
налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом
противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по
неосторожности. При производстве по делу о налоговом
правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого
правонарушения, так и вина налогоплательщика.
Как следует из Конституции Российской Федерации (статья 54,
часть 2), правонарушение является необходимым основанием для всех
видов юридической ответственности. При этом содержание конкретных
составов правонарушений в публично - правовой сфере должно
согласовываться с принципами правового государства во
взаимоотношениях его с физическими и юридическими лицами как
субъектами юридической ответственности. Такая правовая позиция
сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении от 27 апреля 2001 года по делу о проверке ряда
положений Таможенного кодекса Российской Федерации. Как выражающая
общеправовой принцип, она применима к ответственности и за
налоговое правонарушение.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное
противоправное (с нарушением законодательства о налогах и сборах)
деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового
агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской
Федерации установлена ответственность. Отсутствие вины лица в
совершении налогового правонарушения статья 109 Налогового кодекса
Российской Федерации относит к обстоятельствам, исключающим
привлечение его к ответственности. Следовательно, необходимость
установления вины налогоплательщика для привлечения его к
ответственности прямо предписана Налоговым кодексом Российской
Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
25 января 2001 года по делу о проверке конституционности пункта 2
статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации выражена
правовая позиция, в соответствии с которой отсутствие вины при
нарушении обязательств в публично - правовой сфере является одним
из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку
свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения.
Иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового,
как основания ответственности противоречила бы и природе
правосудия. Суд в связи с привлечением налогоплательщиков к
ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из
принципов состязательности и равноправия сторон, не может
ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения этих
обязательств, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в
том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в
какой бы форме она ни проявлялась.
Все названные решения Конституционного Суда Российской
Федерации сохраняют свою силу. Изложенные в них правовые позиции о
вине и необходимости ее установления (доказывания), а также о
возможности и условиях взыскания пеней и штрафов подлежат
применению и к другим законам, содержащим положения об уплате
налогов, и обязательны для судов, иных органов и должностных лиц
при применении ими положений федеральных законов,
предусматривающих ответственность (санкции) за совершение
правонарушений. Поэтому содержащиеся в пункте 1 статьи 122
Налогового кодекса Российской Федерации положения, согласно
которым неуплата или неполная уплата сумм налога в результате
занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога
или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание
штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога, должны
применяться в соответствии с конституционно - правовым смыслом
аналогичных положений, выявленным в сохраняющих свою силу
постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и
настоящем Определении.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы унитарного
государственного предприятия "Дорожное ремонтно - строительное
управление N 7", поскольку по предмету обращения Конституционным
Судом Российской Федерации ранее были вынесены постановления,
сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Г.СТРЕКОЗОВ
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|