ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2002 года
Дело N 55-Г02-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Потапенко С.В.,
Александрова Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июля 2002 года
гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о
признании ст. 10 (в части), ст. 13 (в части), ст. 14 (в части),
абз. 2 п. 1 ст. 30 (в части), абз. 3 ч. 3 ст. 41 Закона Республики
Хакасия "О культуре" N 38 от 21 октября 1994 года (в редакции
Закона от 10 мая 2001 года) противоречащими федеральному
законодательству, недействующими и не подлежащими применению по
кассационной жалобе представителя Верховного Совета Республики
Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 апреля
2002 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Д.П.
Александрова, заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Т.А. Власовой об оставлении решения без
изменения, а кассационной жалобы - без удовлетворения, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Республики Хакасия обратился в суд с указанным выше
заявлением, в обоснование которого указал на то, что обжалуемые им
положения Закона Республики Хакасия "О культуре" противоречат
статьям 12, 15, 17 и 43 Закона Российской Федерации "Основы
законодательства Российской Федерации о культуре".
Верховный Суд Республики Хакасия, приняв дело к своему
производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение,
которое в части признания противоречащим федеральному
законодательству, недействующим и не подлежащим применению ст. 10
(в части) и абзаца 3 ч. 3 ст. 41 обжалует представитель Верховного
Совета Республики Хакасия.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене в указанной
части решения суда с прекращением производства по делу и
указывается на то, что субъект РФ вправе устанавливать
дополнительные льготы, виды и нормы материального обеспечения
организаций и работников культуры.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
не нашла оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения
суда.
В соответствии со ст. 294 ГПК РСФСР при рассмотрении дела в
кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции в пределах кассационной жалобы.
В силу приведенного процессуального закона законность и
обоснованность решения суда первой инстанции должна быть проверена
в пределах
Общие вопросы культуры находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов РФ (пп. "е" п. 1 ст. 72
Конституции РФ).
Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам
совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
В силу ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о
культуре ограничения доступности культурных ценностей по
соображениям секретности или особого режима пользования
устанавливаются законодательством Российской Федерации, в связи с
чем включение представительным органом Республики Хакасия в
аналогичную норму указания "и Республики Хакасия" противоречит
приведенной норме (ст. 12) Закона РФ, поэтому суд правильно
признал данное положение ст. 10 Закона РХ противоречащим
федеральному законодательству.
Ст. 54 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации
о культуре" установлено, что минимальные ставки авторского
вознаграждения устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Такое же условие содержится в ст. 31 Закона Российской
Федерации "Об авторском праве и смежных правах" N 5351-1 от 9 июля
1993 года (в редакции Закона N 110-ФЗ от 19 июля 1995 года).
Ст. 39 указанного выше Закона РФ "Основы законодательства
Российской Федерации о культуре" к компетенции органов
государственной власти субъектов РФ отнесено установление
дополнительных к устанавливаемым федеральными органами
государственной власти льгот, видов и норм материального
обеспечения организаций и работников культуры, которые не
относятся к определению "минимальный размер авторского
вознаграждения", в связи с чем довод жалобы на это обстоятельство
не мог явиться поводом к удовлетворению жалобы и отмене решения
суда.
Поскольку представительным органом Республики Хакасия превышены
предоставленные Федеральным законом полномочия по установлению
минимального размера авторского вознаграждения, данная норма
Закона Республики Хакасия правильно признана противоречащей
федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. 311
ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 апреля 2002
года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя
Верховного Совета Республики Хакасия оставить без удовлетворения.
|