ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2002 года
Дело N 82-Г02-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Кебы Ю.Г.,
Александрова Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2002 года
гражданское дело по заявлению прокурора Курганской области о
признании противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению абз. 1 п. 8.2, п. 8.3
ст. 8 Закона Курганской области N 123 от 29 мая 1998 года "О
территориальном общественном самоуправлении в Курганской области";
п. 2.1 ст. 2 и п. 9.1 ст. 9 Закона Курганской области N 176 от 28
декабря 1998 года "О собраниях (сходах) граждан в Курганской
области" по кассационному протесту участвующего в рассмотрении
дела прокурора на решение Курганского областного суда от 17 апреля
2002 года, которым в удовлетворении заявления прокурора отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Д.П.
Александрова, заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Т.А. Власовой, поддержавшей протест, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Курганской области обратился в суд с указанным выше
заявлением, в обоснование которого указал на то, что обжалуемые им
положения Законов не соответствуют федеральному законодательству и
ограничивают права граждан, так как возраст граждан, дающий право
на участие в собраниях (сходах), определен в 18 лет, между тем как
федеральным законодательством такой возраст установлен в 16 лет;
правомочность таких собраний определена при участии в них более
половины жителей соответствующей территории, тогда как федеральный
закон определил правомочность таких собраний при участии не менее
половины жителей.
Курганский областной суд, приняв дело к своему производству по
первой инстанции, вынес указанное выше решение, на которое
участвующим в рассмотрении дела прокурором принесен кассационный
протест.
В нем ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового
решения об удовлетворении заявления прокурора и указываются те же
доводы, которые были предметом исследования суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
не нашла оснований для удовлетворения протеста и отмены решения
суда.
Установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления находится в
совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п.п. "н"
п. 1 ст. 72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам
совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,
действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Представительным органом Курганской области - Курганской
областной Думой в соответствии с приведенными выше статьями
Конституции РФ приняты указанные выше два Закона, которыми
урегулированы некоторые вопросы местного самоуправления.
Такое законодательное урегулирование положений о местном
самоуправлении представительными органами субъектов РФ определено
указанными выше положениями Конституции РФ, а также ст. 43
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
Для решения вопросов местного значения ст. ст. 24 и 27
приведенного Федерального закона предусмотрена возможность созыва
собраний (сходов) граждан. Порядок созыва и проведения собрания
(схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его
компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов РФ. Собрание (сход) граждан
считается правомочным при участии в нем более половины жителей
муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В соответствии с п. 3 ст. 56 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", принятого Государственной Думой 12 августа 1995 года
(с изменениями на 4 августа 2000 года), статьи 80 - 86 Закона РФ
"О местном самоуправлении в Российской Федерации" применяются в
части, не противоречащей Конституции РФ и настоящему Федеральному
закону, до принятия субъектами РФ законов о регулировании
осуществления местного самоуправления в формах, предусмотренных
статьями 24, 27 настоящего Федерального закона.
Положениями ст. 80 Закона РФ "О местном самоуправлении в
Российской Федерации" определен возраст граждан, обладающих правом
участия в собраниях (сходах) в 16 лет и правомочность таких
собраний (сходов) при участии граждан не менее половины жителей
муниципального образования.
Однако ст. 56 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"
предусмотрено, что статьями 80 - 86 Закона РФ "О местном
самоуправлении в Российской Федерации" применяются в части, не
противоречащей Конституции РФ и настоящему Федеральному закону, до
принятия субъектами РФ законов о регулировании осуществления
местного самоуправления в формах, предусмотренных статьями 24, 27
настоящего Федерального закона.
Конституции РФ оспариваемые положения не противоречат,
поскольку ее ст. 60 предусмотрено право гражданина самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
При таком положении оспариваемые прокурором положения Законов
Курганской области Федеральному закону не противоречат, в связи с
чем суд правильно отказал в удовлетворении заявления прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. 311
ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Курганского областного суда от 17 апреля 2002 года
оставить без изменения, кассационный протест участвующего в
рассмотрении дела прокурора оставить без удовлетворения.
|