ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2002 г. N 01-06/25499
О ПРИМЕНЕНИИ АКТОВ ГТК РОССИИ
ПРИ КОНТРОЛЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ
ГТК России рассмотрел материалы, поступившие от таможенных
органов в соответствии с письмом ГТК России от 05.04.2002
N 29-07/13742 по вопросам контроля таможенной стоимости товаров.
Анализ представленных документов показал, что имеют место случаи
неправильного применения подчиненными таможенными органами
приказов и методических рекомендаций по контролю таможенной
стоимости, а также писем, содержащих информацию о стоимости
товаров и / или о стоимости основных составляющих компонентов
этих товаров (далее - ориентировки), изданных ГТК России в части
контроля таможенной стоимости.
Основным законодательным актом, устанавливающим порядок
определения таможенной стоимости ввозимых товаров, сферу ее
применения, является Закон Российской Федерации от 21.05.93
N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон). Таможенный кодекс
Российской Федерации дополняет положения Закона. Механизмом
реализации установленных Законом правовых норм является "Положение
о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров,
ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденное
Приказом ГТК России от 05.01.94 N 1 (зарегистрирован Минюстом
России 17.01.94 N 461).
Представленные таможенными органами материалы показали, что на
этапе таможенного оформления и при последующих проверках,
проводимых в целях контроля таможенной стоимости товаров, в
документах, оформляемых должностными лицами таможенных органов
(декларация таможенной стоимости, бланк запроса дополнительных
документов и сведений, акт проверки, иные документы), в качестве
обоснования своих решений по таможенной стоимости ввозимых товаров
делаются ссылки на акты, не зарегистрированные Минюстом России. В
частности, это Приказ ГТК России от 28.02.2002 N 198 "О внесении
изменений в Приказ ГТК России от 24.12.97 N 757", от 29.12.96
N 796 "О распределении компетенции по контролю таможенной
стоимости и валютному контролю", от 13.06.2001 N 561 "О контроле
таможенной стоимости товаров, происходящих и ввозимых из
государств - участников СНГ", письмо от 13.03.2000 N 01-06/6088
"Об учете затрат по доставке товаров", а также ориентировки,
изданные ГТК России по ряду товаров.
Указанные акты направлены на организацию исполнения положений
Закона, а также статей 180, 182, 187 Таможенного кодекса
Российской Федерации в части совершенствования порядка контроля
таможенной стоимости товаров и действия таможенных органов в ходе
осуществления таможенного контроля. В соответствии с Приказом
Минюста России от 14.07.99 N 217 (п. 15, подпункт в)) они не
нуждаются в государственной регистрации.
Одновременно, применяя такие документы при контроле таможенной
стоимости товаров, необходимо учитывать, что с их помощью
выделяются случаи, требующие усиленной формы контроля и вызывающие
необходимость в уточнении таможенной стоимости товаров. То есть
без дополнительных контрольных мероприятий не может быть принято
решение в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости
таких товаров в ходе таможенного оформления либо при проведении
последующего документального контроля (после окончания таможенного
оформления и выпуска товара). Это вызвано необходимостью получения
дополнительных подтверждений стоимостной величины, уточнения
обстоятельств сделки, влияющих на определение таможенной
стоимости, проверки достоверности документов и сведений,
представленных декларантом.
Учитывая изложенное, обращаем внимание на то, что в
документах, заполняемых должностными лицами таможенных органов при
принятии решений по таможенной стоимости, а также при проведении
последующего контроля в части вопросов по таможенной стоимости
товаров, необходимо ссылаться только на статьи Закона и приказы,
зарегистрированные Минюстом России.
Заместитель председателя Комитета
генерал - лейтенант
таможенной службы
А.А.КАУЛЬБАРС
|