ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2002 г. N КАС02-217
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Кнышева В.П.,
Кебы Ю.Г.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 июня 2002 года
гражданское дело по жалобе Ж. о признании недействительным
Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря
1995 года N 1222 "О лицензировании международной туристической
деятельности" по кассационной жалобе Ж. на решение Верховного Суда
РФ от 22 февраля 2002 года, которым заявителю отказано в
удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ А.И. Федина, выслушав
заключение прокурора А.В. Федотовой, полагавшей кассационную
жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 декабря
1995 года N 1222 утвердило Положение о лицензировании
международной туристической деятельности.
Ж. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о
признании недействительным указанного Постановления Правительства
РФ, ссылаясь на то, что лицензирование международной туристической
деятельности законом не предусмотрено, оспариваемый нормативный
правовой акт не соответствует действующему законодательству и
нарушает его гражданские права и охраняемые законом интересы, так
как он был привлечен к уголовной ответственности за осуществление
международной туристической деятельности с нарушением условий
лицензирования.
Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше
решение.
В кассационной жалобе Ж. ставит вопрос об отмене судебного
решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о соответствии
оспоренных положений акта закону и об отсутствии нарушения прав и
законных интересов заявителя действием этого акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Кассационная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по
следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации
деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, нормативных указов Президента Российской
Федерации.
Лицензирование отдельных видов деятельности является институтом
гражданского права и в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции
Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что перечень видов деятельности, подлежащих
лицензированию, устанавливается законом.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 декабря
1995 года N 1222 утвердило Положение о лицензировании
международной туристической деятельности.
Данное Положение регулирует порядок и условия лицензирования
международной туристической деятельности, осуществляемой
российскими и расположенными на территории Российской Федерации
иностранными организациями независимо от их организационно-
правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица.
В соответствии с пунктом 2 Положения под международной
туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов
на территории Российской Федерации и направление туристов за
рубеж.
Закон "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ, определяющий принципы
государственной политики, направленной на установление правовых
основ единого туристского рынка в Российской Федерации, в статье 5
вводит лицензирование и стандартизацию лишь туроператорской и
турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии.
Таким образом, оспариваемым Постановлением Правительства
Российской Федерации введено лицензирование международной
туристической деятельности, которое не предусмотрено принятым
позднее Федеральным законом.
Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах
нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны
противоречить указанному Федеральному закону (ст. 2), поскольку
Постановление Правительства РФ N 1222 от 12.12.1995 в
соответствие, как предусмотрено его статьей 22, не приведено, оно
не подлежит применению в части, противоречащей нормам Федерального
закона.
Вывод суда о том, что определение международной туристической
деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 12 декабря
1995 года N 1222 включает прием иностранных туристов на территории
Российской Федерации и направление туристов за рубеж, что
охватывается понятиями туроператорской и турагентской
деятельности, нельзя признать обоснованным, поскольку введение
лицензирования международной туристической деятельности
предполагает для обладателя лицензий на осуществление
туроператорской и турагентской деятельности необходимости
получения дополнительной, не предусмотренной федеральным законом,
лицензии на право осуществления международной туристической
деятельности.
Ссылка суда на ст. 4 Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о
безвизовых групповых туристических поездках, заключенного в Москве
29 февраля 2000 г., которой предусмотрено, что осуществлять
безвизовый групповой туризм имеют право туристские организации,
имеющие лицензию на международную туристическую деятельность и
занимающиеся такой деятельностью не менее трех лет, не может
служить основанием для признания оспоренного Постановления
Правительства РФ законным, поскольку положения данного
международного Соглашения распространяются на граждан и
организации лишь государств - участников данного Соглашения
(данное положение касается и некоторых других Соглашений с иными
государствами), а в отношении других стран в такой редакции не
действуют.
По изложенным мотивам решение Верховного Суда РФ не может быть
признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В то же время Кассационная коллегия учитывает, что в настоящее
время Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 года N
1222 "О лицензировании международной туристической деятельности"
утратило силу в связи с вступлением в силу Постановления
Правительства Российской Федерации от 08.05.2002 N 302 "Об
изменении и признании утратившими силу некоторых решений
Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования
отдельных видов деятельности".
По смыслу Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст. 13
Гражданского кодекса Российской Федерации в суде могут быть
оспорены лишь такие правовые акты, которые на момент их
обжалования являются действующими и влекущими нарушение
гражданских прав и свобод.
При таких обстоятельствах отсутствует предмет спора, и
производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ст.
219 ГПК РСФСР.
Руководствуясь п. 3 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
Верховного Суда РФ
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2002
года отменить. Производство по делу прекратить.
|