ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2002 г. N 2945-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 215969-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 215969-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по кредитным
организациям и финансовым рынкам до 20 сентября 2002 года.
3. Комитету Государственной Думы по кредитным организациям и
финансовым рынкам доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок по следующим основным направлениям:
определить иной порядок и основания определения перечня
государств в целях данного законопроекта, включив в него
государства (территории), находящиеся в списке государств
(территорий), не сотрудничающих в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
("черный" список ФАТФ);
не допустить придания обратной силы нормам данного
законопроекта;
не допустить утраты нормами законопроекта характера прямого
действия путем передачи в компетенцию подзаконных актов предмета
регулирования Федерального закона "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем";
не допустить переложения на органы государственной власти,
осуществляющие надзорные функции, задач, возложенных на
уполномоченный орган;
не допустить нарушения положений Конституции Российской
Федерации в отношении тайны связи;
переработать и расширить список организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом.
Внести указанный законопроект на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
17 июня 2002 года N Пр-1050
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской
Федерации вношу на рассмотрение Государственной Думы проекты
Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем" и "О внесении изменений и
дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях".
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
17 июня 2002 года
N Пр-1050
Проект
N 215969-3
Вносится Президентом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 г.
N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 33, ч. I, ст. 3418) следующие изменения и
дополнения:
1. Название Федерального закона, статью 1, часть первую статьи
2, название главы II, абзац первый пункта 2 статьи 7, название
главы III, часть первую статьи 8, название главы IV после слов
"преступным путем" дополнить словами ", и финансирование
терроризма" в соответствующем падеже.
2. В статье 4:
название статьи после слов "преступным путем" дополнить
словами ", и финансированию терроризма";
абзац первый после слов "преступным путем," дополнить словами
"и финансированию терроризма,";
абзац четвертый после слов "преступным путем" дополнить
словами ", и финансированию терроризма".
3. В статье 5:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"организации федеральной почтовой связи;";
дополнить статью абзацами следующего содержания:
"организации, осуществляющие скупку, куплю - продажу
драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома
таких изделий;
организации, осуществляющие организацию и проведение лотерей,
тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр;
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами
или негосударственными пенсионными фондами.".
4. В статье 6:
в пункте 2:
подпункт 2 исключить;
второе предложение подпункта 3 изложить в следующей редакции:
"Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации по
согласованию с Центральным банком Российской Федерации;";
подпункт 5 дополнить абзацами следующего содержания:
"скупка, купля - продажа драгоценных металлов и драгоценных
камней, изделий из них и лома таких изделий;
выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от игры
в лотерею, тотализатора (взаимного пари) или от других основанных
на риске игр.";
подпункты 3 - 5 считать соответственно подпунктами 2 - 4;
дополнить статью новым пунктом 3 следующего содержания:
"3. Обязательному контролю подлежат операции с денежными
средствами или иным имуществом, в случае если хотя бы одной из
сторон, участвующих в этих операциях, является физическое или
юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения об участии
в террористической деятельности, полученные в установленном
законами или международными договорами Российской Федерации
порядке.";
пункт 3 считать пунктом 4.
5. В статье 7:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным имуществом";
подпункт 3 пункта 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Документы и информация по операциям, совершенным до
вступления в силу настоящего Федерального закона, могут
запрашиваться уполномоченным органом при наличии обстоятельств,
указывающих на взаимосвязанный характер таких операций и операций,
совершенных после вступления в силу настоящего Федерального
закона, или иных обстоятельств, свидетельствующих о намерении
заинтересованных лиц скрыть истинный характер операций, в том
числе путем искажения подлинных дат их совершения.";
в пункте 2:
абзац восьмой после слов "преступным путем" дополнить словами
", или финансирования терроризма";
в абзаце девятом слова "с учетом рекомендаций, утверждаемых"
заменить словами "в соответствии с рекомендациями, утверждаемыми";
пункт 3 после слов "преступным путем," дополнить словами "или
финансирования терроризма,";
пункт 5 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Кредитные организации вправе отказаться от заключения
договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим
лицом в случае непредставления соответствующим лицом документов,
подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо
представления им недостоверных документов.";
в пункте 8 слова "и коммерческой тайны" заменить словами
", коммерческой тайны и тайны связи";
пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности
отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом, такие организации подлежат
обязательной постановке на учет в уполномоченном органе в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.",
дополнить статью пунктами 10 и 11 следующего содержания:
"10. Организации, осуществляющие операции с денежными
средствами или иным имуществом, приостанавливают операции,
указанные в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, на
два рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента о ее
осуществлении должно быть выполнено, и не позднее дня
приостановления операции представляют информацию о ней в
уполномоченный орган.
При неполучении в течение указанного срока постановления
уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции
на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8
настоящего Федерального закона организация осуществляет операцию с
денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента,
если в соответствии с законодательством Российской Федерации не
принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.
11. Организации, осуществляющие операции с денежными
средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении
распоряжения клиента о совершении операции, по которой не
представлены документы, необходимые для фиксирования информации в
соответствии с положениями настоящего Федерального закона.".
6. В статье 8:
часть вторую после слов "преступным путем," дополнить словами
"или с финансированием терроризма,";
в части третьей слова "или коммерческую тайну" заменить
словами ", коммерческую тайну или тайну связи";
дополнить статью новой частью третьей следующего содержания:
"Уполномоченный орган приостанавливает на срок до пяти рабочих
дней осуществление операций с денежными средствами или иным
имуществом, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального
закона, в случае, если информация, полученная им в соответствии с
пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам
предварительной проверки не может быть признана необоснованной.";
части третью и четвертую считать соответственно частями
четвертой и пятой.
7. В статье 9:
в части третьей слова "и коммерческой тайны" заменить словами
"коммерческой тайны и тайны связи";
часть четвертую исключить.
8. Части первую, вторую, шестую и седьмую статьи 10, статью 12
после слов "преступным путем," дополнить словами "и финансирование
терроризма," в соответствующем падеже.
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации, поручить
Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через
два месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем" (далее именуется - проект)
направлен на корректировку отдельных положений Федерального закона
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем" (далее именуется - Федеральный закон), которые в
нынешнем виде не могут быть исполнены, и ликвидацию выявленных в
нем пробелов с целью более эффективного применения Федерального
закона и приведения его в соответствие с международными
стандартами.
Кроме того, проект дополняет Федеральный закон нормами,
предусматривающими использование соответствующих правовых
механизмов для противодействия финансированию терроризма.
Проектом предлагается распространить обязательный контроль на
операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если
хотя бы одной из сторон такой операции является физическое или
юридическое лицо, в отношении которого имеются сведения о его
участии в террористической деятельности.
Перечень организаций, представляющих информацию о финансовых
операциях в уполномоченный орган, расширен за счет организаций,
осуществляющих деятельность в таких областях, как торговля
драгоценными металлами и драгоценными камнями, игорный бизнес,
управление инвестиционными и негосударственными пенсионными
фондами.
Одновременно в состав операций, подлежащих обязательному
контролю, предлагается включить сделки с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, а также выплату денежных средств в виде
выигрыша.
Во избежание нежелательных политических осложнений в связи с
определением и публикацией Правительством Российской Федерации
перечней государств (территорий), в отношении которых имеются
сведения о незаконном производстве наркотиков (подпункт 2 пункта 2
статьи 6 Федерального закона), а также в которых не предусмотрено
раскрытие или представление информации при проведении финансовых
операций (подпункт 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона),
предлагается отказаться от определения первого из указанных
перечней и упростить процедуру определения второго перечня.
Проектом предлагается установить дополнительные основания, по
которым уполномоченный орган вправе запрашивать документы и
информацию по операциям, совершенным до вступления в силу
Федерального закона, например по сделкам, имеющим взаимосвязанный
характер.
С учетом международного опыта предусматривается придать
обязательный характер указаниям Правительства Российской Федерации
и Банка России по разработке организациями правил внутреннего
контроля и установить ответственность организаций за
непредставление уполномоченному органу информации не только об
операциях, подлежащих обязательному контролю, но и о
подозрительных сделках, выявляемых в рамках внутреннего контроля.
Кредитные организации наделяются правом отказывать физическим
или юридическим лицам в открытии счета.
С учетом возникших проблем, связанных с определением перечней
организаций, по роду своей деятельности обязанных представлять
информацию в уполномоченный орган, но не подлежащих регистрации, в
проекте предусматривается обязательная постановка на учет в
уполномоченном органе организаций, в сфере деятельности которых
отсутствуют надзорные органы.
Устанавливается процедура приостановления операций с денежными
средствами или иным имуществом в случае возникновения подозрения о
связи таких операций с финансированием терроризма.
Проектом предлагается исключить из Федерального закона норму о
нераспространении положений Федерального закона на информацию,
полученную органами государственной власти при исполнении
надзорных функций, так как эта норма необоснованно ограничивает
возможности информационного взаимодействия в данной сфере.
Проектом предусматривается также право организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, отказывать клиентам в проведении операций, по которым
не представлены соответствующие документы.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" не
потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета.
|