ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2002 г. N 2939-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 191278-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 13 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 191278-3 "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса
Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы
З.И. Воронцовой, С.П. Горячевой, Е.А. Костериным, В.А. Лекаревой,
Н.А. Останиной, В.Ф. Рашкиным, М.Р. Рокицким, А.Н. Томовым, Т.В.
Яковлевой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи
и молодежи в течение месяца со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и
молодежи доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 191278-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
З.И. ВОРОНЦОВОЙ, С.П. ГОРЯЧЕВОЙ,
Е.А. КОСТЕРИНЫМ, В.А. ЛЕКАРЕВОЙ,
Н.А. ОСТАНИНОЙ, В.Ф. РАШКИНЫМ,
М.Р. РОКИЦКИМ, А.Н. ТОМОВЫМ,
Т.В. ЯКОВЛЕВОЙ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 13 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Абзац второй пункта 2 статьи 13 Семейного кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243) изложить в
следующей редакции:
"В виде исключения по решению высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации может быть
разрешено вступить в брак лицу в возрасте от четырнадцати до
шестнадцати лет с согласия его родителей, усыновителей или
попечителя при наличии особых обстоятельств (беременности или
рождения ребенка).".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через
шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 13 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 13 Семейного кодекса определяет брачный возраст в 18
лет для мужчин и женщин, который совпадает с возрастом
гражданского совершеннолетия, установленного статьей 21
Гражданского кодекса. Это общее правило имеет исключения.
Пункт 2 статьи 13 Семейного кодекса допускает возможность при
определенных обстоятельствах получить разрешение на вступление в
брак до достижения брачного возраста. Этот вопрос решается
по-разному в зависимости от возраста несовершеннолетнего лица,
желающего вступить в брак.
Порядок и условия, при которых может быть дано такое
разрешение лицу, достигшему 16 лет, определены на федеральном
уровне в абзаце первом пункта 2 статьи 13 Семейного кодекса.
Что касается лиц моложе 16 лет, то возможность заключения
этими лицами браков отнесена абзацем вторым пункта 2 статьи 13
Семейного кодекса к компетенции законов субъектов Российской
Федерации. На федеральном уровне только установлено, что это
должно иметь место как исключение при наличии особых
обстоятельств. Перечень особых обстоятельств и предельный
минимальный возраст, при наступлении которого разрешение на ранний
брак может быть получено, Семейным кодексом, к сожалению, не
определены.
Мы обобщили практику применения статьи 13 Семейного кодекса и
видим, что она по Российской Федерации неоднородна.
За время, прошедшее с момента вступления Семейного кодекса в
силу (с 1 марта 1996 года), соответствующие законы приняли 19
субъектов Российской Федерации. Из 32 национальных регионов только
четыре предусмотрели возможность заключения ранних браков
(Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Кабардино -
Балкарская Республика и Ханты - Мансийский автономный округ).
Анализ принятых законов свидетельствует о том, что отсутствие
в Семейном кодексе ключевых моментов для обеспечения прав лиц,
желающих вступить в ранние браки (предельного минимального
возраста и перечня особых обстоятельств), привело к недопустимому
"творческому подходу" к переложению Семейного кодекса на местную
основу.
Так, в трех субъектах РФ (Республике Башкортостан,
Новгородской и Орловской областях) возрастные ограничения вообще
отсутствуют, то есть брак может быть разрешен и лицу, не
достигшему 14-летнего возраста (малолетнему и полностью
недееспособному - статья 28 Гражданского кодекса). В других
субъектах Российской Федерации снижение возраста возможно до 14
или 15 лет.
Абсолютно неприемлемым является ряд установленных особых
обстоятельств снижения брачного возраста. Например, "наличие
беременности (22 недели и более), прерывание которой
противопоказано заключением медицинской комиссии". Это положение
является грубым нарушением норм, направленных на охрану
репродуктивного здоровья женщин. Отказ в разрешении на брак при
сроке беременности меньше 22 недель может привести к аборту,
опасность которого в раннем возрасте очевидна.
В ряде регионов допускается возможность снижения брачного
возраста "при непосредственной угрозе жизни одной из сторон".
Однако это понятие не раскрывается и вызывает правомерный вопрос о
целесообразности, например, дачи разрешения на брак 14-летней
девочке в том случае, если взрослому мужчине, желающему вступить с
ней в брак, грозит опасность.
Некоторые законы субъектов Российской Федерации вообще
оставляют перечень особых обстоятельств открытым, что может
привести на практике к существенному нарушению прав
несовершеннолетних лиц.
Исключительность в решении вопроса о вступлении в брак лицами,
не достигшими 16-летнего возраста, установленная в Семейном
кодексе, предполагала и высокий уровень принятия таких решений.
Однако в большинстве регионов решения принимаются органами
местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетнего
лица, желающего вступить в брак.
Учитывая изложенное, законопроект предлагает установить
порядок и условия, при которых допускается вступление в брак до
достижения брачного возраста лицам в возрасте от 14 до 16 лет,
непосредственно в статье 13 Семейного кодекса. Это повысит
правовую защиту прав несовершеннолетних лиц, обеспечит единый
подход в решении вопроса о снижении брачного возраста на всей
территории России, подчеркнет исключительность этой вынужденной
меры в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, при наличии
строго определенных в федеральном законе особых обстоятельств
(беременности и рождения ребенка).
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 13 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Реализация указанного законопроекта не потребует материальных
затрат федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 13 СЕМЕЙНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие указанного Федерального закона не потребует внесения
изменений и дополнений в акты федерального законодательства.
|