Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 2002 г.
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
По приговору Самарского областного суда 8 февраля 2002 г.
Евграшин осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ
к трем годам лишения свободы с лишением права занимать должности
на государственной службе и в органах местного самоуправления
сроком на три года, с отбыванием наказания в исправительной
колонии общего режима.
Он признан виновным в том, что, являясь должностным лицом,
постоянно выполнявшим функции представителя власти и
организационно - распорядительные функции в органе местного
самоуправления, занимая должность главы администрации г.
Октябрьска Самарской области, 25 июля 2001 г. получил взятку в
сумме 30 тыс. рублей от предпринимателей за выполнение в их пользу
действий, входящих в его служебные полномочия, а именно:
беспрепятственную государственную регистрацию созданного ими
общества с ограниченной ответственностью "Ламинат", предоставление
земельного участка под строительство завода и выдачу разрешения на
его строительство.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 12
апреля 2002 г. приговор изменила: исключила указание о назначении
дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности
на государственной службе и в органах местного самоуправления
сроком на три года. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное
Евграшину наказание постановлено считать условным с испытательным
сроком два года.
Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил
вопрос об отмене кассационного определения с передачей дела на
новое кассационное рассмотрение в связи с тем, что исключение из
приговора указания о назначении осужденному дополнительного
наказания в виде лишения права занимать должности на
государственной службе и в органах местного самоуправления не
соответствует закону.
Президиум Верховного Суда РФ 26 июня 2002 г. удовлетворил
протест, указав следующее.
Суд первой инстанции назначил Евграшину дополнительное
наказание в виде лишения права занимать должности на
государственной службе и в органах местного самоуправления сроком
на три года.
Изменяя приговор, суд кассационной инстанции исключил указание
о назначении дополнительного наказания, поскольку суд в приговоре
не уточнил, какие именно должности осужденный не может занимать в
органах местного самоуправления и в каких органах он не имеет
права занимать государственные должности.
Вместе с тем по смыслу уголовно - процессуального закона (ст.
ст. 350 и 368 УПК РСФСР) в том случае, когда судом первой
инстанции при назначении дополнительного наказания в виде лишения
права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью не уточнены должности или виды деятельности, суд
кассационной (надзорной) инстанции вправе внести в приговор
соответствующие изменения, если это не ухудшает положения
осужденного.
Таким образом, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного
Суда РФ вправе была внести уточнения в приговор, не исключая
указания о назначении дополнительного наказания. Поскольку суд
лишил Евграшина права работать в органах местного самоуправления и
занимать государственные должности, внесение изменений по данному
вопросу не ухудшило бы его положения.
Суд же кассационной инстанции, исключив из приговора указание
о применении дополнительного наказания в связи с неточностью
формулировки суда первой инстанции, нарушил требования уголовного
закона, поскольку такой вид дополнительного наказания является
обязательным за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
290 УК РФ.
Подобное решение могло быть принято Судебной коллегией лишь на
основании ст. 64 УК РФ при наличии исключительных обстоятельств.
Суд же первой инстанции, хотя и признал наличие таких
обстоятельств, применил положения этой статьи только к основному
наказанию, посчитав необходимым применение к Евграшину
дополнительного наказания.
Поэтому исключение из приговора указания о назначении
осужденному дополнительного наказания в виде лишения права
занимать должности на государственной службе и в органах местного
самоуправления не соответствует закону.
|