ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2002 г. N 2922-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 206529-3
"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ
ИМУЩЕСТВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 206529-3 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта", внесенный Правительством Российской
Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по энергетике,
транспорту и связи до 27 сентября 2002 года.
3. Комитету Государственной Думы по энергетике, транспорту и
связи доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 206529-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ
ИМУЩЕСТВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и
организационные особенности управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
организации федерального железнодорожного транспорта -
государственные унитарные предприятия и государственные
учреждения, находящиеся в ведении федерального органа
исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
имущество федерального железнодорожного транспорта -
имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и
имущество государственных учреждений, находящихся в ведении
федерального органа исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта.
Статья 3. Приватизация на федеральном железнодорожном
транспорте
1. Приватизация на федеральном железнодорожном транспорте
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим
Федеральным законом.
2. В процессе приватизации на федеральном железнодорожном
транспорте создается единый хозяйствующий субъект - открытое
акционерное общество путем внесения в его уставный капитал
имущества федерального железнодорожного транспорта, а также иные
открытые акционерные общества в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 4. Единый хозяйствующий субъект
1. Решение о создании единого хозяйствующего субъекта
принимает Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает устав единого
хозяйствующего субъекта.
2. Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта
формируется путем внесения в него имущества федерального
железнодорожного транспорта.
В уставный капитал единого хозяйствующего субъекта может не
вноситься имущество промышленных, ремонтных и строительных
организаций, непосредственно не связанных с организацией движения
и обеспечением аварийно - восстановительных работ на
железнодорожном транспорте, а также организаций общественного
питания и торговли и других объектов социальной сферы, если
соблюдены следующие условия:
организация не является единственным поставщиком товаров и
услуг для системы федерального железнодорожного транспорта;
организация имеет заказчиков и рынок сбыта своей продукции
помимо федерального железнодорожного транспорта;
выделение организации из структуры федерального
железнодорожного транспорта не приведет к росту издержек для
системы железнодорожного транспорта в целом, повышению тарифов на
услуги железнодорожного транспорта и ухудшению социальной
защищенности его работников.
Перечень имущества федерального железнодорожного транспорта,
подлежащего внесению в уставный капитал единого хозяйствующего
субъекта, а также имущества, ограничиваемого в обороте в
соответствии с настоящим Федеральным законом после внесения в
уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, определяется
Правительством Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3. Размер уставного капитала единого хозяйствующего субъекта
на момент его создания устанавливается равным балансовой стоимости
подлежащих приватизации активов организаций федерального
железнодорожного транспорта, рассчитанной в соответствии с
законодательством Российской Федерации о приватизации.
Земельные участки вносятся в уставный капитал единого
хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые
установлены законодательством Российской Федерации.
Регистрация прав на земельные участки, вносимые в уставный
капитал единого хозяйствующего субъекта, осуществляется бесплатно.
4. Формирование уставного капитала единого хозяйствующего
субъекта осуществляется по сводному передаточному акту.
Сводный передаточный акт содержит обобщенные данные по
передаточным актам, составленным по каждой организации
федерального железнодорожного транспорта, имущество которой
вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Сводный передаточный акт, а также его форма утверждаются
совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению
государственным имуществом и федеральным органом исполнительной
власти в области железнодорожного транспорта.
5. В целях составления передаточных актов при организациях
железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный
капитал единого хозяйствующего субъекта, создаются комиссии по
инвентаризации на основании совместного решения федерального
органа исполнительной власти по управлению государственным
имуществом и федерального органа исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта.
6. Права и обязательства организаций федерального
железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный
капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов
и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе
сводного передаточного акта в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Утверждение Правительством Российской Федерации перечня
имущества федерального железнодорожного транспорта, подлежащего
внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта,
является уведомлением кредиторов о внесении имущества
соответствующей организации железнодорожного транспорта в уставный
капитал единого хозяйствующего субъекта.
Заявленные кредиторами требования рассматриваются в
установленном законодательством Российской Федерации порядке при
определении состава имущества, подлежащего внесению в уставный
капитал единого хозяйствующего субъекта, при этом не требуется
согласия кредиторов на перевод их требований на единого
хозяйствующего субъекта.
С момента перехода права собственности на имущество
федерального железнодорожного транспорта к единому хозяйствующему
субъекту организации федерального железнодорожного транспорта,
имущество которых вносится в уставный капитал единого
хозяйствующего субъекта, прекращают свою деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Со дня утверждения сводного передаточного акта и до
перехода права собственности на имущество к единому хозяйствующему
субъекту соответствующая организация федерального железнодорожного
транспорта не вправе без согласования с федеральным органом по
управлению государственным имуществом и федеральным органом
исполнительной власти в области железнодорожного транспорта:
совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена
которых превышает 5 процентов балансовой стоимости имущества этой
организации на дату утверждения ее последнего балансового отчета
либо сделки (несколько взаимосвязанных сделок), стоимость которых
более чем в 50 тысяч раз превышает размер минимального размера
оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок),
влекущие за собой возможность отчуждения имущества, составляющего
более 5 процентов балансовой стоимости имущества организации;
получать кредиты, осуществлять выпуск ценных бумаг,
предоставлять займы и выдавать ссуды;
передавать имущество в аренду, залог или безвозмездное
пользование;
приобретать акции (доли) в уставном (складочном) капитале
хозяйственных обществ (товариществ).
Статья 5. Органы управления единого хозяйствующего субъекта
1. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия
акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с
законодательством о приватизации и об акционерных обществах.
2. Назначение на должность и освобождение от должности
единоличного исполнительного органа (президента) единого
хозяйствующего субъекта осуществляются Правительством Российской
Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации.
Статья 6. Основы деятельности единого хозяйствующего субъекта
1. Единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды
деятельности:
содержание и эксплуатация инфраструктуры железнодорожного
транспорта общего пользования;
перевозки грузов, пассажиров (в дальнем и пригородном
сообщении), багажа и грузобагажа;
предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и
грузовом движении);
ремонт подвижного состава;
строительство объектов инфраструктуры;
научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы;
содержание социальной сферы;
иные виды деятельности, не запрещенные законодательством
Российской Федерации.
2. Деятельность единого хозяйствующего субъекта осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
сохранение единства и централизованного управления
инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования,
принадлежащей единому хозяйствующему субъекту;
обеспечение устойчивой работы и безопасности перевозок (в том
числе в особых условиях);
обеспечение гарантированного недискриминационного доступа
перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего
пользования;
обеспечение выполнения перевозок для государственных нужд,
воинских и специальных перевозок;
повышение уровня социальной защищенности его работников.
3. Единый хозяйствующий субъект обеспечивает выполнение
мероприятий по мобилизационной подготовке (в том числе по
техническому прикрытию объектов железнодорожного транспорта) и
гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и
несет ответственность за их выполнение, а также предоставляет
органам внутренних дел на транспорте и спецперевозок, военно -
транспортным органам необходимое имущество в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Ограничения оборота акций единого хозяйствующего
субъекта
Все акции единого хозяйствующего субъекта принадлежат
Российской Федерации.
Продажа и иные способы отчуждения, а также передача в залог
находящихся в федеральной собственности акций единого
хозяйствующего субъекта могут осуществляться только на основании
федерального закона.
Статья 8. Имущество единого хозяйствующего субъекта
1. Ограничивается в обороте следующее имущество, внесенное в
уставный капитал единого хозяйствующего субъекта:
магистральные железнодорожные линии с искусственными
сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и
блокировки, технологической связи и энергоснабжения, а также
земельные участки, расположенные под указанными объектами;
малодеятельные железнодорожные линии, участки и станции,
имеющие оборонное значение, а также земельные участки,
расположенные под указанными объектами;
информационные комплексы управления движением и система
управления перевозками;
объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное
значение;
объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности,
законсервированные и не используемые в текущем производстве,
мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного
резерва, а также земельные участки, расположенные под объектами
мобилизационного назначения;
подвижной состав, предназначенный для выполнения специальных
перевозок;
объекты и имущество, предназначенные непосредственно для
проведения аварийно - восстановительных работ.
Указанное имущество может находиться только в собственности
единого хозяйствующего субъекта или в федеральной собственности.
Передача указанного в настоящем пункте имущества в аренду,
безвозмездное пользование, доверительное управление или залог не
допускается.
2. Единый хозяйствующий субъект вправе с согласия
Правительства Российской Федерации продавать и передавать в залог
следующее имущество, внесенное в его уставный капитал:
малодеятельные железнодорожные линии, участки, станции, а
также земельные участки, расположенные под указанными объектами
(кроме малодеятельных железнодорожных линий, участков и станций,
имеющих оборонное значение);
мосты (кроме внеклассных и находящихся на магистральных
железнодорожных линиях);
объекты недвижимого имущества, относящиеся к инфраструктуре
железнодорожного транспорта общего пользования (кроме
перечисленных в пункте 1 настоящей статьи).
Распоряжение иным образом имуществом, перечисленным в
настоящем пункте, осуществляется единым хозяйствующим субъектом
самостоятельно.
3. Порядок распоряжения имуществом, ограниченным в обороте в
соответствии с настоящим Федеральным законом, определяется
Правительством Российской Федерации.
4. Единый хозяйствующий субъект вправе самостоятельно
распоряжаться имуществом, не перечисленным в пунктах 1 и 2
настоящей статьи.
Статья 9. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
дополнить часть вторую статьи 8 Федерального закона от 29 июля
1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 31, ст. 3813) после слов "государственных и муниципальных
учреждений" словами: "а также на иные случаи, установленные
федеральными законами".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
Проект Федерального закона "Об особенностях управления и
распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее -
законопроект) разработан в соответствии с Планом подготовки
проектов федеральных законов на 2002 год, утвержденным
распоряжением Правительства Российской Федерации N 306-р от 14
марта 2002 г.
Законопроект является одним из основных проектов федеральных
законов, разработанным в целях правового обеспечения структурной
реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с
Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
18 мая 2001 г. N 384 (далее - Программа).
Законопроектом устанавливаются организационные и правовые
особенности приватизации на федеральном железнодорожном
транспорте, в ходе которой создается единый хозяйствующий субъект
- открытое акционерное общество "Российские железные дороги", 100%
акций которого будут принадлежать государству. Железные дороги,
являющиеся в настоящее время государственными предприятиями, будут
лишены статуса юридического лица и станут филиалами ОАО
"Российские железные дороги". Железным дорогам, как филиалам будет
предоставлено право иметь расчетные и текущие счета в учреждениях
банков. Вместе с тем, обязанность по уплате налоговых и иных
платежей, а также по исполнению денежных обязательств в
соответствии с налоговым и гражданским законодательствами будет
возложена на ОАО "Российские железные дороги".
Уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется
путем внесения в него имущества федерального железнодорожного
транспорта, оценку которого предполагается осуществить по
балансовой стоимости, перечень предприятий, организаций, а также
видов имущества федерального железнодорожного транспорта,
подлежащего внесению в уставный капитал единого хозяйствующего
субъекта, определяется Правительством Российской Федерации.
В отношении имущества инфраструктуры железнодорожного
транспорта, ввиду стратегической значимости железнодорожного
транспорта для обеспечения обороноспособности и национальной
безопасности государства, законопроектом вводится режим
ограничения его оборота, предусматривающий особый порядок
распоряжения данным имуществом. Так, имущество инфраструктуры,
соответствующие земли железнодорожного транспорта, а также
магистральные линии, аварийно - восстановительные и
мобилизационные резервы ограничиваются в обороте.
Таким образом законопроектом закрепляется принцип сохранения
единства и централизованного управления производственной
инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая может
находиться только в собственности ОАО "Российские железные дороги"
или в федеральной собственности.
В целях сохранения полного государственного контроля над
инфраструктурой законопроектом закрепляется норма о том, что
Российская Федерация осуществляет права собственника акций
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
посредством выполнения полномочий общего собрания акционеров.
В качестве дополнительной гарантии стабильности работы
железнодорожного транспорта устанавливается запрет на продажу и
иные способы отчуждения, а также залог акций открытого
акционерного общества "Российские железные дороги".
Права и обязательства организаций федерального
железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный
капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов
и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе
сводного передаточного акта. В целях соблюдения прав кредиторов
при создании ОАО "Российские железные дороги" законопроектом
закрепляется норма о том, что уведомлением всех кредиторов о
предстоящем прекращении деятельности предприятий федерального
железнодорожного транспорта будет являться опубликование
прогнозного плана приватизации этих предприятий. В то же время
шестой пункт статьи 6, регламентирующий порядок рассмотрения
требований кредиторов при определении состава имущества,
подлежащего внесению в уставный капитал единого хозяйствующего
субъекта, имеет недостаточно четкую формулировку и может
затруднить процесс создания единого хозяйствующего субъекта.
Принятие проекта Федерального закона "Об особенностях
управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"
не повлечет за собой дополнительных расходов для федерального
бюджета.
Проект данного Федерального закона одобрен на заседании
Правительства Российской Федерации.
|