СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2002 г. N 297-СФ
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ "КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ "ОБ УСЛОВИЯХ
ВСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ
ОРГАНИЗАЦИЮ И О ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА СТРАНЫ"
В соответствии с Планом основных мероприятий Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2002
года, утвержденным Постановлением Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации от 13 марта 2002 г. N 160-СФ,
Комитет Совета Федерации по аграрно - продовольственной политике
провел 14 мая 2002 года "круглый стол" на тему "Об условиях
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию
и о его последствиях для агропромышленного комплекса страны".
Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по аграрно -
продовольственной политике об итогах работы указанного "круглого
стола" и рассмотрев его рекомендации, Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Рекомендации "круглого стола" на тему "Об условиях
вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию
и о его последствиях для агропромышленного комплекса страны"
(прилагаются).
2. Направить указанные Рекомендации Президенту Российской
Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Предложить Правительству Российской Федерации создать в
рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам
Всемирной торговой организации, образованной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1072,
рабочую группу по подготовке к вступлению Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию, включив в ее состав представителей
палат Федерального Собрания Российской Федерации, Российского
союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово -
промышленной палаты Российской Федерации, отраслевых союзов и
ассоциаций, а также ученых и специалистов.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
С.М.МИРОНОВ
Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 26 июня 2002 г. N 297-СФ
РЕКОМЕНДАЦИИ
"КРУГЛОГО СТОЛА" НА ТЕМУ "ОБ УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
И О ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА СТРАНЫ"
Рассмотрев широкий круг проблем, связанных с вступлением
Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее -
ВТО), участники "круглого стола" отмечают, что вступление России в
ВТО должно отвечать интересам социально - экономического развития
страны, способствовать интеграции ее экономики в мировую
экономическую систему, создавать условия для защиты интересов
отечественных товаропроизводителей на мировых рынках, развития
экспорта российских товаров, улучшения инвестиционного климата и
доступа к современным технологиям.
Следует провести тщательный анализ последствий вступления
России в ВТО. Для этого необходимо конструктивное сотрудничество
между законодательными (представительными) и исполнительными
органами государственной власти на федеральном и региональном
уровнях, научными организациями, отраслевыми союзами и
ассоциациями.
Предварительное рассмотрение предложений об условиях
вступления России в ВТО показало, что они не подкреплены
долгосрочным прогнозом последствий их принятия для
агропромышленного комплекса страны (далее - АПК) и не в полной
мере учитывают необходимость защиты тех или иных его отраслей,
недостаточно конкурентоспособных в настоящее время, но имеющих
особое значение для социально - экономического развития страны.
Участники "круглого стола" отмечают также, что ключевыми
вопросами переговорного процесса по проблемам АПК в связи с
вступлением России в ВТО являются: условия доступа импортной
сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внутренний
рынок; государственная поддержка отечественного
сельскохозяйственного, рыбохозяйственного производства;
субсидирование экспорта; технические барьеры в торговле;
приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с
нормами и правилами ВТО.
Участники "круглого стола" считают, что Российская Федерация в
переговорном процессе должна исходить из того, что сельское
хозяйство России находится в относительно худших природно -
экономических условиях по сравнению с условиями основных стран -
производителей продовольственных товаров и является
низкоконкурентной отраслью экономики с малой инвестиционной
привлекательностью и большими рисками.
Нуждаются в уточнении вопросы доступа иностранных компаний к
участию в конкурсах на проведение государственных закупок, оптовой
торговле сельскохозяйственной продукцией, сырьем и
продовольствием, а также вопросы экспорта и импорта этилового
спирта.
России необходимо строить свою позицию на переговорах в части,
касающейся АПК, с учетом как дальнейших перспектив развития
отечественного агропромышленного производства, так и норм и правил
ВТО. Существенными моментами переговоров являются достижение
сопоставимого уровня поддержки агропромышленного производства с
основными торговыми партнерами России - членами ВТО и определение
базисных периодов, на основе которых рассчитываются уровни
внутренней поддержки и экспортного субсидирования.
Серьезную озабоченность участников "круглого стола" вызывает
проблема определения начального и конечного уровней связывания
таможенного тарифа, что имеет приоритетное значение, так как в
условиях предъявления требований по ограничению бюджетной
поддержки импортные пошлины остаются наиболее реальной мерой
защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей
АПК, в первую очередь товаропроизводителей сельского и рыбного
хозяйства, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Требуют дополнительного обсуждения вопросы упрощения норм и
процедур, связанных с техническими барьерами в торговле,
применением санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. При
этом весьма актуальными являются вопросы, касающиеся условий
импорта продовольственных товаров, произведенных по так называемым
"упрощенным стандартам", поставок сельскохозяйственной продукции,
в производстве которой применяются гормоны и используются
достижения генной инженерии, а также вопросы определения сроков и
условий перехода на международные стандарты.
Вступление России в ВТО потребует приведения законодательства
Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это
касается как федерального законодательства, так и законодательства
субъектов Российской Федерации и является одной из приоритетных
задач сегодняшнего дня.
Учитывая изложенное, участники "круглого стола" отмечают
необходимость безотлагательной разработки комплекса мер,
направленных на адаптацию отечественных товаропроизводителей АПК к
экономической и социальной ситуации, которая может сложиться в
результате вступления России в ВТО.
При этом принципиальное значение имеет не срок вступления
России в ВТО, а реализация указанного комплекса необходимых мер,
после выполнения которых объективно станет возможным подписание
документов о вступлении. Условия вступления должны основываться на
реальном положении дел в российской экономике, обеспечивать
необходимую защиту интересов отечественных товаропроизводителей.
Участники "круглого стола" рекомендуют:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
а) предложить Правительству Российской Федерации создать в
рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам
Всемирной торговой организации, образованной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1072,
рабочую группу по подготовке к вступлению Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию и направить в нее своих
представителей;
б) разработать совместно с Правительством Российской Федерации
программу совершенствования законодательства Российской Федерации
с целью приведения его в соответствие с нормами и правилами ВТО.
Указанная программа должна предусматривать как приоритетный
перечень законодательных актов, принять которые необходимо до
вступления России в ВТО, так и перечень законодательных актов,
разработка которых может быть инициирована по результатам
переговоров о вступлении России в ВТО в течение переходного
периода;
в) принять в первоочередном порядке новую редакцию Таможенного
кодекса Российской Федерации, Федеральные законы "О специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте
товаров", "Об основах технического регулирования в Российской
Федерации", "О государственной помощи", "О финансовом оздоровлении
неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и их
реформировании", "О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов", а также пакет федеральных законов, предусматривающих
внесение изменений и дополнений в законодательство Российской
Федерации в области стандартизации, сертификации, применения
санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, в Федеральный закон
"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле".
2. Правительству Российской Федерации:
а) разработать прогноз социально - экономических последствий
вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса на
переходный период и долгосрочную перспективу, как в целом для
страны, так и на региональном уровне;
б) создать в рамках Комиссии Правительства Российской
Федерации по вопросам Всемирной торговой организации, образованной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа
1997 г. N 1072, рабочую группу по подготовке к вступлению
Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, включив в
ее состав представителей палат Федерального Собрания Российской
Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей
(работодателей), Торгово - промышленной палаты Российской
Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций, а также ученых и
специалистов;
в) разработать и внести в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О
сельскохозяйственном развитии", в котором определить перечень
направлений государственной поддержки сельскохозяйственного
производства на долгосрочную перспективу с учетом обязательств,
принимаемых Россией при вступлении в ВТО;
г) разработать федеральную целевую программу стимулирования
экспорта отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции,
сырья и продовольствия, прежде всего зерна и экологически чистой
сельскохозяйственной продукции;
д) добиваться в ходе переговорного процесса:
наиболее приемлемых для отечественных товаропроизводителей
условий вступления России в ВТО, и в первую очередь сопоставимого
с основными торговыми партнерами России - членами ВТО уровня
государственной поддержки сельскохозяйственного производства, а
также права применять все инструменты для защиты национального
аграрного сектора, используемые в рамках ВТО;
предоставления России режима переходного периода сроком не
менее шести - восьми лет;
определения базовых периодов, устанавливающих начальные уровни
внутренней поддержки сельскохозяйственного производства и
экспортных субсидий в размере не менее 16,2 млрд. и 0,7 млрд.
долларов соответственно;
установления средневзвешенной ставки ввозной таможенной
пошлины на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные
товары для начального уровня связывания не менее 34 процентов, для
конечного уровня связывания - не менее 23 процентов с
установлением на момент вступления России в ВТО и на переходный
период ставок ввозных таможенных пошлин на ряд товаров (мясо и
мясопродукты, молоко и молокопродукты, зерновые, сахар белый,
крахмал, крахмальная патока, некоторые виды растительных масел,
кондитерских изделий и рыбопродуктов) выше ставок, действующих в
настоящее время;
возможности применения тарифных квот по отдельным видам
сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров (мясо и
мясопродукты, рыбопродукты, сахар - сырец, рис, крахмал,
крахмальная патока) независимо от страны, производящей товар, а
также возможности применения специальных защитных мер по отдельным
видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и
введения ограничений, связанных с условиями доступа иностранных
компаний к оптовой торговле продовольственными товарами;
е) в рамках реализации требований ВТО по выполнению Соглашения
по техническим барьерам в торговле и Соглашения по предотгрузочной
инспекции:
разработать механизм и условия заключения соглашений с другими
странами - членами ВТО о взаимном признании результатов процедур
оценки соответствия результатов измерений техническим регламентам
и стандартам;
определить организационную структуру для обеспечения
страхования рисков, которые могут возникнуть вследствие
несоответствия товаров применяемым техническим регламентам или
стандартам;
провести всестороннюю аттестацию действующих отечественных
инспекционных (экспертных) компаний вне зависимости от форм их
собственности и по результатам этой аттестации выбрать две - три
лучшие компании, придав им статус национальных экспертных компаний
с правами уполномоченных органов Правительства Российской
Федерации по предотгрузочной инспекции.
|