МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 июня 2002 г. N 374
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ МПР РОССИИ
В целях повышения уровня профессиональной подготовки,
укрепления кадрового потенциала, обеспечения непрерывного обучения
руководителей и специалистов приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МПР
России.
2. Департаменту кадров, повышения квалификации и социальной
политики (Кривич):
подготовить до 15 июля 2002 года и представить на утверждение
руководству Министерства списки государственных служащих МПР
России и территориальных органов МПР России, направляемых во
втором полугодии 2002 года на профессиональную переподготовку и
повышение квалификации в Российскую академию Государственной
службы при Президенте Российской Федерации, подведомственные ей
учебные заведения, Финансовую академию при Правительстве
Российской Федерации, Академию народного хозяйства при
Правительстве Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Янкова К.В.
Министр
В.Г.АРТЮХОВ
Приложение
к Приказу МПР России
от 25 июня 2002 г. N 374
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ МПР РОССИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, принципы, предмет,
содержание, организацию и порядок дополнительного
профессионального образования государственных служащих,
руководящих работников и специалистов МПР России для создания
единого образовательного пространства в природоресурсном
комплексе, обеспечивающего универсальную систему непрерывного
образования с учетом преемственности, многоступенчатости и
гибкости всех форм обучения.
1.2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется
в соответствии с Указами Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации и иными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части,
касающейся прохождения государственной службы, профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
2. Цель и принципы
дополнительного профессионального образования
2.1. Целью дополнительного профессионального образования
государственных служащих, руководящих работников и специалистов
МПР России является постоянное и гарантированное обеспечение
уровня их профессиональной подготовки, соответствующего содержания
и объему полномочий определенной государственной должности.
2.2. Дополнительное профессиональное образование
государственных служащих, руководящих работников и специалистов
МПР России организуется и осуществляется исходя из следующих
основных принципов:
обязательность подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников как неотъемлемой части исполнения
должностных обязанностей;
строго целевая профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации работников по непосредственному предмету их
должностных обязанностей или для формирования кадрового резерва
Министерства;
использование обязательных и дополнительных программ
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников;
разнообразие форм финансирования и организации подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников при обучении по
программам профессионального образования;
дифференциация обязательных программ подготовки, переподготовки
и повышения квалификации работников в зависимости от групп
государственных должностей и профессиональной специализации.
3. Предмет и содержание дополнительного
профессионального образования
3.1. Дополнительное профессиональное образование представляет
три основных вида специально организуемого и правообеспеченного
пополнения и обновления профессиональных знаний кадрового
потенциала Министерства. Эти виды отличаются по назначению,
содержанию и организации.
3.2. Профессиональная переподготовка - система получения
дополнительных профессиональных знаний, необходимых для выполнения
нового вида профессиональной деятельности или для получения новой
квалификации на базе имеющегося высшего или среднего
профессионального образования.
3.3. Повышение квалификации - специально организуемая,
постоянно действующая система предоставления каждому работнику
возможности пополнения и обновления теоретических и практических
знаний, необходимых для занятия соответствующей государственной
должности и для продвижения по службе по профилю своей работы.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное тематическое обучение и проблемные семинары
(менее 72 часов);
- тематическое обучение (от 72 до 100 часов);
- длительное (свыше 100 часов) обучение для изучения актуальных
проблем по профилю профессиональной подготовки.
3.4. Стажировка - формирование и закрепление на практике
профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате
теоретической подготовки.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного
профессионального образования, так и одним из разделов учебного
плана при повышении квалификации и переподготовке государственных
служащих и специалистов.
Общее содержание специальных требований к уровню
профессионального образования государственных служащих,
руководящих работников и специалистов системы МПР России
обуславливается характером основных задач, закрепленных в
Положении о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации,
утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от
25.09.2000 N 726, Положении о государственной службе охраны
окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской
Федерации, утвержденном Приказом МПР России от 10.06.2002 N 352,
Положении о государственной лесной службе Министерства природных
ресурсов Российской Федерации, утвержденном Приказом МПР России от
10.06.2002 N 353, Положении о государственной водной службе
Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном
Приказом МПР России от 10.06.2002 N 351, Положении о
государственной геологической службе Министерства природных
ресурсов Российской Федерации, утвержденном Приказом МПР России от
22.04.2002 N 218, Положении о государственной службе контроля в
сфере природопользования и экологической безопасности Министерства
природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном Приказом МПР
России от 27.04.2002 N 236.
4. Обязательный характер дополнительного
профессионального образования
4.1. Обязательность профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации работников Министерства, его
территориальных органов и подведомственных учреждений и
предприятий вытекает из установления обязательных квалификационных
условий назначения на должность и выполнения должностных
обязанностей.
4.2. Каждый гражданин, претендующий на занятие должности,
должен иметь образование и подготовку, соответствующую содержанию
и объему полномочий по этой должности. Каждый претендент обязан
либо подтвердить такое образование и подготовку, либо получить ее
дополнительно.
4.3. Каждый работник может реализовать свое право продвижения
по службе только с учетом повышения квалификации (включая обучение
новой профессии и специализации) до уровня, соответствующего новой
должности.
5. Основания для получения дополнительного
профессионального образования
5.1. Основанием для направления работников на профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение квалификации могут служить:
- наступление очередного срока прохождения курса специального
обучения работника в соответствии с утвержденными планами;
- поступление впервые на работу;
- обеспечение возможности поддерживать уровень квалификации
работника, достаточного для исполнения должностных полномочий;
- инициатива руководства при зачислении работника в резерв на
продвижение по службе;
- предстоящий перевод работника на должность другой группы либо
иного профиля.
5.2. Направление работника (группы работников) на
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации оформляется отдельным приказом с обязательным
указанием основания, срока, места и формы обучения.
6. Обеспечение дифференцированного подхода
к дополнительному профессиональному образованию
6.1. В рамках поддержания необходимого профессионально-
квалификационного уровня обеспечивается дифференцированный подход
по:
- должностным категориям специалистов;
- предметной специализации (содержанию) должностных
обязанностей;
- уровню индивидуальной квалификации и базовому образованию;
- формам обучения;
- целям прохождения профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации;
- другим устанавливаемым руководством Министерства основаниям.
6.2. Реализация дифференцированного подхода обеспечивается
путем формирования персонально определенных специализированных
групп обучающихся по соответствующим учебным программам в рамках
регламента непрерывного образования (Приложение 1).
7. Формы профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
7.1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение
квалификации работников осуществляется в форме обучения с отрывом
и без отрыва.
7.2. Конкретная форма профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников устанавливается
индивидуально для каждого в соответствии с задачами Министерства,
основаниями для профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации (раздел 5) и уровнем индивидуальной
квалификации.
8. Планы профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации и справки об их выполнении
8.1. Структурные подразделения МПР России ежегодно проводят
оценку эффективности исполнения территориальными органами и
организациями подведомственными МПР России их функциональных
обязанностей и необходимости получения дополнительных знаний и
навыков и в срок до 30 марта текущего года представляют информацию
по направлениям и тематикам подготовки, переподготовки, повышения
квалификации и целевых семинаров на следующий календарный срок в
Департамент кадров, повышения квалификации и социальной политики
МПР России.
8.2. Структурные подразделения центрального аппарата,
территориальные органы и организации МПР России представляют в
Департамент кадров повышения квалификации и социальной политики
МПР России до 30 апреля текущего года проекты планов на обучение
государственных служащих, руководящих работников и специалистов
системы МПР России на следующий календарный год.
8.3. Департамент кадров, повышения квалификации и социальной
политики МПР России на основании вышеперечисленной информации в
соответствии с существующим законодательством:
во втором квартале по запросу из Минтруда России представляет
на рассмотрение Министру предложения по обучению государственных
служащих МПР России для формирования плана подготовки
государственных служащих федеральных органов исполнительной власти
в следующем календарном году;
в третьем квартале текущего года формирует план
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации государственных служащих и специалистов МПР России на
следующий календарный год (уточняя для сотрудников центрального
аппарата Министерства программы обучения и распределение по
учебным заведениям);
до 30 декабря готовит для утверждения у Министра план
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации государственных служащих, руководящих работников и
специалистов МПР России на следующий календарный год.
8.4. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение
квалификации государственных служащих и специалистов системы МПР
России осуществляется в Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации (РАГС), его подведомственных
академиях государственной службы (АГС по регионам); Академии
народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (АНХ);
Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
(Финакадемия), образовательных учреждениях начального, среднего и
дополнительного профессионального образования, находящихся в
ведении МПР России, а также в других учебных заведениях,
проводящих обучение по программам дополнительного
профессионального обучения и имеющим лицензию, прошедших
государственную аттестацию и аккредитацию.
8.5. Государственные служащие, руководящие работники и
специалисты МПР России, подведомственных МПР России учреждений и
организаций обучаются:
- по плану, утвержденному совместным распоряжением
Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата
Правительства Российской Федерации, в РАГС и его подведомственных
академиях, АНХ, Финакадемии;
- по государственному заказу, реализуемому под руководством
Минтруда России, в пределах утвержденных средств на эти цели
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении
государственного заказа на профессиональную переподготовку и
повышение квалификации государственных служащих федеральных
органов исполнительной власти" на текущий год. Обучение
организуется в учебных заведениях, прошедших конкурс по размещению
государственного заказа. На основании протокола заключаются
договора на обучение государственных служащих с учебными
заведениями, реализующими программы дополнительного
профессионального образования по направлениям, актуальным для
государственных служащих МПР России;
- в подведомственных МПР России институтах повышения
квалификации (ИПК МПР России, ВИПКЛХ, ИПК ЛХ Сибири и Дальнего
Востока), а также в других учебных заведениях, задействованных в
отраслевой системе подготовки, переподготовки и повышения
квалификации МПР России, которые прошли конкурсный отбор. Договора
между учебными заведениями и МПР России на обучение специалистов
системы МПР России заключаются в пределах средств, выделенных
Министерством на эти нужды.
Финансирование отраслевой системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации производится на основании потребностей,
представленных в Департамент кадров, повышения квалификации и
социальной политики МПР России территориальными органами и
организациями МПР России.
8.6. Департамент кадров, повышения квалификации и социальной
политики МПР России в первом квартале текущего года доводит до
сведения территориальных органов управления и структурных
подразделений центрального аппарата;
- утвержденный руководством Министерства план дополнительного
профессионального образования государственных служащих,
руководящих работников и специалистов на текущий год;
- распределение государственных служащих центрального аппарата
и территориальных органов по учебным заведениям, реализующим
программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
по направлениям обучения государственных служащих (РАГС и его
региональные АГС, АНХ, Финакадемия и другие учебные заведения);
- распределение руководителей и специалистов по институтам
повышения квалификации, находящимся в ведении МПР России (ВИПКЛХ,
ИПК МПР России, ИПК ЛХ Сибири и Дальнего Востока), по другим
учебным заведениям, обеспечивающим выполнение плана по отраслевой
системе обучения;
- распределение государственных служащих по учебным заведениям,
с которыми заключены договора, по согласованию с Минтрудом России
(производится после утверждения Правительством Российской
Федерации бюджетного финансирования на эти цели и доводится до
структурных подразделений и территориальных органов отдельным
письмом).
8.7. Руководители территориальных органов управления,
предприятий и организаций:
- при формировании смет на следующий календарный год должны
предусматривать командировочные расходы для работников,
утвержденных на обучение в расчетном году;
- в соответствии с утвержденным планом на текущий календарный
год обеспечивают направление (командирование) своих работников в
образовательные учреждения для прохождения подготовки,
переподготовки или повышения квалификации. В случае необходимости
по согласованию с Департаментом кадров, повышения квалификации и
социальной политики и учебными заведениями, возможна замена
кандидатуры на обучение и изменение программы обучения;
- ежеквартально представляют в Департамент кадров, повышения
квалификации и социальной политики МПР России сведения о
количестве работников, прошедших обучение. Территориальные органы
управления представляют сведения об обучении государственных
служащих по форме N 2-ГС, утвержденной постановлением Госкомстата.
8.8. Учебные заведения, с которыми заключены договора на
обучение государственных служащих, руководящих работников и
специалистов системы МПР России, строго выполняют условия
договора. Ежеквартально представляют отчеты в Департамент кадров,
повышения квалификации и социальной политики МПР России о
выполнении плана по обучению и количество человек, прошедших
обучение по каждой программе, сведения о государственных служащих
дополняются поименным списком с указанием места работы.
8.9. Контроль за выполнением образовательными учреждениями
условий обучения государственных служащих, руководителей и
специалистов осуществляет Департамент кадров, повышения
квалификации и социальной политики МПР России.
Приложение
к Положению
РЕГЛАМЕНТ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ,
РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ МПР РОССИИ
----------------------------T------------------------------------¬
¦ Наименование должностей ¦ Периодичность обучения в учебных ¦
¦ ¦ заведениях ¦
¦ +----------------T--------T----------+
¦ ¦ РАГС, АНХ, ¦отрасле-¦негосудар-¦
¦ ¦ Финансовой ¦вые уче-¦ственные ¦
¦ ¦ академии и их ¦бные за-¦учебные ¦
¦ ¦ филиалах ¦ведения ¦заведения ¦
+---------------------------+----------------+--------+----------+
¦ Профессиональная переподготовка ¦
+---------------------------T----------------T--------T----------+
¦Государственные служащие ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+--------+----------+
¦Высшая: ¦первичное обуче-¦ ¦ ¦
¦- первый заместитель ¦ние обязательно ¦ ¦ ¦
¦ министра ¦при поступлении ¦ ¦ ¦
¦- заместитель министра ¦на госслужбу в ¦ ¦ ¦
¦- руководитель департамента¦течение первого ¦ ¦ ¦
¦ ¦года работы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦периодическое ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучение 1 раз в¦ ¦ ¦
¦ ¦пять лет ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+--------+----------+
¦Главные: ¦первичное обуче-¦ ¦ ¦
¦- начальник управления ¦ние обязательно ¦ ¦ ¦
¦- руководитель ¦при поступлении ¦ ¦ ¦
¦ территориального органа ¦на госслужбу в ¦ ¦ ¦
¦- заместитель руководителя ¦течение первого ¦ ¦ ¦
¦ департамента ¦года работы, ¦ ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦периодическое ¦ ¦ ¦
¦ управления ¦обучение 1 раз в¦ ¦ ¦
¦- начальник отдела ¦пять лет ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+--------+----------+
¦Ведущие: ¦первичное обучение обязательно при ¦
¦- заместитель руководителя ¦поступлении на госслужбу в течение ¦
¦ территориального органа ¦первого года работы, периодическое ¦
¦- заместитель начальника ¦обучение не реже 1 раза в пять лет ¦
¦ отдела ¦ ¦
¦- начальник отдела в ¦ ¦
¦ департаменте ¦ ¦
¦- начальник отдела в ¦ ¦
¦ управлении ¦ ¦
¦- начальник отдела в ¦ ¦
¦ территориальном органе ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦ ¦
¦ отдела в департаменте ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦ ¦
¦ отдела в управлении ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦ ¦
¦ отдела в территориальном ¦ ¦
¦ органе ¦ ¦
+---------------------------+----------------T-------------------+
¦Старшие: ¦ ¦периодическое ¦
¦- консультант ¦ ¦обучение не реже 1 ¦
¦- главный специалист ¦ ¦раза в пять лет ¦
¦- ведущий специалист ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+-------------------+
¦Младшие: ¦ ¦периодическое ¦
¦- специалист 1 категории ¦ ¦обучение не реже 1 ¦
¦- специалист 2 категории ¦ ¦раза в пять лет ¦
¦- специалист ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+-------------------+
¦Руководители и специалисты ¦ ¦периодическое ¦
¦ ¦ ¦обучение не реже 1 ¦
¦ ¦ ¦раза в пять лет ¦
+---------------------------+----------------+-------------------+
¦ Повышение квалификации ¦
+---------------------------T----------------T--------T----------+
¦Государственные служащие ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+--------+----------+
¦Высшая: ¦периодическое ¦ ¦ ¦
¦- первый заместитель ¦обучение не реже¦ ¦ ¦
¦ министра ¦1 раза в три ¦ ¦ ¦
¦- заместитель министра ¦года ¦ ¦ ¦
¦- руководитель департамента¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+--------+----------+
¦Главные: ¦периодическое ¦ ¦ ¦
¦- начальник управления ¦обучение не реже¦ ¦ ¦
¦- руководитель ¦1 раза в три ¦ ¦ ¦
¦ территориального органа ¦года ¦ ¦ ¦
¦- заместитель руководителя ¦ ¦ ¦ ¦
¦ департамента ¦ ¦ ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦ ¦ ¦ ¦
¦ управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦- начальник отдела ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+--------+----------+
¦Ведущие: ¦периодическое обучение не реже 1 ¦
¦- заместитель руководителя ¦раза в три года ¦
¦ территориального органа ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦ ¦
¦ отдела ¦ ¦
¦- начальник отдела в ¦ ¦
¦ департаменте ¦ ¦
¦- начальник отдела в ¦ ¦
¦ управлении ¦ ¦
¦- начальник отдела в ¦ ¦
¦ территориальном органе ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦ ¦
¦ отдела в департаменте ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦ ¦
¦ отдела в управлении ¦ ¦
¦- заместитель начальника ¦ ¦
¦ отдела в территориальном ¦ ¦
¦ органе ¦ ¦
+---------------------------+----------------T-------------------+
¦Старшие: ¦ ¦периодическое ¦
¦- консультант ¦ ¦обучение не реже 1 ¦
¦- главный специалист ¦ ¦раза в пять лет ¦
¦- ведущий специалист ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+-------------------+
¦Младшие: ¦ ¦периодическое ¦
¦- специалист 1 категории ¦ ¦обучение не реже 1 ¦
¦- специалист 2 категории ¦ ¦раза в пять лет ¦
¦- специалист ¦ ¦ ¦
+---------------------------+----------------+-------------------+
¦Руководители и специалисты ¦ ¦периодическое ¦
¦ ¦ ¦обучение не реже 1 ¦
¦ ¦ ¦раза в пять лет ¦
L---------------------------+----------------+--------------------
|