МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6
Направляем для использования в работе Рекомендации по
организации логопедической работы в специальном (коррекционном)
учреждении VIII вида.
Одновременно разъясняем, что в соответствии с подпунктом 9
пункта 2 статьи 32 Закона "Об образовании" в редакции Федерального
закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ распределение должностных
обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения и
в соответствии с пунктом 4 статьи 55 указанного Закона при
исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники
имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и
воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов
оценки знаний обучающихся, воспитанников. Надеемся, что
предлагаемые Рекомендации могут оказать помощь при организации
логопедической работы с обучающимися, воспитанниками специального
(коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Начальник Управления
специального образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА
Развитие речи обучающихся специального (коррекционного)
учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для
большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и
замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий
возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в
формировании фонетического, фонематического и грамматического
строя.
Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее
воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под
влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие
обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется
умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и
происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова,
развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех
умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся
коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи:
неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия,
ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие
познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся,
затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев
ведут к нарушениям письменной речи.
Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся
требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в
учебном плане специального (коррекционного) образовательного
учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий,
которые проводятся учителем - логопедом, имеющим соответствующее
образование.
Обследование речи обучающихся
и отбор их для логопедических занятий
В начале учебного года должны быть обследованы все вновь
принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они
зачислены).
Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у
логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения
(с целью выявления состояния речи к началу учебного года).
Обследование речи должно охватывать произношение, темп,
плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический
строй, навыки чтения и письма.
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут
иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой
деятельности.
Например, нарушения произношения могут затрагивать только
произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности
речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь
оказываются ненарушенными.
В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с
нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой
нарушения чтения и письма.
И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне
общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую
и лексико - грамматическую стороны.
Логопед должен путем тщательного специального обследования,
прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер
нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности
обучающегося.
Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в
классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на
несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть
стихотворение или повторить за логопедом одну - две специально
подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в
иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи
диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической
проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.
Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате
первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале
учета (Приложение 1).
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном
обследовании, подробно изучается логопедом в условиях
индивидуального обследования обучающихся традиционными
логопедическими приемами.
Для обследования произношения могут применяться фонетические
альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а
проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале,
середине, конце слова).
При изучении навыков звукового анализа проверяется умение
обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки,
звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в
слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую
карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи
(Приложение 2).
Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в
предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем
параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения
занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.
Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро
нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются
кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения
нарушений речи у ранее принятых обучающихся.
Основным критерием при зачислении на занятия является характер
речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения
обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия
подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые
мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также
обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией,
дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми
другими.
К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на
логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План
составляется на основании логопедического заключения, обобщающего
все данные обследования.
Организационный период, предшествующий началу систематических
логопедических занятий и включающий в себя обследование
обучающихся, комплектование групп и оформление первичной
логопедической документации, рассчитан на две - три недели
учебного года.
Организация и проведение логопедических занятий
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому
с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном
порядке.
На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные
от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные
моменты после обеда). По договоренности с администрацией
учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с
некоторых уроков.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом
возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей
речевого дефекта обучающихся.
Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия
каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в
неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут
на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся
отводится, как правило, 20 - 45 минут.
Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися,
нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от
причин, вызвавших нарушение произношения.
Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого
нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного
класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2 -
3-х классов). В первых классах группы комплектуются только из
обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует
подбора особого учебно - дидактического материала.
Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий -
2 - 4 обучающихся.
При необходимости логопед может производить перераспределение
обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации
поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно
объединить обучающихся в группы, что значительно повышает
эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть
обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы.
Логопедические занятия рекомендуется проводить в
логопедическом кабинете. Для логопедического кабинета отводится
изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно -
дидактическим материалом (Приложение 3).
Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых
на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися
логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и
руководителя учреждения.
Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого
может использоваться обычный классный журнал или журнал,
изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного
года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).
Контакт логопеда с учителями, воспитателями,
педагогом - психологом
Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и
воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий,
в быту могут способствовать закреплению речевых навыков,
приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех
этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о
результатах которого логопеду рекомендуется поставить в
известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая
выпуском обучающегося. В случае необходимости учитель и
воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда,
определенные условия для обучающегося (индивидуализация
контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях
нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся
обучающихся и т.п.).
Для информации о состоянии произношения обучающихся,
посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица
произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует
требовать от обучающихся в произношении.
При завершении логопедических занятий с обучающимся логопед
инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения
достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во
внеурочное время.
Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи,
чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся,
имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий
время). В свою очередь учителя и воспитатели могут также
периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы
постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного
класса.
Логопед должен хорошо ориентироваться в программных
требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и
учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий
и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно
повышается, если логопед использует дидактический материал в
соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В первых и вторых классах логопед помогает учителям
консультациями, соответствующей методической литературой в
организации фронтальных уроков по развитию фонематического
восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на
этих уроках должно уделяться выделению и последующей
дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков
требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами
логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в
случаях, когда учитель не имеет специального образования.
Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во
время которого логопед проводит занятия как с отдельными
обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса
или с теми или иными недостатками речи), и детально разъясняет как
демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической
работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и
другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения
на заседаниях методических объединений с демонстрацией
магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске,
сравнение письменных работ на разных этапах работы.
Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой
работы с обучающимися.
Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во
все режимные моменты, воспитателю рекомендуется проводить так
называемые "логопедические минутки", составляемые логопедом в
зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть
широко включены речевые игры.
Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель
(выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепления
словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся
соответствующие требования, используя эмоциональную
заинтересованность детей в игре.
Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом -
психологом, так как занятия педагога - психолога с обучающимися
могут оказывать существенную помощь в формировании психологической
базы речевой деятельности обучающихся.
В конце учебного года логопед может проводить речевой
утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические
занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут
принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и
занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме
начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий
материал.
Рекомендуется практиковать выступления логопеда на
педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний
среди учителей.
Контакт логопеда с врачом
Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения.
Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для
уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с
целью нахождения наиболее правильного и эффективного
коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному
нарушению.
Связь логопеда с родителями
Работа логопеда с родителями может осуществляться путем
личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских
собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в
процессе которой предполагается организация правильного отношения
к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении
домашних заданий, даваемых логопедом.
Документация логопеда
В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя
в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же
пунктам, которые указаны в отчете за год).
На основании материалов обследования обучающихся логопед
составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные
планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы
отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся
нарушений речи, основная последовательность работы и
ориентировочные сроки, учебно - наглядные пособия.
Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных
занятий.
Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи,
журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на
логопедические занятия, речевую карту.
В конце учебного года логопед составляет отчет о работе,
проделанной за год.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЖУРНАЛА
УЧЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ
-----T--------T--------T---------T--------T-----------T----------¬
¦ N ¦Фамилия,¦ Год ¦Успевае- ¦Недоста-¦Дата зачис-¦ Дата ¦
¦п/п ¦ имя ¦рождения¦мость по ¦ток речи¦ления на ¦завершения¦
¦ ¦ ¦ ¦русскому ¦ ¦логопеди- ¦ занятий ¦
¦ ¦ ¦ ¦(родному)¦ ¦ческие за- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦языку ¦ ¦нятия ¦ ¦
+----+--------+--------+---------+--------+-----------+----------+
L----+--------+--------+---------+--------+-----------+-----------
Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося)
1. Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Класс.
4. Жалобы учителя или родителей.
5. Краткая характеристика обучающегося по данным
педагогических наблюдений (устойчивость внимания,
работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение
обучающегося к своему речевому нарушению).
6. Заключение психолого - медико - педагогической комиссии.
7. Данные о ходе развития речи.
8. Состояние слуха, зрения.
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение,
подвижность).
10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной
речи):
а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры:
словарь в пределах обихода, шире и т.д.; правильно ли используются
слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи
преимущественно употребляются);
б) грамматический строй (указать возможности формообразования,
построения предложений, типы употребляемых предложений);
в) произношение и различение звуков: 1) произношение звуков
(отсутствие, замена, искажение отдельных звуков); 2) различение
звуков на слух; 3) произношение слов с различным слоговым
составом;
г) темп и плавность.
11. Понимание речи.
12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у
обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении
логопедической работы):
а) успеваемость по письму к моменту поступления на
логопедические занятия;
б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв.
13. Чтение: а) успеваемость по чтению в начале логопедических
занятий; б) характеристика овладения техникой чтения; в) ошибки
при чтении; г) понимание прочитанного.
14. Заключение логопеда.
В конце учебного года к речевой карте прилагается описание
результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.
Приложение 3
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
------T----------------------------------------------------------¬
¦N п/п¦ Наименование оборудования ¦
+-----+----------------------------------------------------------+
¦1. ¦Парты ¦
¦2. ¦Стол канцелярский ¦
¦3. ¦Стул ¦
¦4. ¦Шкаф для пособий ¦
¦5. ¦Классная доска ¦
¦6. ¦Настенное зеркало для логопедических занятий 50 x 100 ¦
¦7. ¦Настольное зеркало размером 60 x 80 ¦
¦8. ¦Зеркало для индивидуальной работы 9 x 12 (10 шт.) ¦
¦9. ¦Стенные часы ¦
¦10. ¦Настольная лампа ¦
¦11. ¦Халат ¦
¦12. ¦Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер ¦
¦ ¦(в зависимости от возможностей образовательного ¦
¦ ¦учреждения) ¦
¦13. ¦Умывальник, мыло, полотенце ¦
¦14. ¦Логопедические зонды, шпатели, спирт, вата <*> ¦
¦15. ¦Разрезные азбуки и кассы к ним ¦
¦16. ¦Альбом с картинками для исследования произношения звуков ¦
¦17. ¦Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для ¦
¦ ¦работы над речевым материалом на различные группы звуков ¦
¦18. ¦Книги - пособия с речевым материалом для закрепления ¦
¦ ¦произношения разных звуков ¦
¦19. ¦Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные,¦
¦ ¦серийные картинки и т.д.) ¦
¦20. ¦Настольные игры (различные лото, кубики, мозаика, ¦
¦ ¦специальные лото и др.) и игрушки (мебель, посуда, ¦
¦ ¦животные, птицы; игрушки, предназначенные для развития ¦
¦ ¦дыхания и т.д.) ¦
¦21. ¦Учебники по русскому (родному) языку, книги с материалом ¦
¦ ¦для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов ¦
¦ ¦учреждения, методические и учебные пособия ¦
L-----+-----------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Логопедические зонды и шпатели должны быть
индивидуальными. При невозможности иметь индивидуальные зонды
логопед должен иметь возможность подвергать зонды кипячению после
каждого использования.
Примечание. Над стенным зеркалом должно быть электрическое
освещение.
Приложение 4
СХЕМА ОТЧЕТА О РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЗА ГОД <*>
--------------------------------
<*> Данная схема является примерной.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Наименование учреждения.
3. Общее количество обучающихся, страдающих недостатками речи
по учреждению (с указанием дефекта).
4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на
логопедические занятия (с указанием дефекта).
5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
7. Количество обучающихся, оставленных для продолжения занятий
(указать, сколько из них получили улучшения в речи и в чем они
выражаются).
8. Работа логопеда с учителями, воспитателями, родителями.
9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, занятий
при методическом кабинете и др.).
|