ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2002 г. N 43пв02
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председателя Радченко В.И.,
членов Президиума Жуйкова В.М.,
Петухова Н.А.,
Меркушева А.Е.,
Верина В.П.,
Смакова Р.М.,
Вячеславова В.К.,
Кузнецова В.В.,
Свиридова Ю.А.
рассмотрел протест заместителя Председателя Верховного Суда
Российской Федерации Жуйкова В.М. на определение судьи Верховного
Суда Российской Федерации от 22 ноября 2001 года, которым отказано
в принятии жалобы Довбня С.Н., Сидоренко Н.Е., Шмотко А.Л. о
признании частично незаконным (недействительным) пункта 4
Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря
1997 г. N 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов,
находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Толчеева Н.К., заключение заместителя Генерального прокурора
Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего протест
удовлетворить,
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
Довбня С.Н., Сидоренко Н.Е., Шмотко А.Л. обратились в
Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании
незаконным (недействительным) пункта 4 Постановления Правительства
Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении
Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон
радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС" в части исключения 63 населенных пунктов Погарского района
Брянской области из границ зоны проживания с льготным социально -
экономическим статусом.
Заявители мотивировали свои требования тем, что распоряжением
Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р эти населенные
пункты были отнесены к перечню территорий, находящихся в зоне,
подверженной радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
за период с 1992 года степень радиационного загрязнения территории
района не уменьшилась, однако обжалуемой правовой нормой указанное
распоряжение было признано утратившим силу, в результате 63
населенных пункта Погарского района были исключены из перечня
загрязненных территорий при отсутствии законных оснований для
изменения зоны радиоактивного загрязнения, чем нарушены права
граждан, в том числе их (заявителей), на получение установленных
законом компенсаций и льгот за вред, причиненный здоровью
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22
ноября 2001 года в принятии жалобы было отказано на основании
пункта 1 части первой статьи 129 Гражданского процессуального
кодекса РСФСР, как не подлежащей рассмотрению и разрешению в
порядке гражданского судопроизводства.
В кассационном порядке определение обжаловано не было.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской
Федерации Жуйкова В.М. поставлен вопрос об отмене определения, как
вынесенного с нарушением норм процессуального права.
Обсудив доводы протеста, Президиум Верховного Суда Российской
Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим
основаниям.
Отказ в принятии жалобы мотивирован тем, что Конституция
Российской Федерации устанавливает принцип разделения властей и
суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в деятельность
Правительства Российской Федерации по организации исполнения
законов и устанавливать перечень населенных пунктов, находящихся в
пределах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС.
С приведенными доводами согласиться нельзя.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Федерального конституционного
закона "О Правительстве Российской Федерации" акты Правительства
Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Заявители, как следует из их жалобы, не ставят вопрос об
установлении перечня населенных пунктов, находящихся в пределах
зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС.
Они считают, что акт Правительства Российской Федерации в
части, исключающей 63 населенных пункта Погарского района из зоны
проживания с льготным социально - экономическим статусом, не
соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 15 мая
1991 года N 1244-1, с последующими изменениями и дополнениями, "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", нарушает их права на
получение соответствующих компенсаций и льгот.
Согласно ст. 3 названного Закона гражданам Российской
Федерации гарантируется государством предоставление установленных
настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и
льгот за вред, причиненный их здоровью и имуществу вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного
ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся
радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в
результате указанной катастрофы.
Режим и экологическое оздоровление территорий, подвергшихся
радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, а также объем предоставляемых компенсаций и льгот зависят от
категории территорий, подразделяемых на зоны.
Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них,
устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки
и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством
Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7
Закона).
Основные критерии по определению границ зоны проживания с
льготным социально - экономическим статусом в зависимости от
степени радиоактивной загрязненности ее территории установлены в
ст. 11 Закона.
По утверждению заявителей, плотность радиоактивного
загрязнения почвы в перечисленных ими населенных пунктах превышает
установленные в ст. 11 Закона пределы, что не позволяло исключить
эти населенные пункты из границ зоны проживания с льготным
социально - экономическим статусом.
Нормативный акт Правительства Российской Федерации в
оспоренной части, исключающей из перечня загрязненных территорий
ряд населенных пунктов, затрагивает права граждан, постоянно
проживающих (работающих) в них, в том числе заявителей, на
получение компенсации и льгот, установленных ст. 19 Закона, в
связи с чем они вправе обжаловать этот акт в суд по мотиву его
несоответствия федеральному закону.
В силу ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР дела
об оспаривании актов Правительства Российской Федерации
рассматривает по первой инстанции Верховный Суд Российской
Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 329
и пунктом 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР,
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
Определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22
ноября 2001 года отменить, материал передать для принятия к
производству Верховного Суда Российской Федерации по первой
инстанции.
|