Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N КАС02-285 ОТ 18.06.2002 ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ С АБОНЕНТОМ ПРИ НАЛИЧИИ У НЕГО ОТВЕЧАЮЩЕГО УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА, ПРИСОЕДИНЕННОГО К СЕТЯМ ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, И ДРУГОГО НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ; ПЕРЕЧЕНЬ ОТКЛОНЕНИЙ КАЧЕСТВА УСЛУГ ОТ УСТАНОВЛЕННОГО ДОГОВОРОМ И ИХ ВЕЛИЧИНА...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                    от 18 июня 2002 г. N КАС02-285
                                   
       Кассационная  коллегия Верховного Суда Российской  Федерации  в
   составе:
   
       председательствующего                             Федина А.И.,
       членов коллегии                             Лаврентьевой М.Н.,
                                                      Пирожкова В.Н.,
       с участием прокурора                            Федотовой А.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании от 18 июня  2002  г.
   гражданское   дело  по  жалобам  Б.  и  Б.  о  признании   частично
   недействительными   Правил   предоставления   коммунальных   услуг,
   утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 26  сентября  1994
   года  N 1099, по кассационной жалобе Б. на решение Верховного  Суда
   РФ  от  22  апреля  2002 года, которым в удовлетворении  заявленных
   требований отказано.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Федина   А.И.,  заключение  прокурора  Федотовой  А.В.,  полагавшей
   кассационную    жалобу   необоснованной,   Кассационная    коллегия
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       Постановлением   Правительства  Российской  Федерации   от   26
   сентября   1994   г.  N  1099  утверждены  Правила   предоставления
   коммунальных услуг (далее - Правила).
       Б. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой  о
   признании   недействительными  пунктов  1.1  и  1.3   вышеуказанных
   Правил,   ссылаясь   на  их  несоответствие  Гражданскому   кодексу
   Российской Федерации. В жалобе указано, что оспариваемые  положения
   нормативного  акта ограничивают право заявительницы  на  заключение
   публичного договора с энергоснабжающей организацией.
       Б.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой  о
   признании  недействительным пункта 2.7  Правил  в  части  наделения
   органов   местного  самоуправления  правом  устанавливать  перечень
   отклонений   качества   коммунальных  услуг   от   нормативного   и
   соответствующее снижение оплаты.
       В  обоснование жалобы заявитель сослался на то, что  пункт  2.7
   Правил  противоречит ст. 7 Закона РФ "О конкуренции  и  ограничении
   монополистической  деятельности  на  товарных  рынках"  и  нарушает
   право  Б.  на  получение  коммунальных  услуг,  а  также  право  на
   осуществление   власти  через  органы  государственной   власти   и
   местного самоуправления в соответствии с законами.
       Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное  выше
   решение.
       В  кассационной  жалобе Б. ставит вопрос  об  отмене  судебного
   решения,  ссылаясь  на  ошибочность  выводов  суда  о  соответствии
   закону   оспоренных  пунктов  Правил,  а  также   на   неправильное
   применение норм материального права.
       Проверив  материалы  дела, обсудив доводы кассационной  жалобы,
   Кассационная  коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации  не
   находит оснований к отмене судебного решения.
       В   оспоренном  пункте  1.1  Правил  предусмотрено,   что   они
   разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг  на
   основе  Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"  и
   регулируют отношения между исполнителями и потребителями  услуг  по
   теплоснабжению,  электроснабжению,  водоснабжению   и   канализации
   (далее - услуги).
       Согласно  статье 38 Закона Российской Федерации "О защите  прав
   потребителей"  правила выполнения отдельных видов работ  и  правила
   оказания   отдельных   видов   услуг  утверждаются   Правительством
   Российской Федерации.
       Указанные  обстоятельства опровергают довод заявителей  о  том,
   что,  утверждая  Правила, Правительство РФ якобы вышло  за  пределы
   предоставленных ему полномочий.
       Пункт  1.3  Правил предусматривает, что они действуют  на  всей
   территории  Российской Федерации и распространяются на потребителей
   и   исполнителей   услуг   по   теплоснабжению,   электроснабжению,
   водоснабжению   и   канализации  независимо  от  их   ведомственной
   принадлежности,   форм   собственности  и   организационно-правовой
   формы.
       Вывод  суда о том, что обеспечение нанимателя жилого  помещения
   (а   заявитель   Б.   является  нанимателем  жилого   помещения   в
   муниципальном  жилищном фонде) электрической  и  тепловой  энергией
   представляет  собой  именно  коммунальной  услугой,  основанной  на
   договоре найма жилого помещения, подтверждается положениями  ст.  1
   Закона  РФ  "Об  основах федеральной жилищной  политики",  а  также
   пункта 2 ст. 676 ГК РФ.
       В  соответствии  со  ст. 57 Жилищного кодекса  РСФСР  плата  за
   коммунальные  услуги  (водоснабжение, газ, электрическая,  тепловая
   энергия  и  другие  услуги) взимается помимо  квартирной  платы  по
   утвержденным в установленном порядке тарифам.
       Указанные нормы Федеральных законов свидетельствуют о том,  что
   получаемая    нанимателями    жилого    помещения    "энергия"    в
   рассматриваемом случае не может являться для них товаром.
       Признавая законными оспоренные положения Правил, Верховный  Суд
   Российской Федерации также правильно указал в решении на то, что  в
   соответствии   с  п.  2  ст.  539  ГК  РФ  договор  энергоснабжения
   заключается   с   абонентом   при  наличии   у   него   отвечающего
   установленным     требованиям    энергопринимающего     устройства,
   присоединенного  к  сетям энергоснабжающей организации,  и  другого
   необходимого   оборудования,   а  также   при   обеспечении   учета
   потребления энергии.
       Указанное оборудование принадлежит собственнику жилого дома.  У
   нанимателя   же,   проживающего   в   доме   государственного   или
   муниципального   жилищного  фонда,  отсутствует   энергопринимающее
   устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации,  и
   другое   необходимое  оборудование,  при  наличии  которого   закон
   допускает  возможность заключения договора электроснабжения  (п.  2
   ст. 539 ГК РФ).
       На   основании  изложенного  суд  первой  инстанции  пришел   к
   правильному  выводу  о  том, что Б. не может выступать  в  качестве
   стороны  (абонента)  договора  энергоснабжения,  в  связи   с   чем
   правильно  указал на соответствие пунктов 1.1 и 1.3 Правил  статьям
   539 - 548 ГК РФ.
       На  предположении  построено и утверждение представителя  Б.  -
   Сергеева  И.И. о противоречии закрепленных в п. 1.1 Правил  понятий
   "исполнитель"  и "потребитель" аналогичным понятиям, приведенным  в
   Законе РФ "О защите прав потребителей".
       Пунктом  2.7 Правил предусмотрено, что при отклонении  качества
   услуг    от    установленного   договором    оплата    потребителем
   соответственно  уменьшается. Перечень отклонений и их  величина,  а
   также   величина   уменьшения  и  порядок   оформления   отклонения
   устанавливаются  органами  исполнительной  власти,  осуществляющими
   контроль    за    безопасностью   для   потребителя    услуг,    их
   территориальными    органами   совместно   с   органами    местного
   самоуправления.
       Мотивы,  по которым суд признал соответствующим закону  данного
   пункта Правил, изложены в судебном решении.
       В   кассационном  порядке  решение  в  приведенной   части   не
   обжаловано.
       Оспаривая  судебное решение, Б. излагает в кассационной  жалобе
   те  же  доводы,  которые были выдвинуты ею и  ее  представителем  -
   Сергеевым И.И. в суде первой инстанции.
       Верховный Суд Российской Федерации привел в своем решении нормы
   закона,   которым  объективно  соответствуют  оспоренные  положения
   Правил,  в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут  служить
   основанием для отмены законного решения суда.
       Ни  на чем не основан и довод в кассационной жалобе о том,  что
   квалификацию   договоров   по  энергоснабжению   суд   должен   был
   производить  не  на  положениях Жилищного кодекса  РФ,  а  лишь  на
   нормах  ГК  РФ,  при  том,  что сама Б.  (как  это  отмечено  выше)
   является   нанимателем  жилого  помещения  в  доме   муниципального
   жилищного фонда.
       Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом,
   Правительство  РФ может издавать правила, обязательные  для  сторон
   при заключении и исполнении публичных договоров.
       Данной   норме   закона  (по  изложенным   выше   мотивам)   не
   противоречат  оспоренные положения Правил, в связи с чем  ссылка  в
   кассационной  жалобе на неприменение судом указанной  нормы  закона
   не свидетельствует о незаконности решения суда.
       Другие   доводы   в  кассационной  жалобе  правильно   признаны
   несостоятельными при их проверке судом первой инстанции.
       С   учетом  изложенных  обстоятельств  кассационная  жалоба  Б.
   удовлетворению не подлежит.
       Руководствуясь   ст.  305  ГПК  РСФСР,  Кассационная   коллегия
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля  2002
   года  оставить  без  изменения,  а кассационную  жалобу  Б.  -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz