Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.06.2002 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И НЕ ПОРОЖДАЮЩИМИ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПУНКТОВ 1.5 И 4 "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОДАЖИ ОБЪЕКТОВ НЕЖИЛОГО ФОНДА НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ", УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 02.10.1996 N 85, ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕ РАСШИРЯЕТ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ В СОБСТВЕННОСТЬ СДАННЫХ В АРЕНДУ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 18 июня 2002 года
   
                                                      Дело N 5-Г02-71
   
       Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                       Потапенко С.В.
   
       рассмотрела  в открытом судебном заседании 18 июня 2002 г.  по
   кассационному протесту прокурора на решение Московского городского
   суда от 9 апреля 2002 г.  дело по заявлению прокурора г.  Москвы о
   признании недействительными и не порождающими правовых последствий
   п. 1.5 и п. 4 "Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда
   на территории г.  Москвы", утвержденного постановлением Московской
   городской Думы от 2 октября 1996 г. N 85.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного  Суда Российской Федерации
   Горохова Б.А., объяснения представителей Московской городской Думы
   Соминой Е.И.  и Минченковой О.Б., заключение прокурора Генеральной
   прокуратуры  Российской  Федерации  Власовой  Т.А.,   поддержавшей
   кассационный  протест,  Судебная  коллегия  по  гражданским  делам
   Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор  г.  Москвы  обратился в суд с заявлением о признании
   недействительными и не порождающими правовых последствий с момента
   принятия  п.  1.5  и п.  4  "Положения  о порядке продажи объектов
   нежилого   фонда   на   территории   г.   Москвы",   утвержденного
   постановлением   Московской   Городской  Думы  от  02.10.96  N 85,
   ссылаясь на то,  что указанные положения противоречат федеральному
   законодательству.
       Решением  Московского  городского  суда  от  9 апреля  2002 г.
   заявление было оставлено без удовлетворения.
       В  кассационном  протесте прокурора поставлен вопрос об отмене
   решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
       Проверив  материалы  дела,  Судебная  коллегия  по гражданским
   делам  Верховного  Суда  Российской  Федерации  оснований к отмене
   решения суда не усматривает.
       В   соответствии   со   ст.   13   ГК   РФ  ненормативный  акт
   государственного  органа  или органа местного самоуправления,  а в
   случаях,   предусмотренных  законом,  также  нормативный  акт,  не
   соответствующие   закону  или  иным  правовым  актам  и нарушающие
   гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы гражданина или
   юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
       В связи с вступлением в силу части второй Гражданского кодекса
   Российской   Федерации   и  принятием   постановления   Московской
   городской  Думы  от  20  сентября 1995 года N 61 "Об утверждении и
   введении   в действие  Программы  приватизации  государственной  и
   муниципальной  собственности в Москве" Московская городская Дума 2
   октября  1996  г.  приняла  постановление  N 85  "Об утверждении и
   введении  в действие положения о порядке продажи объектов нежилого
   фонда  на территории города Москвы" (с изменениями и дополнениями,
   внесенными  постановлением Московской городской Думы от 17.12.1997
   N  92),   которым  было  утверждено  Положение  о порядке  продажи
   объектов  нежилого  фонда  на территории города Москвы.  В п.  1.5
   этого  Положения  предусмотрено,  что объектами продажи могут быть
   сданные  в аренду объекты занятые арендаторами,  получившими права
   аренды:
       в  процессе  приватизации  государственной  или  муниципальной
   собственности;
       в результате аукционной или конкурсной продажи прав аренды;  в
   силу заключенных ранее договоров аренды.
       Заявление  прокурора  о признании недействительным дефиса 3 п.
   1.5  указанного  Положения,  которым  к объектам  продажи отнесены
   сданные в аренду объекты,  занятые арендаторами, получившими права
   аренды,   в   том   числе   в силу  заключенных  ранее  договоров,
   мотивировано тем, что этот пункт Положения противоречит пункту 2.6
   Государственной    программы    приватизации   государственных   и
   муниципальных  предприятий  в Российской  Федерации,  утвержденной
   Указом  Президента  РФ  от 24.12.93 N 2284,  и разделу 4 (п.  4.5)
   Основных    положений   государственной   программы   приватизации
   государственных    и   муниципальных   предприятий   в  Российской
   Федерации,  утвержденных  Указом Президента РФ от 22.07.94 N 1535.
   Данная норма,  по мнению заявителя, является незаконной, поскольку
   не  могут  быть  объектами  приватизации сданные в аренду объекты,
   занятые арендаторами, получившими права аренды, в том числе в силу
   заключенных ранее договоров.
       Между  тем,  в  соответствии с ч.  1 ст.  217 ГК РФ имущество,
   находящееся  в государственной  или  муниципальной  собственности,
   может  быть  передано  его собственником в собственность граждан и
   юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации
   государственного и муниципального имущества.
       В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 3 июля 1991 года N 1531-1
   "О  приватизации  государственных  и муниципальных  предприятий  в
   Российской Федерации" и ст. 1 Закона РФ 21 июля 1997 года N 123-ФЗ
   "О   приватизации   государственного   имущества   и  об   основах
   приватизации   муниципального  имущества  в Российской  Федерации"
   объектами  продажи  могут  быть сданные в аренду объекты,  занятые
   арендаторами,  получившими  права  аренды в силу заключенных ранее
   договоров аренды.
       Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 утверждена
   Государственная    программа    приватизации   государственных   и
   муниципальных  предприятий  в Российской  Федерации,  п.  п.  2.6,
   5.14.2,  5.14.3, 5.14.5 которой предусматривают возможность выкупа
   арендованного   имущества,   в  том  числе  по  договорам  аренды,
   заключенным   до  вступления  в силу  Закона  РФ  "О  приватизации
   государственных    и   муниципальных   предприятий   в  Российской
   Федерации".
       Возможность   выкупа   арендованного  имущества  предусмотрена
   Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 "О регулировании
   арендных  отношений  и приватизации  имущества  государственных  и
   муниципальных  предприятий,  сданного  в аренду"  (п.  2),  Указом
   Президента  РФ от 22 июля 1994 года N 1535 "Об основных положениях
   государственной    программы    приватизации   государственных   и
   муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
   года" (п. 4.5).
       При  этом,   как  правильно  указано  в решении  суда,   Указы
   Президента  N 1535  и N  2284,   на  которые  ссылается  прокурор,
   предусматривают право выкупа арендованного имущества независимо от
   того, был ли договор аренды заключен с правом выкупа или без.
       Право арендатора государственного или муниципального имущества
   выкупать   арендованное   имущество   предусмотрено   в  ст.    26
   Федерального   закона   от  21.07.1997  N 123-ФЗ  "О  приватизации
   государственного    имущества    и   об    основах    приватизации
   муниципального имущества в Российской Федерации".
       Таким образом,  в соответствии с федеральным законодательством
   арендованное  имущество  может  являться объектом договора купли -
   продажи.
       Согласно п.  4 оспариваемого прокурором Положения покупателями
   объектов  нежилого фонда могут быть физические и юридические лица,
   признаваемые   покупателями   в  соответствии  с законодательством
   Российской Федерации о приватизации, в том числе:
       -  арендаторы,  получившие  права аренды и последующего выкупа
   недвижимости   в   процессе   приватизации   государственной   или
   муниципальной собственности;
       -  арендаторы,  победившие на конкурсе или аукционе по продаже
   прав аренды;
       -  арендаторы,  получившие  права  аренды  на  основании ранее
   заключенных договоров аренды;
       -  товарищества  собственников  жилья  и (или) ЖСК в отношении
   объектов   нежилого   фонда   государственной   или  муниципальной
   собственности,   входящих   в  комплексы   недвижимого   имущества
   (кондоминиумы).
       По  мнению  заявителя,  дефисом 3  п. 4  Положения    расширен
   перечень  лиц, которые имеют право на приобретение в собственность
   сданных в аренду нежилых помещений. При этом прокурор ссылается на
   Указ  Президента РФ  от  22 июля  1994 года  N 1535  "Об  основных
   положениях государственной программы приватизации  государственных
   и муниципальных предприятий в Российской  Федерации  после  1 июля
   1994 года", которым утверждены Основные положения  Государственной
   программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
   в  Российской  Федерации  после 1 июля 1994 года,  устанавливающие
   цели  и порядок  применения  положений  Государственной  программы
   приватизации   государственных   и  муниципальных   предприятий  в
   Российской Федерации.
       Согласно  п.  4.5  Основных  положений право на приобретение в
   собственность  сданных  в аренду  зданий,   строений,  сооружений,
   помещений,  в том числе встроенно - пристроенных нежилых помещений
   в  жилых домах,  а также земельных участков под приватизированными
   предприятиями,  находящихся  в аренде  или  фактическом  владении,
   пользовании  этих предприятий в процессе их уставной деятельности,
   предоставляется:
       физическим   и  юридическим   лицам,   ставшим  собственниками
   приватизированных  государственных (муниципальных) предприятий или
   государственного  (муниципального)  имущества,  ранее  сданного  в
   аренду, в результате выкупа последнего;
       акционерным   обществам   открытого   типа,   созданным  путем
   преобразования   государственных   и муниципальных  предприятий  в
   процессе  приватизации,  после продажи в порядке,  предусмотренном
   законодательством Российской Федерации о приватизации, не менее 75
   процентов их акций;
       гражданам      и     их      объединениям,      осуществляющим
   предпринимательскую   деятельность,   предприятиям  (в  том  числе
   товариществам,   акционерным   обществам,   созданным   в  порядке
   приведения    организационно    -  правовой   формы   добровольных
   объединений   государственных   и  муниципальных   предприятий   в
   соответствие  с разделом  II Указа Президента Российской Федерации
   от   1  июля   1992   г.   N  721  "Об  организационных  мерах  по
   преобразованию    государственных    предприятий,     добровольных
   объединений  государственных предприятий в акционерные общества"),
   не  более  25  процентов  уставного  капитала  которых находится в
   государственной и (или) муниципальной собственности, в случае если
   договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона
   объектов нежилого фонда.
       Суд  пришел к правильному выводу о том,  что пунктом 4.5 право
   на   приобретение   в  собственность  сданных  в аренду  помещений
   предоставляется  лицам,  ставшим  собственниками приватизированных
   предприятий,   то   есть  любому  собственнику  приватизированного
   предприятия   вне   зависимости  от  того,   приобрел  ли  он  это
   предприятие  непосредственно  в процессе  приватизации  или  путем
   вторичной  продажи  - покупки  уже приватизированного предприятия.
   При этом не требуется участия покупателя в конкурсе.
       Закон   РФ   от   21.07.1997    N   123-ФЗ    "О  приватизации
   государственного    имущества    и   об    основах    приватизации
   муниципального  имущества  в Российской  Федерации"  не содержит в
   себе перечня лиц, признаваемых покупателями, а лишь указывает, кто
   не может быть покупателями такого имущества (п. 1 ст. 9) в связи с
   чем  правильным  является вывод о том,  что все остальные субъекты
   данных  правоотношений  могут быть покупателями государственного и
   муниципального имущества. Если такой субъект правоотношений в силу
   федерального  закона  признается  покупателем, то правовой  статус
   находящегося  у него  имущества имеет правовое значение только для
   способа предоставления ему этого имущества.
       Арендатор  может  быть  признан покупателем государственного и
   муниципального имущества,  поскольку это предусмотрено в ч.  2 ст.
   26  Федерального закона "О приватизации государственного имущества
   и  об  основах  приватизации муниципального имущества в Российской
   Федерации",  причем арендатор приобретает это имущество в порядке,
   установленном  данным  Законом,  а  также  федеральной  программой
   приватизации и программами приватизации субъектов.
       Суд   в  решении  обоснованно  сослался  на  то,   что  нормы,
   содержащиеся   в  программе,   которую  оспаривает  прокурор,   не
   устанавливают     способы    приватизации    государственного    и
   муниципального   имущества.   Способы   приватизации   установлены
   федеральным законом, а не оспариваемым Положением.
       Согласно  п.  4  ст.  31  Федерального  закона "О приватизации
   государственного    имущества    и   об    основах    приватизации
   муниципального   имущества   в Российской  Федерации"  нормативные
   правовые  акты  Президента  РФ  и Правительства  РФ  по  вопросам,
   которые   согласно  настоящему  Федеральному  закону  регулируются
   другими  федеральными  законами,  действуют до введения в действие
   соответствующих  федеральных  законов  в части,  не противоречащей
   законодательству Российской Федерации.
       Из этого суд сделал правильный вывод о том,  что нет оснований
   полагать,  что  московский  законодатель  расширил  перечень  лиц,
   которые  имеют  право  на  приобретение  в собственность сданных в
   аренду нежилых помещений.
       Неверным является довод прокурора о том,  что п.  4.5 Основных
   положений содержит исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право
   на  приобретение  в собственность  недвижимости  объектов нежилого
   фонда,  поскольку к этим лицам также относятся субъекты, указанные
   в п. 5.9, 5.14.6 Программы.
       Доводы  прокурора о том,  что имеют место случаи неправильного
   применения оспариваемых пунктов Положения,  а также необоснованной
   передачи в собственность государственного имущества, суд правильно
   не   признал   основанием   к  отмене  оспариваемого  нормативного
   правового акта.  Если такие нарушения имеют место, то они подлежат
   устранению в каждом конкретном случае способами,  предусмотренными
   статьей 12 ГК РФ.
       Решение  суда является законным и обоснованным.  Оснований для
   отмены этого решения по доводам протеста прокурора не имеется.
       На  основании  п.  1 ст.  305,  ст.  ст.  306,  311 ГПК РСФСР,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
   Федерации,
   
                              определила:
   
       решение  Московского  городского  суда  от  9 апреля  2002  г.
   оставить  без  изменения,  кассационный  протест  прокурора  - без
   удовлетворения.
   
   


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz