Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.06.2002 N 10-Г02-5 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О НОРМАТИВЕ ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ" ОТ 29.01.2001 N 29

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 17 июня 2002 года
   
                                                       Дело N 10-Г02-5
                                                                      
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                          Манохиной Г.В.,
       судей                                           Толчеева Н.К.,
                                                        Макарова Г.В.
   
       рассмотрела  в  судебном  заседании  от  17  июня   2002   года
   гражданское  дело по заявлению и.о. прокурора Кировской  области  о
   признании  недействующим  и не подлежащим применению  постановления
   администрации   Кировской  области  "О  нормативе   отчислений   на
   содержание региональной энергетической комиссии" от 29 января  2001
   года  N  29  по  кассационному протесту  и.о.  прокурора  Кировской
   области М.М. Зеленцова на решение Кировского областного суда  от  5
   марта 2002 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
       Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.
   Манохиной,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
   Федерации  М.М.  Гермашевой,  поддержавшей  кассационный   протест,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       и.о.   прокурора  Кировской  области  обратился   в   Кировский
   областной  суд  с  заявлением  о признании  противоречащим  закону,
   недействующим    и    не   подлежащим   применению    постановления
   администрации   Кировской  области  "О  нормативе   отчислений   на
   содержание региональной энергетической комиссии" от 29 января  2001
   года  N  29. Пунктом 1 названного постановления установлен норматив
   отчислений  энергоснабжающих организаций на содержание региональной
   энергетической  комиссии  в  размере  0,07  процента  от   плановой
   себестоимости  электрической и тепловой энергии,  а  для  открытого
   акционерного  общества энергетики и электрификации "Кировэнерго"  -
   в  размере  0,12  процента. В пункте 2 постановления предусмотрено,
   что  финансирование  региональной  энергетической  комиссии  должно
   осуществляться за счет средств, предусмотренных в структуре  цен  и
   тарифов   на   продукцию  и  услуги  регулируемых  организаций.   В
   подтверждение   требования  прокурор  указал,  что  отчисления   на
   содержание  региональной энергетической комиссии по существу  имеют
   все  признаки  налога,  а поэтому должны устанавливаться  только  в
   соответствии  с  нормами  законодательства Российской  Федерации  о
   налогах  и сборах. Исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые
   могут  взиматься  на  территории Российской  Федерации,  установлен
   статьями  19  -  21  Закона  РФ  "Об основах  налоговой  системы  в
   Российской   Федерации".  Отчисления  на  содержание   региональной
   энергетической  комиссии  в  данный  перечень  не  входят.   Органы
   государственной   власти   всех   уровней   не    вправе    вводить
   дополнительные    налоги    и    обязательные    отчисления,     не
   предусмотренные законодательством Российской Федерации.
       Представитель  Правительства  Кировской  области  с  заявлением
   прокурора  не  согласился, указав, что установленные постановлением
   отчисления  не  являются налогом. Администрация  области  с  учетом
   положений  Федерального  закона  "О  государственном  регулировании
   тарифов  на  электрическую тепловую энергию в Российской Федерации"
   от   14   апреля   1995  года  была  вправе  принять   оспариваемое
   постановление.
       Судом  постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого
   и  вынесении нового решения об удовлетворении заявления просит и.о.
   прокурора Кировской области в кассационном порядке.
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской  Федерации,  проверив  материалы  дела,  обсудив  доводы
   кассационного  протеста, находит его подлежащим  удовлетворению  по
   следующим основаниям.
       Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил  из
   того,  что отчисления энергоснабжающими организациями на содержание
   региональных  энергетических комиссий нельзя отнести  к  налогам  и
   сборам,  предусмотренным перечнем Закона Российской  Федерации  "Об
   основах  налоговой  системы в Российской  Федерации",  установление
   таких  отчислений  за  счет  их  включений  в  цены  и  тарифы   на
   отпускаемую  электрическую и тепловую энергию  прямо  предусмотрено
   Федеральным  законом от 11 февраля 1999 года N  33-ФЗ  "О  внесении
   изменений  и  дополнений  в  Федеральный закон  "О  государственном
   регулировании  тарифов  на  электрическую  и  тепловую  энергию   в
   Российской Федерации", принятым позднее Федеральным законом  от  31
   июля  1998  года  "О  введении в действие части  первой  Налогового
   кодекса Российской Федерации".
       Однако с этими выводами суда согласиться нельзя.
       Отчисления,   установленные  оспариваемым   постановлением   на
   содержание   региональной  энергетической   комиссии,   по   своему
   правовому  содержанию  являются одним из  видов  налога  (косвенный
   налог,   включаемый  в  цену  продукции),  поскольку   представляют
   денежную  форму отчуждения собственности с целью содержания  органа
   исполнительной власти Кировской области, осуществляемую на  началах
   обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.
       То  обстоятельство,  что отчисления на содержание  региональной
   энергетической  комиссии включаются в тарифы  на  электроэнергию  в
   состав  затрат  на  производство  и  реализацию  продукции  (работ,
   услуг)  и  относятся на себестоимость продукции (работ, услуг),  не
   свидетельствует о безналоговом характере этих отчислений.
       В  силу  ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый  обязан
   платить законно установленные налоги и сборы.
       Система  налогов  и  сборов, общие принципы  налогообложения  и
   сборов   в  Российской  Федерации  установлена  Налоговым  кодексом
   Российской  Федерации и сохраняющими юридическую  силу  положениями
   Закона  Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N  2118-1  "Об
   основах налоговой системы в Российской Федерации".
       В силу п. 5 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации ни на
   кого  не  может  быть  возложена обязанность  уплачивать  налоги  и
   сборы,  а  также  иные взносы и платежи, обладающие  установленными
   Налоговым  кодексом  Российской Федерации  признаками  налогов  или
   сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в  ином
   порядке, чем это определено данным Кодексом.
       Согласно  ст.  8  Налогового кодекса Российской  Федерации  под
   налогом   понимается   обязательный,  индивидуально   безвозмездный
   платеж,   взимаемый  с  организаций  и  физических  лиц   в   форме
   отчуждения   принадлежащих  им  на  праве  собственности   денежных
   средств    в    целях   финансирования   обеспечения   деятельности
   государства и (или) муниципальных образований.
       Отчисления, установленные оспариваемым постановлением, обладают
   всеми  признаками  налога, перечисленными  в  статье  8  Налогового
   Кодекса    Российской    Федерации   (обязательны,    индивидуально
   безвозмездны,   представляют  собой  отчуждение  денежных   средств
   плательщика для финансирования государства).
       При  таком положении нельзя согласиться с выводами суда о  том,
   что   оспариваемое   постановление  не  противоречит   федеральному
   законодательству, а отчисления энергоснабжающими  организациями  на
   содержание  региональной энергетической комиссии нельзя  отнести  к
   налогам.
       То   обстоятельство,  что  в  соответствии  с  ч.  2   ст.   14
   Федерального  закона  "О государственном регулировании  тарифов  на
   электрическую  и  тепловую энергию в Российской Федерации"  расходы
   на  содержание  Федеральной энергетической комиссии и  региональных
   энергетических    комиссий   возмещаются   за   счет    отчислений,
   предусматриваемых  в структуре цен (тарифов) на продукцию  (услуги)
   энергоснабжающих     организаций    в     порядке,     определяемом
   соответственно  Правительством Российской  Федерации  и  субъектами
   Российской  Федерации,  не  могло  служить  поводом  к   отказу   в
   удовлетворении  заявления  прокурора,  так  как  в  соответствии  с
   правовой   позицией  Конституционного  Суда  Российской  Федерации,
   выраженной в постановлении N 16-П от 11 ноября 1997 года  "По  делу
   о   проверке   конституционности  статьи  11.1  Закона   Российской
   Федерации  от  1  апреля  1993  года  "О  государственной   границе
   Российской    Федерации",   отнесение   к   ведению   Правительства
   Российской    Федерации    установления   существенных    элементов
   налогового    обязательства    не    соответствует    закрепленному
   действующим   законодательством  разграничению   полномочий   между
   органами законодательной и исполнительной власти.
       В   силу   ст.  79  Федерального  конституционного  закона   "О
   Конституционном Суде Российской Федерации" указанное  постановление
   является  окончательным, не подлежит обжалованию, вступило  в  силу
   немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
       Администрация  Кировской  области не  обладает  полномочием  по
   установлению  налога  (сбора) на содержание  органа  исполнительной
   власти   области,  которым  является  региональная   энергетическая
   комиссия Кировской области.
       Учитывая  изложенное,  Судебная коллегия по  гражданским  делам
   Верховного  Суда  Российской Федерации считает необходимым  решение
   суда   первой  инстанции  отменить  и  вынести  новое  решение   об
   удовлетворении заявления прокурора.
       Руководствуясь  ст.  ст.  304, 305,  311  ГПК  РСФСР,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Кировского  областного  суда  от  5  марта  2002  года
   отменить,  вынести новое решение об удовлетворении  заявления  и.о.
   прокурора   Кировской   области:  признать   недействующим   и   не
   подлежащим   применению   постановление   администрации   Кировской
   области   "О   нормативе  отчислений  на  содержание   региональной
   энергетической комиссии" от 29 января 2001 года N 29.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz