Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 17 июня 2002 г.
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
Постановлением правительства Москвы от 14 ноября 2000 г. N 891
"О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в г.
Москве" утверждено Положение о начислении и выплате ежемесячных
компенсационных выплат к пенсиям и единовременных выплат,
осуществляемых за счет средств городского бюджета.
Согласно данному Положению право на ежемесячные
компенсационные выплаты (доплаты) к пенсии и единовременные
выплаты имеют граждане, зарегистрированные в г. Москве по месту
жительства (ч. 1 п. 4). Право на ежемесячные компенсационные
выплаты до "социальной нормы" имеют граждане, зарегистрированные
по месту жительства в г. Москве, пенсия которым назначена в
соответствии с Законами Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации", "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях", "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" и другими нормативными актами, по которым
пенсии исчисляются по нормам Закона Российской Федерации "О
государственных пенсиях в Российской Федерации" (п. 6).
Пенсионерам, оформившим регистрацию по месту жительства в г.
Москве, начисление ежемесячной компенсационной выплаты до
"социальной нормы" производится со дня регистрации по месту
жительства в г. Москве, но не ранее дня приобретения права на
указанную компенсационную выплату по другим основаниям в
соответствии с п. 6 Положения (п. 25). Гражданам, выплата пенсии
которым в г. Москве приостанавливалась, начисление ежемесячной
компенсационной выплаты до "социальной нормы" производится со дня
восстановления выплаты пенсии, но не ранее даты регистрации по
месту жительства в г. Москве (подп. 28.1). Право на получение
ежемесячной компенсационной выплаты до "социальной нормы"
прекращается при снятии пенсионера с регистрационного учета по
месту жительства в г. Москве с 1-го числа месяца, следующего за
месяцем снятия с регистрационного учета (подп. 29.1). Право на
ежемесячные компенсационные выплаты имеют граждане,
зарегистрированные по месту жительства в г. Москве, получающие
пенсии (пожизненное содержание) в органах социальной защиты
населения Москвы, а также в ведомственных пенсионных службах...
(п. 34). Пенсионерам, оформившим регистрацию по месту жительства в
г. Москве, начисление ежемесячной компенсационной выплаты
производится со дня регистрации по месту жительства в г. Москве,
но не ранее дня приобретения права на указанную компенсационную
выплату по другим основаниям в соответствии с п. 34 настоящего
Положения (п. 49). Гражданам, выплата пенсии которым в г. Москве
приостанавливалась, начисление ежемесячной компенсационной выплаты
производится со дня восстановления выплаты пенсии, но не ранее
даты регистрации по месту жительства в г. Москве (п. 52.1). Право
на получение ежемесячной компенсационной выплаты прекращается при
снятии пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в
г. Москве 1-го числа месяца, следующего за месяцем снятия с
регистрационного учета (п. 53.1).
Я., Г., К. и С. обратились в суд с заявлением о признании
недействительными и не подлежащими применению (с момента издания)
приведенных п. п. 4, 6, 25, 26, 28.1, 29.1, 34, 49, 52.1 и 53.1
данного Положения в части, предусматривающей наличие регистрации в
г. Москве по месту жительства в качестве необходимого условия для
начисления гражданину ежемесячных компенсационных выплат (доплат),
осуществляемых за счет средств городского бюджета.
Решением Московского городского суда от 29 августа 2001 г.
признаны недействительными и не порождающими правовых последствий
с момента издания оспариваемые пункты (кроме 26) указанного
Положения в части, предусматривающей наличие регистрации в г.
Москве по месту жительства в качестве необходимого условия для
начисления гражданину ежемесячных компенсационных выплат (доплат),
осуществляемых за счет средств городского бюджета; в
удовлетворении заявления о признании недействительным п. 26
данного нормативного правового акта отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26
октября 2001 г. решение суда оставила без изменения.
Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил
вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового
решения об отказе заявителям в удовлетворении их требований.
Президиум Верховного Суда РФ 17 июня 2002 г. протест
удовлетворил, указав следующее.
Удовлетворяя требования истцов, суд исходил из того, что
оспариваемые пункты Положения противоречат федеральному закону,
право граждан на социальную защиту и социальное обеспечение
поставлено в зависимость от факта наличия административного
правоотношения между гражданином и государством в лице
соответствующего органа, на который возложена обязанность
регистрации гражданина.
С доводами суда согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, заявители - граждане других
республик - являются получателями государственной пенсии и их
конституционное право не нарушено.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября
1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской
Федерации" <1> отношения, связанные с пенсионным обеспечением
граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
регулируются нормативными правовыми актами органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. Это же положение закреплено
и в действующем с 1 января 2002 г. Федеральном законе от 17
декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации". Исходя из данного требования Закона, правительство
Москвы оспариваемым Положением установило компенсационные выплаты
неработающим пенсионерам, которые, во-первых, не предусмотрены
федеральным законодательством, во-вторых, являются дополнительными
к установленным федеральным пенсиям и, в-третьих, выплачиваются из
средств городского бюджета. Таким образом, им реализовано
предусмотренное ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации
право органов государственной власти субъекта Российской Федерации
самостоятельно определять направления расходования средств своего
бюджета, что не учитывалось судом.
--------------------------------
<1> Этот Закон действовал во время подачи гражданами заявления
в суд, он утратил силу 1 января 2002 г.
В своем решении суд признал, что компенсационные выплаты к
пенсиям, осуществляемым за счет средств городского бюджета,
являются одной из форм социальной защиты интересов жителей Москвы.
Вместе с тем, удовлетворив требования заявителей, суд, по
утверждению представителей правительства Москвы, нарушил права
города Москвы как субъекта Российской Федерации на использование
средств городского бюджета для осуществления дополнительных, не
предусмотренных федеральным законодательством, мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан.
Суд не проверил доводы представителей правительства Москвы о
том, что, принимая решение о выплате ежемесячных компенсационных
выплат к пенсиям жителям Москвы, правительство Москвы учитывало
соотношение количества лиц, постоянно проживающих в городе и
имеющих право на ее получение, и наличие в бюджете города денежных
средств на их выплату. Лица, временно проживающие в Москве, не
учитывались. При этом правительство Москвы исходило из положений
Устава города Москвы о том, что жителями города (москвичами)
являются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в
г. Москве.
Упомянутые выплаты осуществляются в соответствии с
комплексными программами мер социальной защиты жителей Москвы, и
федеральным законодательством порядок их выплат не регулируется.
Определение круга лиц, которым оказывается адресная социальная
поддержка за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,
является правом органов государственной власти субъекта Российской
Федерации.
Учитывая отсутствие необходимых финансовых средств для
обеспечения названными выплатами всех пенсионеров, фактически
проживающих в г. Москве, Положением предусмотрен ряд ограничений в
отношении категории лиц, имеющих право на получение ежемесячных
компенсационных выплат к пенсии, в том числе требование
постоянного проживания в г. Москве, что должно подтверждаться
регистрацией по месту жительства в г. Москве.
По мнению представителей правительства Москвы, включение в
Положение требования о регистрации по месту жительства в г. Москве
как необходимого условия выплаты городских доплат не входит в
противоречие с Конституцией Российской Федерации, федеральным
законодательством и не нарушает гражданских прав и охраняемых
законом интересов граждан, сделано правительством Москвы в
пределах его полномочий.
Таким образом, судебными инстанциями неполно применены нормы
материального права, что в соответствии с п. 1 ст. 330 ГПК РСФСР
является основанием к отмене судебных постановлений в порядке
надзора и направлению дела на новое рассмотрение.
Президиум Верховного Суда РФ отменил решение Московского
городского суда и определение Судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда РФ и направил дело на новое судебное
рассмотрение.
|