ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2002 г. N 2868-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 194364-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ
ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 194364-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству в
течение 45 дней со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 194364-3
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ
ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 г.
N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст.
1533) следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"2. Государственная регистрация права на объект недвижимого
имущества, возникшего до введения в действие настоящего
Федерального закона, требуется при государственной регистрации
возникших после введения в действие настоящего Федерального закона
перехода данного права, его ограничения (обременения), сделки с
объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация права, возникшего до введения в
действие настоящего Федерального закона, и государственная
регистрация возникших после введения в действие настоящего
Федерального закона сделки с данным объектом недвижимого имущества
или перехода права, его ограничения (обременения) проводится не
позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих
заявлений и других необходимых для государственной регистрации
права, перехода права, его ограничения (обременения) или сделки
документов.
Государственная регистрация права на объект недвижимого
имущества, возникшего до введения в действие настоящего
Федерального закона, проводимая при государственной регистрации
перехода данного права, сделки об отчуждении объекта недвижимого
имущества, проводится без оплаты.
В иных случаях за государственную регистрацию права,
возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона,
взимается плата в размере, равном половине установленного
субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 11
настоящего Федерального закона размера платы за государственную
регистрацию права.".
2. В статье 7:
пункт 2 после слов "должен в течение пяти" дополнить словом
"рабочих";
в пункте 3:
в абзаце первом слова "представляются в установленном законом
порядке" заменить словами "представляются в течение десяти рабочих
дней, если иное не предусмотрено федеральным законом,";
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"судам, правоохранительным органам, судебным приставам -
исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами
недвижимого имущества и (или) их правообладателями";
пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Указанная в настоящем пункте информация предоставляется
правообладателю в срок не более семи рабочих дней.".
3. В статье 8:
в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним бесплатно предоставляет
информацию о правах на объект недвижимого имущества
государственному органу (организации), ответственному за
государственный учет и техническую инвентаризацию данного объекта,
в том объеме, который необходим для его работы. Указанная в
настоящем пункте информация предоставляется бесплатно органу по
учету государственного и муниципального имущества в объеме,
необходимом для его работы.";
абзац второй после слова "представляет" дополнить словом
"бесплатно";
абзац третий изложить в следующей редакции:
"правоохранительных органов, судов, судебных приставов -
исполнителей по находящимся в производстве уголовным и гражданским
делам;";
в пункте 3 слова "организации по учету объектов недвижимого
имущества" заменить словами "государственные органы (организации)
по государственному учету и технической инвентаризации объектов
недвижимого имущества, органы по учету государственного и
муниципального имущества".
4. В статье 9:
пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"принятие на учет в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей;
выдача правообладателям по их письменным заявлениям копий
договоров (документов, выражающих содержание односторонних
сделок), совершенных в простой письменной форме.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Учреждения юстиции по регистрации прав, если иное не
установлено федеральным законом, вправе осуществлять только
деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.".
5. В статье 10 абзац шестой дополнить словами ", а также
создания и функционирования информационной системы ведения Единого
государственного реестра прав;".
6. В статье 12:
пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Идентификация земельного участка в Едином государственном
реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который
присваивается ему органом, осуществляющим государственный
кадастровый учет.";
пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
"Если разделы Единого государственного реестра прав, книги
учета документов и документы, хранящиеся в делах
правоустанавливающих документов, являются вещественными
доказательствами, выемка указанных документов осуществляется в
порядке, установленном федеральным законом. После вступления
приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования
постановления или определения о прекращении уголовного дела суд
или орган дознания, следователь, прокурор должны передать их
соответствующему учреждению юстиции по регистрации прав.";
абзац пятый пункта 6 после слов "вносятся записи о" дополнить
словами "подлежащих государственной регистрации сделках об
отчуждении объектов недвижимости, а также о";
абзац третий пункта 8 дополнить предложением "Внесение
изменений в записи Единого государственного реестра прав, не
соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в
порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального
закона.".
7. В статье 13:
в пункте 2:
абзац второй дополнить предложением "Уведомление
правообладателя (правообладателей) осуществляется учреждением
юстиции по регистрации прав в срок не более пяти дней со дня
проведения государственной регистрации.";
абзац третий изложить в следующей редакции:
"Регистрация перехода права, его ограничения (обременения),
сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии
наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный
объект в Едином государственном реестре прав.";
пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Государственная регистрация договора об отчуждении объекта
недвижимости и последующего перехода права на данный объект
недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов,
необходимых для государственной регистрации договора и перехода
права, также проводится в указанный в настоящем пункте срок, если
иное не предусмотрено федеральным законом или договором.".
8. Пункт 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"Главный государственный регистратор прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, возглавляющий учреждение юстиции по
регистрации прав (далее также - регистратор прав), и иные
государственные регистраторы прав на недвижимое имущество и сделок
с ним (далее также - регистраторы прав) назначаются на должность и
освобождаются от должности федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по
согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.".
9. В статье 16:
в пункте 1:
в абзаце первом слова "стороны (сторон)" заменить словом
"сторон", слова "надлежащим образом оформленной доверенности"
заменить словами "нотариально оформленной доверенности, если иное
не установлено федеральным законом.";
в абзаце третьем первое предложение исключить, второе
предложение после слов "При уклонении одной из сторон" дополнить
словом "договора";
абзац четвертый исключить;
дополнить пункт абзацами следующего содержания:
"Государственная регистрация прав, возникших до введения в
действие настоящего Федерального закона, проводится на основании
заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
Представление заявлений на государственную регистрацию
ограничения (обременения) прав, а также сделок, связанных с
ограничением (обременением) прав, проводится в порядке,
установленном пунктом 2 статьи 13, пунктом 1 статьи 26, пунктом 1
статьи 29 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация арестов недвижимого имущества
проводится на основании предусмотренных пунктом 3 статьи 28
настоящего Федерального закона документов, представленных в
учреждения юстиции по регистрации прав органами, указанными в
пункте 3 статьи 28 настоящего Федерального закона.";
пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Государственная регистрация прав Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципального образования на
государственное и муниципальное недвижимое имущество, не
закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и
учреждениями, составляющее государственную казну Российской
Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную
казну, проводится без взимания платы за регистрацию.".
10. В пункте 1 статьи 17:
в абзаце шестом слово "решения" заменить словом "акты";
в абзаце девятом слова "план земельного участка, участка недр"
заменить словами "кадастровый план земельного участка, план
участка недр" и дополнить абзац предложением "Представление на
государственную регистрацию кадастрового плана земельного участка
не требуется, если кадастровый план данного земельного участка,
содержащий его точную площадь, ранее уже представлялся и был
помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.";
дополнить пункт после абзаца восьмого абзацем следующего
содержания:
"иные документы, которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации подтверждают наличие или возникновение
права.".
11. В статье 18:
пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Кадастровый план земельного участка должен быть
удостоверен органом, осуществляющим государственный кадастровый
учет, а планы другого недвижимого имущества - соответствующим
государственным органом (организацией) по государственному учету и
технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.
Уточненные данные о границах и площади земельного участка
могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной
регистрации на основании сведений, представленных органом,
осуществляющим государственный кадастровый учет, при наличии
согласия в письменной форме правообладателя (правообладателей)
участка или на основании заявления правообладателя.
При наличии спора между органом, осуществляющим
государственный кадастровый учет, и правообладателем уточненные
данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в
Единый государственный реестр прав на основании вступившего в
законную силу судебного акта.
5. Необходимые для государственной регистрации прав договоры и
иные документы, выражающие содержание сделок, совершенных в
простой письменной форме, являющиеся основанием для
государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения,
перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее
чем в двух подлинных экземплярах, один из которых после
государственной регистрации прав должен быть возвращен
правообладателю. Второй подлинный экземпляр договора (документа,
выражающего содержание сделки) помещается в дело
правоустанавливающих документов.
Для государственной регистрации прав, возникших до введения в
действие настоящего Федерального закона на основании договоров и
других сделок, представляются не менее чем два экземпляра
указанных договоров (документов, выражающих содержание сделок),
один из которых должен быть подлинником и после государственной
регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Заявление о государственной регистрации права представляется в
учреждение юстиции по регистрации прав в единственном подлинном
экземпляре и после государственной регистрации права помещается в
дело правоустанавливающих документов.
Иные документы, необходимые для государственной регистрации
прав (за исключением актов органов государственной власти и
органов местного самоуправления, актов судов, установивших права
на недвижимое имущество), представляются не менее чем в двух
экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после
государственной регистрации прав должен быть возвращен
правообладателю.
Копии актов органов государственной власти и органов местного
самоуправления, а также актов судов, установивших права на
недвижимое имущество, представляются на государственную
регистрацию не менее чем в двух экземплярах, один из которых после
государственной регистрации должен быть возвращен
правообладателю.".
12. В статье 19:
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Государственная регистрация прав приостанавливается
регистратором прав при возникновении у него сомнений в наличии
оснований для государственной регистрации прав, а также в
подлинности представленных документов или достоверности указанных
в них сведений. Регистратор прав на недвижимое имущество и сделок
с ним обязан принять необходимые меры по получению дополнительных
сведений и (или) подтверждению подлинности документов или
достоверности указанных в них сведений. Регистратор прав
немедленно (в день принятия решения о приостановлении) в
письменной форме уведомляет заявителя (заявителей) о решении
приостановить государственную регистрацию прав и об основаниях
принятия такого решения. Заявители вправе представить
дополнительные доказательства наличия у них оснований для
государственной регистрации прав, подлинности документов и
достоверности указанных в них сведений.
2. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях
государственная регистрация прав может быть приостановлена не
более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи
13 настоящего Федерального закона).
Если в течение указанного срока не будут устранены причины,
препятствующие государственной регистрации прав, регистратор прав
обязан отказать в государственной регистрации прав и сделать об
этом соответствующую запись в книге учета документов.";
в пункте 3:
в предложении первом слова "правообладателя или
уполномоченного им" заменить словами "правообладателя, стороны
(сторон) сделки или уполномоченного им (ими)";
в предложении втором слова "пунктом 1 настоящей статьи"
заменить словами "пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального
закона.";
пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"Государственная регистрация прав может быть приостановлена
регистратором прав на срок не более месяца на основании заявления
одной из сторон договора о возврате документов без проведения
государственной регистрации в случае, если другая сторона договора
не обращалась с подобным заявлением. Если в течение указанного
срока не будут устранены причины, препятствующие государственной
регистрации прав, регистратор прав обязан отказать в
государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую
запись в книге учета документов.
Регистратор прав обязан немедленно (в день принятия решения о
приостановлении государственной регистрации права) в письменной
форме уведомить стороны договора о приостановлении государственной
регистрации, а также об основаниях приостановления государственной
регистрации.";
пункт 4 дополнить абзацами следующего содержания:
"Если в течение срока, установленного для рассмотрения
заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода
права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав
или принятия решения об отказе в государственной регистрации, в
учреждение юстиции по регистрации прав поступит решение
(определение, постановление) о наложении ареста, государственная
регистрация приостанавливается до снятия ареста в порядке,
установленном законодательством.
Регистратор прав обязан в срок не более пяти дней со дня
приостановления государственной регистрации права в письменной
форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении
государственной регистрации, а также об основаниях приостановления
государственной регистрации.".
13. В статье 20:
пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о
ранее возникшем праве на объект недвижимости, наличие которой
необходимо для государственной регистрации возникших после
введения в действие настоящего Федерального закона перехода
данного права, его ограничения (обременения), сделки с объектом
недвижимого имущества.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Наличие судебного спора о границах земельного участка не
является основанием для отказа в государственной регистрации прав
на него.";
дополнить статью пунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4. До внесения в Единый государственный реестр прав записи о
сделке, праве, ограничении (обременении) права или до принятия
решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение
заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных
документов, представленных на государственную регистрацию права,
может быть прекращено на основании заявлений сторон договора.
Регистратор прав обязан в письменной форме уведомить заявителей о
прекращении рассмотрения вопроса о государственной регистрации
права с указанием даты принятия такого решения.
5. При отказе в государственной регистрации права внесенная
плата за государственную регистрацию права не возвращается. При
прекращении государственной регистрации права на основании
соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина
суммы, внесенной в виде платы за государственную регистрацию
прав.".
14. В статье 22:
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Права на земельные участки и иные объекты недвижимого
имущества, являющиеся составными частями предприятия как
имущественного комплекса, их ограничения (обременения), сделки с
ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном
реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом.
2. В случае необходимости совершения сделки в отношении
предприятия как имущественного комплекса государственная
регистрация прав на предприятие в целом и сделки с ним проводится
в учреждении юстиции по регистрации прав по месту регистрации
(проживания) лица, приобретающего предприятие, а государственная
регистрация договоров аренды, об ипотеке и иного ограничения
(обременения) права на предприятие - по месту регистрации
правообладателя предприятия.
Если правообладатель предприятия зарегистрирован в качестве
юридического лица или индивидуального предпринимателя на
территории иностранного государства или лицо, приобретающее
предприятие, зарегистрировано (проживает) на территории
иностранного государства, государственная регистрация проводится
по месту регистрации (проживания) участника сделки (стороны
договора), зарегистрированного (проживающего) на территории
Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации.
Зарегистрированное право на предприятие, а также ограничение
(обременение) права на предприятие является основанием для
внесения записей о переходе права, ограничении (обременении) права
на каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав данного
предприятия, в Единый государственный реестр прав по месту
нахождения объекта недвижимости.".
15. В статье 25:
пункт 1 после слов "подтверждающих факт его создания"
дополнить словами ", а также право пользования земельным участком
для создания данного объекта недвижимости.";
в пункте 2 слова "объектом незавершенного строительства",
"объекта незавершенного строительства" заменить соответственно
словами "объектом незавершенным строительством", "объекта
незавершенного строительством.".
16. В статье 26:
в названии статьи слово "права" исключить;
в пункте 1:
дополнить пункт абзацем первым следующего содержания:
"1. Государственная регистрация аренды недвижимого имущества
осуществляется посредством государственной регистрации договора
аренды этого недвижимого имущества.";
абзацы первый и второй считать соответственно абзацами вторым
и третьим;
в абзацах втором и третьем слова "право аренды", "права
аренды" заменить словами "договор аренды" в соответствующем
падеже;
в пункте 2 слова "план (чертеж границ)" заменить словами
"кадастровый план".
17. В пункте 2 статьи 27:
в абзаце первом слова "организацией по учету" заменить словами
"государственным органом (организацией) по государственному учету
и технической инвентаризации";
в абзаце втором слово "плана" заменить словами "кадастрового
плана".
18. В статье 28:
пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"При отсутствии причин, препятствующих проведению
государственной регистрации сделки и (или) перехода права на
объект недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном
праве не является основанием для отказа в государственной
регистрации сделки и (или) перехода данного права.";
в пункте 3:
слова "Вступившие в силу решения и определения судов" заменить
словами "Копии вступивших в силу решений и определений судов";
дополнить пункт абзацами следующего содержания:
"Государственная регистрация арестов проводится без взимания
платы за регистрацию.
Поступившая в учреждение юстиции по регистрации прав копия
решения (определения, постановления) о наложении ареста является
основанием для проведения государственной регистрации ограничения
права, которая осуществляется без заявления правообладателя. О
проведении государственной регистрации ограничения права
учреждение юстиции по регистрации прав не позднее пяти дней со дня
регистрации должно в письменной форме уведомить правообладателя с
указанием основания проведения государственной регистрации
ограничения права.".
19. В статье 31 абзац первый пункта 1 дополнить словами ", за
необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в
настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации
прав, уклонение от государственной регистрации прав.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по
истечении трех месяцев после его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ
ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"
Федеральный закон "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) был введен в
действие на всей территории Российской Федерации 31 января 1998
года.
Анализ практики применения Закона учреждениями юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним (далее - учреждения юстиции по регистрации прав) выявил
проблемы, решение которых возможно только путем изменения и
дополнения ряда положений Закона. Учитывая, что деятельность
учреждений юстиции по регистрации прав напрямую связана с
возникновением, переходом, прекращением прав граждан и организаций
на объекты недвижимости, разработанный проект направлен на
совершенствование порядка регистрации, в том числе на обеспечение
более полной защиты гражданских прав и законных интересов
участников рынка недвижимости. Кроме того, отдельные нормы Закона
нуждаются во внесении в них изменений и дополнений в связи с
принятием нормативных правовых актов Российской Федерации,
касающихся деятельности органов (организаций), осуществляющих
государственный учет и техническую инвентаризацию объектов
недвижимости.
В пункте 1 статьи 1 проекта уточняется порядок государственной
регистрации прав, возникших до введения в действие Закона,
поскольку действующая редакция пункта 2 статьи 6 Закона понимается
неоднозначно (в том числе судами), вследствие чего является
причиной обращений граждан и организаций в судебные и иные
государственные органы. При этом согласно пункту 1 статьи 6 Закона
права, возникшие до введения в действие Закона, признаются
юридически действительными и могут быть зарегистрированы по
желанию правообладателей. Пункт же 2 статьи 6 Закона содержит
требование о необходимости государственной регистрации данных прав
в случаях, когда подлежат государственной регистрации возникшие
после введения в действие Закона ограничения (обременения) прав и
иные сделки.
Пунктом 1 статьи 1 проекта предложен единый подход к решению
данного вопроса, а именно: государственная регистрация ранее
возникших прав осуществляется в случаях, когда на основании
документов, оформленных после введения в действие Закона,
требуется регистрация перехода данных прав, их ограничения
(обременения), любой сделки с объектом недвижимости. Регистрация
ранее возникшего права и возникших после введения в действие
Закона перехода прав, их ограничения (обременения), сделки
осуществляется "одномоментно" в течение одного месяца со дня
подачи заявлений и иных необходимых для регистрации документов.
Поскольку при государственной регистрации сделки по отчуждению
объекта недвижимости (например, договора дарения) и перехода права
или только перехода прав (например, при отчуждении здания,
сооружения по договору купли - продажи) внесенная в Единый
государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(далее - Реестр) запись о ранее возникшем праве практически сразу
погашается, то есть это право прекращается, в пункте 1 статьи 1
проекта указано, что регистрация ранее возникшего права в этом
случае проводится без оплаты. В иных же случаях при внесении в
Реестр записи о ранее возникшем праве в целях проведения
государственной регистрации его ограничения (обременения), в том
числе сделок, связанных с ограничением (обременением), например
договоров аренды, об ипотеке, с правообладателя взимается плата,
равная 50% от установленного в соответствии со статьей 11 Закона
размера оплаты.
Пункт 2 статьи 1 проекта содержит дополнение, которое позволит
судебным приставам - исполнителям получать информацию, указанную в
пункте 3 статьи 7 Закона, необходимую им для выполнения
предусмотренных соответствующими федеральными законами функций. В
пункте 2 статьи 1 проекта также уточняются сроки, в течение
которых учреждения юстиции по регистрации прав в соответствии с
пунктами 3 и 4 статьи 7 Закона должны предоставлять требуемую
информацию.
Дополнение, указанное в пункте 3 статьи 1 проекта,
предусматривающее, что перечисленным в нем органам информация
предоставляется без оплаты, по сути, только уточняет положение
абзаца второго пункта 2 статьи 8 Закона (учитывая, в частности,
наименование этой статьи Закона и содержание ее пункта 1). Кроме
того, в данном пункте уточняются наименования органов, которым
предоставляется информация (пункт 2 статьи 8 Закона) и которые
предоставляют информацию по запросам учреждений юстиции по
регистрации прав (пункт 3 статьи 8 Закона).
Внесение дополнений в пункт 3 статьи 9 Закона (пункт 4 статьи
1 проекта) вызвано необходимостью расширения полномочий учреждений
юстиции по регистрации прав. При этом принятие на учет бесхозяйных
недвижимых вещей пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) прямо отнесено к компетенции
учреждений юстиции по регистрации прав. Кроме того, поскольку
Кодекс фактически предусматривает обязательную нотариальную форму
только для нескольких видов договоров (например, договоров ренты,
об ипотеке), а иные договоры (например, договоры дарения, купли -
продажи, мены недвижимости) могут заключаться в простой письменной
форме, требует решения и вопрос об органе, который может выдать
копию договора, совершенного в простой письменной форме. Данный
вопрос до его урегулирования в Законе представляет собой проблему,
с которой достаточно часто сталкиваются учреждения юстиции по
регистрации прав в связи с обращениями правообладателей.
Пункт 4 статьи 9 Закона излагается в новой редакции (пункт 4
статьи 1 проекта) и предусматривает возможность выполнения
учреждениями юстиции по регистрации прав функций, которые могут
быть на них возложены иными федеральными законами.
В пункте 5 статьи 1 проекта предлагается дополнить статью 10
Закона, отразив в ней полномочие Минюста России в сфере создания
информационной системы ведения Реестра, что, помимо прочего,
позволит более действенно осуществлять Минюсту России полномочие
по обеспечению соблюдения учреждениями юстиции по регистрации прав
правил ведения Реестра.
В пункт 3 статьи 12 Закона (пункт 6 статьи 1 проекта) вносится
дополнение, основанное на положениях Федерального закона "О
государственном земельном кадастре", предусматривающих
обязательность государственного кадастрового учета земельных
участков и исключающих возможность присвоения им учреждениями
юстиции по регистрации прав условных номеров.
Пункт 4 статьи 12 Закона дополняется положением (пункт 6
статьи 1 проекта), позволяющим обеспечить исполнение заложенного в
пункте 3 статьи 12 Закона принципа, в соответствии с которым
Реестр, книги учета документов, дела правоустанавливающих
документов являются вечными, их уничтожение, а равно изъятие из
них каких-либо документов или их частей не допускаются. В
настоящее же время следственные органы изымают документы (в
частности, разделы Реестра), в том числе и в целях получения из
них только информации, не возвращая их при этом в учреждения
юстиции по регистрации прав, что является нарушением Закона. Кроме
того, данные факты дестабилизируют работу учреждений юстиции по
регистрации прав и, более того, в отдельных случаях могут повлечь
за собой невозможность проведения государственной регистрации прав
на те или иные объекты недвижимости и сделок с ними.
Необходимость внесения изменений в пункт 6 статьи 12 Закона
(пункт 6 статьи 1 проекта) вызвана тем, что согласно статье 12
Закона в подраздел I Реестра вносятся только записи об описании
объекта недвижимости, в подраздел II Реестра - о вещных правах, в
подраздел III Реестра - об ограничениях (обременениях) прав.
Вместе с тем не все сделки, подлежащие государственной
регистрации, связаны с ограничением (обременением) прав. В
частности подлежит государственной регистрации договор дарения
недвижимости, не влекущий обременение прав, но, в силу названных
причин, регистрируемый в настоящее время в подразделе III Реестра.
Пункт 8 статьи 12 Закона (пункт 6 статьи 1 проекта)
дополняется положением, указывающим на необходимость при
обнаружении несоответствия записей в Реестре правоустанавливающим
документам внесения в эти записи изменений в порядке,
предусмотренном статьей 21 Закона, что обеспечит в том числе
доверие к записям, содержащимся в Реестре.
В пункте 7 статьи 1 проекта устанавливается срок, в течение
которого учреждения юстиции по регистрации прав должны уведомить
правообладателя о государственной регистрации ограничения
(обременения) права (абзац второй пункта 2 статьи 13 Закона).
Редакция последнего абзаца пункта 2 статьи 13 Закона (пункт 7
статьи 1 проекта) уточняется на основании предложенной редакции
пункта 2 статьи 6 Закона (пункт 2 статьи 1 проекта).
Целесообразность дополнения пункта 3 статьи 13 Закона (пункт 7
статьи 1 проекта) связана с необходимостью уточнения сроков
проведения государственной регистрации в случаях, когда ни закон,
ни содержание подлежащих государственной регистрации договоров
(например, договора дарения жилого помещения) не препятствуют
одновременному проведению как государственной регистрации самой
сделки, так и перехода права на объект недвижимости. Подобное
дополнение позволит упростить для граждан и организаций решение
вопроса о регистрации, а также устранит излишние препятствия при
гражданском обороте объектов недвижимости.
Пункт 8 статьи 1 проекта отражает необходимость уточнения в
Законе положений статьи 15, поскольку учреждения юстиции по
регистрации прав не могут эффективно функционировать при условии,
что в них будет работать один регистратор прав на недвижимое
имущество и сделок с ним. При этом в каждом субъекте Российской
Федерации образовано только одно учреждение юстиции по регистрации
прав, действующее в границах территории субъекта Российской
Федерации (регистрационного округа), а в муниципальных
образованиях созданы филиалы (представительства) учреждения.
Соответственно наличие в учреждении юстиции по регистрации прав
всего лишь одного регистратора прав, который к тому же его
возглавляет, осуществляя вытекающие из этого дополнительные
функции, не может обеспечить надлежащее выполнение функций,
которые в соответствии с Законом может осуществлять только
регистратор прав. Кроме того, немаловажным является и вопрос
"разграничения" наименования должности регистратора прав в
зависимости от того, является он одновременно руководителем
учреждения или нет.
Внесение изменений в пункт 1 статьи 16 Закона (пункт 9 статьи
1 проекта) продиктовано необходимостью как устранения
неоднозначного толкования его отдельных положений (например,
предложения первого абзаца третьего и последнего абзаца пункта 1
статьи 16), так и исключения возникающих на практике проблем,
связанных с применением данной нормы. В частности согласно пункту
2 статьи 163 Кодекса нотариальное удостоверение сделок
обязательно, в том числе в случаях, предусмотренных соглашением
сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не
требовалась. При этом в названной (равно как и в других) статье
Кодекса отсутствуют нормы о том, что сделка (договор) должна быть
нотариально удостоверена только по желанию одной из ее сторон.
Вместе с тем в последнем абзаце пункта 1 статьи 16 Закона указано
правило, касающееся именно такого случая, то есть когда сделка
нотариально удостоверена только по желанию одной стороны. Кроме
того, названное положение вызывает и ряд иных проблем. Так,
подобная норма дает основания для последующего обжалования в
судебном порядке проведенной государственной регистрации сделки и
(или) права в случаях, когда на государственную регистрацию
документы подает только одна из сторон сделки, вторая же сторона к
этому моменту уже не может рассматриваться в качестве субъекта
права (например, в связи со смертью физического лица).
Пункт 1 статьи 16 Закона дополняется нормами (пункт 9 статьи 1
проекта), уточняющими порядок представления заявлений на
государственную регистрацию прав не самими правообладателями,
сторонами сделки, а уполномоченными ими лицами, а также порядок
представления документов на государственную регистрацию прав,
возникших до введения в действие Закона, ограничений (обременений)
прав, в том числе арестов.
Пункт 3 статьи 16 Закона (пункт 9 статьи 1 проекта) дополнен
положением, предусматривающим, что государственная регистрация
прав государственной и муниципальной собственности на недвижимое
имущество, составляющее казну соответственно Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится
бесплатно, учитывая, что оплата государственной регистрации прав в
данном случае будет производиться за счет средств соответствующих
бюджетов.
Необходимость внесения дополнений в пункт 1 статьи 17 Закона
(пункт 10 статьи 1 проекта) вызвана тем, что перечень указанных в
названной норме Закона документов - оснований для государственной
регистрации права является закрытым, но, однако, он не
исчерпывающий. В частности в данном перечне отсутствуют документы
- основания возникновения права собственности на квартиры, иные
объекты недвижимости у членов потребительского кооператива (пункт
4 статьи 218 Кодекса). Кроме того, поскольку основанием для
регистрации может являться не только решение суда, но и иные
судебные акты (определения, постановления), в абзаце шестом пункта
1 статьи 17 Закона слово "решения" заменяется словом "акты".
В абзац девятый пункта 1 статьи 17 Закона (пункт 10 статьи 1
проекта) вносятся изменения и дополнения, основанные на положениях
Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
В пункте 11 статьи 1 проекта предусмотрены изменения и
дополнения, вытекающие из положений Федерального закона "О
государственном земельном кадастре", в том числе уточняющие
наименование органов (организаций), которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации должны удостоверять планы
объектов недвижимости.
Пункт 5 статьи 18 Закона предлагается изложить в новой
редакции (пункт 11 статьи 1 проекта) в целях более детального
регулирования порядка представления документов на государственную
регистрацию, в том числе их подлинных экземпляров и копий,
учитывая, что данный вопрос достаточно часто возникает на
практике. Такая детализация именно в Законе порядка представления
документов исключит возможность неоднозначного толкования
соответствующих норм Закона сотрудниками учреждений юстиции по
регистрации прав и, как следствие, даст основания участникам
гражданского оборота действовать не на основании указаний
отдельных сотрудников учреждений юстиции по регистрации прав, а в
соответствии с Законом.
Пункт 12 статьи 1 проекта предусматривает изменения статьи 19
Закона, которые вызваны главным образом тем обстоятельством, что
действующая редакция пункта 1 статьи 19 Закона неоднозначно
толкуется как учреждениями юстиции по регистрации прав, так и
заявителями, различными государственными органами. В частности
само наименование статьи 19 Закона и ее пункты 2 - 4 предполагают
приостановку государственной регистрации и соответственно
прерывание течения и продление предусмотренного статьей 13 Закона
срока регистрации. Вместе с тем из содержания пункта 1 статьи 19
Закона следует, что если регистратором прав принимается решение о
приостановке государственной регистрации, например за 1 - 2 дня до
истечения срока регистрации, то ни у учреждения юстиции по
регистрации прав, ни у заявителя не остается времени для принятия
соответствующих мер. В указанном случае учреждение юстиции по
регистрации прав должно либо отказать в государственной
регистрации, хотя причины, приведшие к приостановлению
государственной регистрации, могут быть устранены по представлении
дополнительных доказательств, либо решать вопрос о государственной
регистрации, нарушая при этом предусмотренные Законом сроки
регистрации.
Кроме того, пункт 3 статьи 19 Закона дополняется новыми
абзацами (пункт 12 статьи 1 проекта), необходимость которых
продиктована складывающейся практикой. В частности на практике
возникают ситуации, когда одна из сторон договора обращается с
заявлением о возврате документов без проведения государственной
регистрации. При этом позиция другой стороны договора учреждению
юстиции по регистрации прав неизвестна. Возвращение же в указанном
случае документов без проведения регистрации (или отказ в
регистрации) может причинить вред законным интересам другой
стороны договора. В этой связи наиболее правомерным в целях
урегулирования данного вопроса представляется приостановление
государственной регистрации на срок до одного месяца с
обязательным уведомлением об этом всех сторон договора.
В пункте 12 статьи 1 проекта также содержится дополнение к
пункту 4 статьи 19 Закона, связанное с тем, что в процессе
рассмотрения документов, представленных на регистрацию,
соответствующими органами может быть вынесено решение о наложении
ареста на объект недвижимости, которое в порядке, установленном
пунктом 3 статьи 28 Закона, поступает в учреждение юстиции по
регистрации прав. Однако в этом случае у учреждения юстиции по
регистрации прав фактически отсутствуют основания для отказа в
государственной регистрации, а выходом из создавшейся ситуации
является приостановление государственной регистрации с
обязательным уведомлением об этом заявителей.
Согласно пункту 6 статьи 131 Кодекса Закон должен определить в
том числе основания отказа в государственной регистрации.
Исчерпывающий перечень оснований отказа определен пунктом 1 статьи
20 Закона. Однако в самом Законе в настоящее время содержатся
правила о возможности проведения государственной регистрации,
например ограничения (обременения) права, только при наличии в
Реестре записей о государственной регистрации самого права (пункт
2 статьи 6, пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 29 Закона). Учитывая
изложенное, предлагается дополнить пункт 1 статьи 20 Закона (пункт
13 статьи 1 проекта) еще одним основанием отказа в государственной
регистрации, которое вытекает из других норм Закона, а его
редакция соответствует предлагаемой редакции пункта 2 статьи 6
(пункт 1 статьи 1 проекта), последнего абзаца пункта 2 статьи 13
Закона (пункт 7 статьи 1 проекта).
Дополнение статьи 20 Закона новым пунктом 4 связано с тем, что
в случаях, когда все заинтересованные в государственной
регистрации лица подают заявления о возврате представленных на
государственную регистрацию документов, прекращение учреждением
юстиции по регистрации прав действий, направленных на проведение
государственной регистрации, основано исключительно на воле
заявителей. Такие действия учреждения юстиции по регистрации прав
не могут рассматриваться как отказ в государственной регистрации
по смыслу статьи 20 Закона. Особенность прекращения учреждением
юстиции по регистрации прав действий, направленных на проведение
государственной регистрации и основанных на волеизъявлении
заявителей, требует и решения вопроса о ранее внесенной ими плате
за государственную регистрацию, что отражено в пункте 13 статьи 1
проекта. В данном положении проекта также предусмотрено, что при
отказе в государственной регистрации внесенная плата не
возвращается, поскольку учреждением юстиции по регистрации прав в
порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 13 Закона,
осуществлялись все предусмотренные ею действия, в том числе
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки,
которые в соответствии с Законом могут привести либо к внесению
записей в Реестр, либо к принятию решения об отказе в регистрации.
Положения пункта 1 статьи 22 Закона дают возможность
неоднозначно толковать статью 22 Закона в целом. В этой связи в
пункте 14 статьи 1 проекта уточняется содержание пункта 1 статьи
22 Закона, тем более что регистрация прав, ограничения
(обременения) прав на отдельные объекты недвижимости, сделок с
этими объектами недвижимости по месту их нахождения является одним
из базовых принципов, установленных Законом. В пункте 14 статьи 1
проекта также дается новая редакция пункта 2 статьи 22 Закона,
которой уточняется место государственной регистрации сделок (в том
числе купли - продажи предприятия), перехода, ограничения
(обременения) прав на предприятие, порядок внесения записей о
переходе, ограничении (обременении) прав на отдельные объекты
недвижимости, входящие в состав предприятия, на основании
проведенной государственной регистрации перехода прав, ограничения
(обременения) прав на предприятие в целом. Кроме того,
предлагаемой редакцией пункта 2 статьи 22 Закона предусмотрено,
что права на предприятие подлежат государственной регистрации при
необходимости совершения сделки с ним, учитывая также и то, что
гражданским законодательством не регулируется вопрос о том, какой
документ - основание при проведении государственной регистрации
права на предприятия может рассматриваться в качестве документа,
подтверждающего наличие права на него, а также состав и стоимость
предприятия. Вопрос о документах, подтверждающих состав и
стоимость предприятия, регулируется в Кодексе и иных федеральных
законах применительно к действиям, осуществляемым с предприятием
(например, в связи с продажей, ипотекой предприятия).
В пункте 15 статьи 1 проекта уточняется содержание пунктов 1 и
2 статьи 25 Закона. Так, согласно пункту 1 статьи 25 Закона для
государственной регистрации права на вновь созданный объект
недвижимости необходимо представить лишь документы, подтверждающие
факт его создания. Вместе с тем без внимания оставлен вопрос о
том, что отсутствие у заявителя соответствующих документов,
подтверждающих отведение земельного участка под строительство,
может повлечь за собой признание данного объекта самовольной
постройкой (статья 222 Кодекса). Кроме того, в пункт 2 статьи 25
Закона вносятся изменения, связанные с необходимостью уточнения
наименования объекта незавершенного строительством.
Пункт 16 статьи 1 проекта предусматривает внесение изменений в
пункты 1 и 2, а также в наименование статьи 26 Закона. Согласно
Кодексу регистрации подлежат право собственности и иные вещные
права, а также ограничения (обременения) этих прав. Право аренды
не является вещным правом. Кроме того, в пункте 3 статьи 26 Закона
прямо указано, что именно сам договор аренды регистрируется как
обременение прав арендодателя. В пункте 2 статьи 26 Закона на
основании Федерального закона "О государственном земельном
кадастре" уточняется, что на регистрацию в указанных в нем случаях
представляется кадастровый план земельного участка.
Изменения, вносимые в пункт 2 статьи 27 Закона (пункт 17
статьи 1 проекта), вытекают из указанных выше изменений в иные
статьи Закона. В пункте 17 статьи 1 проекта уточняются
наименования органов, удостоверяющих планы объектов недвижимости,
а также понятие "план земельного участка" заменяется понятием
"кадастровый план земельного участка".
В пункте 18 статьи 1 проекта уточняются положения статьи 28
Закона в части, касающейся порядка государственной регистрации при
наличии спора о праве, а также при регистрации арестов.
При этом принятое в установленном порядке соответствующим
государственным органом решение о наложении ареста в большинстве
случаев будет являться единственным основанием для государственной
регистрации ареста, поскольку собственник, как правило, в этом не
заинтересован.
Кроме того, на практике часто возникают вопросы о том,
является ли основанием для отказа в государственной регистрации
сделки и (или) перехода прав наличие спора о ранее
зарегистрированном праве на объект недвижимости, который является
предметом данной сделки. Следует отметить, что суды в таких
случаях не всегда принимают решения, направленные на обеспечение
иска (о наложении ареста, о приостановлении государственной
регистрации и т.д.). Разработчики проекта также учитывали и то
обстоятельство, что судебный процесс может длиться продолжительное
время, а спор о праве решен и не в пользу истца, то есть суд может
не вынести решение, на основании которого зарегистрированное право
должно быть прекращено и "перерегистрировано" в пользу истца. При
этом если суд вынесет решение (постановление, определение) о
наложении ареста, о приостановлении, запрещении государственной
регистрации, то данные обстоятельства в любом случае будут
препятствовать проведению государственной регистрации сделки и
(или) перехода права.
Статья 31 Закона является предметом многочисленных вопросов, и
зачастую ее содержание трактуется таким образом, что учреждение
юстиции по регистрации прав может нести ответственность только за
те действия, которые в настоящее время указаны в названной статье
Закона. В этой связи пункт 1 статьи 31 Закона дополняется
положением, уточняющим вопрос об ответственности учреждений
юстиции по регистрации прав (пункт 19 статьи 1 проекта), тем более
что данное дополнение прямо вытекает из иных норм Закона (в
частности, из статей 2 и 20 Закона).
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
Принятие Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним" не потребует признания
утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов
Российской Федерации.
Вместе с тем по принятии Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
потребуется внести изменения и дополнения в следующие нормативные
правовые акты Российской Федерации:
1. Правила ведения Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219.
2. Примерное положение об учреждении юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 марта 1998 г. N 288.
Кроме того, по принятии Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
потребуется утверждение Правительством Российской Федерации
порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями
юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"
При реализации положений Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не
потребуется привлечения дополнительных средств из федерального
бюджета, так как оплата государственной регистрации прав
осуществляется заинтересованными лицами в размерах,
устанавливаемых субъектами Российской Федерации.
Следует также отметить, что в соответствии с данным
законопроектом от оплаты освобождаются Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при
государственной регистрации их прав на недвижимое имущество,
находящееся в казне.
|