КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2002 г. N 153-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
СТАВРОПОЛЬСКОЙ КРАЕВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНВАЛИДОВ - УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
"ПОСЛЕДНИЙ ВОЕННЫЙ ПРИЗЫВ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД АБЗАЦЕМ ВОСЬМЫМ СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М.
Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л.
Кононова, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г.
Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы
Ставропольской краевой общественной организации инвалидов -
участников Великой Отечественной войны "Последний военный призыв"
требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Ставропольская краевая общественная организация инвалидов -
участников Великой Отечественной войны "Последний военный призыв"
в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
оспаривает конституционность абзаца восьмого статьи 2 Федерального
закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации" на том основании, что право на
получение двух видов пенсий, предусмотренное подпунктом 2 пункта 3
статьи 3 того же Федерального закона, не было распространено на
участников Великой Отечественной войны - инвалидов вследствие
общего заболевания, проходивших военную службу в воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав
действующей армии (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2
Федерального закона от 2 января 2000 года "О ветеранах").
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит пункту 2
статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", которым на этих
граждан распространены права и льготы, предусмотренные статьей 14
того же Закона для инвалидов войны, и потому не соответствует
статьям 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в
пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" неоднократно уведомлял заявителя о том, что
в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не
может быть принята к рассмотрению, однако в очередной жалобе,
поступившей 14 мая 2002 года, он настаивает на принятии
Конституционным Судом Российской Федерации решения по
поставленному им вопросу.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право
на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Федерального
закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" участникам Великой Отечественной войны может
устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16
данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Согласно абзацу восьмому статьи 2 того же Федерального закона к
участникам Великой Отечественной войны отнесены граждане,
указанные в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи
2 Федерального закона "О ветеранах", то есть военнослужащие,
проходившие военную службу в составе действующей армии, а также
лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях
города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27
января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда".
Следовательно, заявитель фактически предлагает дополнить абзац
восьмой статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации" нормой, позволяющей получать
вторую пенсию участникам Великой Отечественной войны - инвалидам
вследствие общего заболевания, указанным в подпункте "з" подпункта
1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации" изменение условий и
норм назначения и выплаты пенсий осуществляется не иначе как путем
внесения изменений и дополнений в названный Федеральный закон.
Разрешение этого вопроса является прерогативой законодателя и не
относится к полномочиям Конституционного Суда Российской
Федерации, установленным статьей 125 Конституции Российской
Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
Кроме того, возможность получать две пенсии одновременно
является по своему характеру льготой. Определение же правовых
оснований предоставления гражданам пенсионных льгот, сужение или
расширение круга их получателей является компетенцией законодателя
и также не относится к полномочиям Конституционного Суда
Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Ставропольской
краевой общественной организации инвалидов - участников Великой
Отечественной войны "Последний военный призыв", поскольку
разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду
Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
|