РЕКОМЕНДАЦИИ
"ГРУППЫ ВОСЬМИ" ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ
(Уистлер, 12 - 13 июня 2002 года)
Преамбула
"Группа восьми" придает самое большое значение усилиям по
предупреждению терроризма и борьбе с ним. С целью оказания помощи
в этих усилиях "Группа восьми" наметила ряд принципов, служащих
руководством для расширения возможностей в области борьбы с
терроризмом. Нижеследующие рекомендации представляют собой
результат пересмотра выработанных Группой экспертов по борьбе с
терроризмом 25 мер, которые были приняты в Париже в 1996 году.
Этот пересмотр был начат Соединенными Штатами, проводился Группой
экспертов "Группы восьми" по борьбе с терроризмом (Римской
группой) и координировался Канадой в период ее председательства.
Эти рекомендации обновляют разработанные Группой экспертов по
борьбе с терроризмом 25 мер с целью учета новых террористических
угроз, дополняя при этом 40 рекомендаций, подготовленных Группой
"Группы восьми" по борьбе с преступностью, известной как Лионская
группа (1990 г.). В Лионские рекомендации также были внесены
изменения для более эффективного реагирования на угрозы, связанные
с транснациональной преступностью. Пересмотренные рекомендации
Лионской группы, которые сегодня называются Рекомендациями "Группы
восьми" по борьбе с транснациональной преступностью, были одобрены
министрами юстиции и внутренних дел стран "Группы восьми"
(Мон-Трамблан, 13 и 14 мая 2002 г.).
Цель этих рекомендаций - дополнить работу экспертов в других
региональных организациях и на международных форумах. К ним
относятся другие группы экспертов "Группы восьми", такие, как
Группа экспертов по нераспространению, которой были разработаны
принципы, направленные на недопущение доступа террористов или тех,
кто их укрывает, к оружию массового уничтожения, радиологическому
оружию и ракетам.
Приводимые ниже пересмотренные рекомендации "Группы восьми" по
борьбе с терроризмом включают в себя нормы, принципы, наилучшую
практику, меры и взаимосвязи, которые, по мнению "Группы восьми",
позволяют улучшить уже существующие механизмы, процедуры и сети
защиты нашего общества от террористических угроз. Они призваны
служить обязательствами "Группы восьми", которые мы рекомендуем в
качестве руководящих принципов для всех государств.
Государства должны обеспечить, чтобы их стратегия борьбы с
терроризмом была динамичной и достаточно гибкой и новаторской, что
позволяло бы учитывать постоянно меняющиеся вызовы. Мы
настоятельно призываем все государства присоединиться к "Группе
восьми" в деле осуществления нижеследующих мер.
Раздел 1
Незамедлительное осуществление существующих
инструментов, касающихся борьбы с терроризмом
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. Принять меры для обеспечения по возможности в кратчайшие
сроки полного присоединения к нижеследующим инструментам,
касающимся предупреждения и пресечения терроризма:
а) 12 перечисленным в Приложении конвенциям и протоколам
Организации Объединенных Наций по вопросам борьбы с терроризмом;
б) всем соответствующим резолюциям Совета Безопасности
Организации Объединенных Наций, в частности Резолюции 1373 (2001)
Совета Безопасности Организации Объединенных Наций; и
2. Стать участником, если на это имеется право, Конвенции
Совета Европы о борьбе с киберпреступлениями (2001 г.), обеспечив
всестороннее и скорейшее осуществление всех ее положений, или
обеспечить создание правовой основы, аналогичной тем мерам, к
которым призывает эта Конвенция, поскольку в ней предусматриваются
полезные меры борьбы с проникновением террористов и других
преступных элементов в компьютерные системы, а также меры для
сбора электронных данных о терроризме и других преступлениях.
Раздел 2
Поддержка дополнительных многосторонних
инициатив и инструментов по борьбе с терроризмом
Мы обязуемся и призываем все другие государства:
1. Совместно с системой Организации Объединенных Наций
доработать проект Всеобъемлющей конвенции Организации Объединенных
Наций о борьбе с международным терроризмом и координировать наши
усилия в этой области;
2. Оказать содействие соответствующей деятельности
многосторонних организаций, членами которых мы являемся, в том
числе на региональном уровне, с тем чтобы конструктивно дополнить
меры по борьбе с терроризмом, которые уже принимаются или
разрабатываются на глобальном уровне.
Раздел 3
Химическое, биологическое,
радиологическое и ядерное оружие
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. а) в отношении обеспечения эффективных мер пресечения
использования биологического оружия террористами - признать
преступлениями правонарушения, предусмотренные в Конвенции о
запрещении биологического и токсинного оружия (1972 г.),
предусмотреть, что лица, совершающие такие правонарушения, должны
подлежать выдаче в соответствии с действующими договорами и
законами и совместно работать над наилучшей практикой по выявлению
и недопущению таких правонарушений;
б) принять меры по обеспечению совместной работы для
налаживания эффективных механизмов выявления случаев незаконного
владения отдельными видами биологических веществ и передачи их на
национальном и международном уровнях, а также изучить
дополнительные меры по предотвращению применения биологических
веществ для совершения террористических нападений;
2. Провести работу в рамках системы Организации Объединенных
Наций по завершению подготовки проекта Международной конвенции о
борьбе с актами ядерного терроризма и усилить нашу совместную
деятельность на этом направлении;
3. В развитие Конвенции 1980 года о физической защите ядерных
материалов совместно изучить возможные дополнительные
международные меры для достижения целей Конвенции и рассмотреть
возможность принятия расширенных мер для решения проблемы
контрабанды ядерных материалов;
4. Совместно работать с целью определения на соответствующих
международных форумах наилучшей практики для обеспечения защиты
химических, биологических, радиологических, ядерных и других
соответствующих объектов от террористического нападения и изучить
пути предотвращения использования террористами чувствительной
информации, связанной с такими объектами, для целей нападения на
них;
5. Координировать усилия и поощрять оказание поддержки на
других форумах, в рамках которых осуществляются совместные
превентивные программы в области химических, биологических,
радиологических и ядерных материалов, например в рамках
Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
6. Разработать руководящие принципы, касающиеся наилучшей
практики, для целей планирования на случай чрезвычайных ситуаций
на национальном уровне и укрепить существующие механизмы
реагирования на случай возникновения кризисных ситуаций.
Раздел 4
Взрывчатые вещества и огнестрельное оружие
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. Ускорить изучение и разработку методов обнаружения
взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и других вредных
веществ, вызывающих смерть и увечья, и провести консультации
относительно разработки стандартов маркировки взрывчатых веществ с
тем, чтобы можно было устанавливать их происхождение при
проведении расследований после взрывов и, в случае необходимости,
оказать содействие сотрудничеству в этой области;
2. Принять эффективные внутренние законы и положения, включая
меры экспортного контроля, для регулирования производства, сбыта,
перевозки и экспорта огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и
любых устройств, предназначенных для нанесения серьезных увечий,
ущерба или разрушений, с целью предотвращения их использования для
террористических акций.
Раздел 5
Финансирование терроризма
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. По возможности в кратчайшие сроки обеспечить всестороннее
осуществление Резолюции 1373 Совета Безопасности Организации
Объединенных Наций, Международной конвенции о борьбе с
финансированием терроризма и принятых Целевой группой по
финансовым операциям (ФАТФ) Специальных рекомендаций по борьбе с
финансированием терроризма (2001 г.), а также принять участие в
осуществлении глобальных планов действия ФАТФ;
2. Предпринять шаги по устранению препятствий на пути
осуществления эффективных совместных мер по борьбе с
финансированием террористических операций, которые изложены в
Докладе Совещания "Группы восьми" по правовым мерам борьбы с
финансированием терроризма (2002 г.), принятом министрами юстиции
и внутренних дел "Группы восьми" (2002 г.), и перейти от
замораживания активов террористических организаций к их
конфискации с целью полного лишения террористов их финансовых
средств;
3. Выполнить рекомендации по "отмыванию денег, связанному с
этим финансированием террористической деятельности и конфискацией
активов", которые содержатся в Рекомендациях "Группы восьми" по
борьбе с транснациональной преступностью (2002 г.);
4. Способствовать с помощью соответствующих внутренних мер
обнаружению средств террористических организаций и обеспечивать,
чтобы просьбы об оказании взаимной правовой помощи не отклонялись
на основании необходимости соблюдения тайны банковских вкладов или
же по той причине, что соответствующая просьба связана с
нарушением налоговых правил.
Раздел 6
Безопасность перевозок
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. Постоянно оказывать за счет добровольных взносов
существенную финансовую поддержку деятельности, осуществляемой
Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в области
обеспечения безопасности воздушных перевозок с целью соблюдения ее
стандартов и рекомендованной практики в интересах недопущения
терроризма и отслеживания террористической деятельности;
2. Объединить усилия для оперативного проведения в ИКАО обзора
конвенций, международных стандартов и рекомендованной практики в
области обеспечения безопасности воздушных перевозок с целью
обновления этих стандартов в интересах недопущения терроризма и
отслеживания террористической деятельности, включая применение
механизмов, указанных в рекомендациях "Группы восьми" по борьбе с
транснациональной преступностью;
3. По возможности оперативно принять меры для введения общего
глобального стандарта для сбора и передачи предварительной
информации о пассажирах (ПИП);
4. Расширить свои возможности по обмену информацией на
международном уровне с правоохранительными органами других стран в
том, что касается пассажиров, в отношении которых имеются
конкретные серьезные основания полагать, что они могут участвовать
в совершении террористического акта;
5. Тесно сотрудничать друг с другом и Международной морской
организацией (ИМО) с целью расширения возможностей правительств по
недопущению террористических нападений на морские суда или
использования таких судов для террористических операций и
преследованию в судебном порядке за такие действия;
6. Объединить усилия для оперативного проведения в ИМО обзора
конвенций, международных стандартов и рекомендованной практики в
области обеспечения безопасности морских перевозок с целью
обновления этих стандартов в интересах недопущения терроризма и
отслеживания террористической деятельности;
7. Совместно с соответствующими международными организациями
разработать и ввести в действие усовершенствованный глобальный
режим обеспечения безопасности контейнерных перевозок с целью
выявления и проверки контейнеров, связанных с повышенным риском,
обеспечения их неприкосновенности во время транзита, а также
ввести глобальные общие стандарты для электронной таможенной
отчетности и совместно со Всемирной таможенной организацией
проработать вопрос о предоставлении предварительной информации о
контейнерах по возможности на самом раннем этапе перевозки;
8. В срочном порядке ускорить проведение консультаций между
сотрудниками по обеспечению безопасности перевозок и другими
соответствующими должностными лицами с целью расширения
возможностей правительств по предупреждению, расследованию
террористических нападений на такие виды массового наземного
транспорта, как железные дороги, метро и автобусные транспортные
системы, и принятию ответных мер, а также сотрудничать с другими
правительствами в этой области.
Раздел 7
Внутренняя координация усилий по борьбе с терроризмом
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
укрепить внутреннее сотрудничество между различными
национальными учреждениями и службами, в сферу компетенции которых
могут входить различные аспекты противодействия терроризму.
Раздел 8
Международное сотрудничество
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. Принимать все возможные меры, чтобы лишить убежищ тех, кто
финансирует, планирует, поддерживает или совершает
террористические акты, а также предоставляет убежище;
2. Обеспечить, в соответствии с международным правом, и в
частности Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом к
ней 1967 года, чтобы не было злоупотреблений статусом беженцев
исполнителями, организаторами или пособниками террористических
актов;
3. Выявлять и в максимальной степени устранять все препятствия
для выдачи, включая те, которые упомянуты в Рекомендациях "Группы
восьми" по транснациональной преступности, часть II: "Укрепление
международного сотрудничества" (2002 г.);
4. Принимать строгие меры, включая, в случае необходимости,
соответствующие законодательные меры, в сотрудничестве с другими
странами для предупреждения террористических актов и
международного передвижения террористов, усиливая, в частности,
пограничный, иммиграционный контроль и контроль за проездными
документами и расширяя обмен информацией;
5. Отдавать особый приоритет взаимной правовой помощи и
сотрудничеству в правоохранительной области в том, что касается
террористических правонарушений, чтобы обеспечить быстрые и
эффективные ответные действия, включая те, которые упомянуты в
Рекомендациях "Группы восьми" по транснациональной преступности:
"Взаимная правовая помощь и правоохранительные каналы" (2002 г.);
6. Разрабатывать эффективные меры для обеспечения быстрого
замораживания, изъятия и конфискации активов, связанных с
террористической деятельностью;
7. Обеспечить, чтобы ссылки на политические мотивы не
признавались в качестве основания для отказа в просьбе о выдаче
предполагаемых террористов, и исключить или максимально ограничить
применение оговорок в отношении политических преступлений в ответ
на просьбу о взаимной правовой помощи в отношении широкого спектра
террористических преступлений.
Раздел 9
Связи между терроризмом и
транснациональной преступностью
Мы обязуемся и настоятельно призываем все другие государства:
1. а) обеспечить эффективную основу для борьбы с
транснациональными преступлениями, которые могут поддерживать
террористическую деятельность или способствовать ей, такую, как
предусмотренная в Рекомендациях "Группы восьми" по
транснациональной преступности (2002 г.);
б) изучать информацию и обмениваться ею для определения
природы связей между терроризмом и транснациональной
преступностью, в особенности в отношении способов, с помощью
которых террористические организации могут поддерживать свою
деятельность, и разработать необходимую стратегию, позволяющую
согласованными усилиями дезорганизовывать и нейтрализовывать
подобную деятельность;
2. Поддерживать усилия, предпринимаемые Программой ООН по
международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и ее донорами по
координации предоставления помощи в рамках борьбы с торговлей
наркотиками на и с территории Афганистана, укреплению "поясов
безопасности" вокруг него и обеспечению максимальной эффективности
программ ЮНДКП в регионе.
Раздел 10
Работа с государствами - неучастниками "Группы восьми"
Мы обязуемся и настоятельно призывает все другие государства:
1. Проводить работу с другими странами, включая предоставление
технической помощи, в координации друг с другом и с другими
частями структуры "Группы восьми", а также региональными
организациями в интересах создания потенциала для осуществления
Резолюции 1373 Совета Безопасности ООН, 12 конвенций и протоколов
ООН по вопросам борьбы с терроризмом, перечисленных в Приложении,
рекомендаций Римской группы по борьбе с терроризмом и Рекомендаций
"Группы восьми" по транснациональной преступности (2002 г.) в
целях борьбы с деятельностью, связанной с терроризмом;
2. В случае необходимости разработать наилучшую практику, с
тем чтобы облегчить такую работу и тесно взаимодействовать с
Комитетом по борьбе с терроризмом Совета Безопасности ООН (КБТ СБ
ООН) по созданию потенциала и усилению работы с государствами;
3. Разрабатывать, в сотрудничестве с международными
организациями и гражданским обществом, дополнительные меры для
повышения всеобщего понимания того, что любой акт или угроза
терроризма являются серьезным преступлением, влекущим за собой
соответствующее наказание.
Приложение
КОНВЕНЦИИ И ПРОТОКОЛЫ ООН
ПО ВОПРОСАМ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
1. Конвенция о правонарушениях и некоторых других актах,
совершенных на борту самолета, подписана в Токио 14 сентября
1963 г.
2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов,
подписана в Гааге 16 декабря 1970 г.
3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными
против безопасности гражданской авиации, подписана в Монреале
23 сентября 1971 г.
4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против
лиц, пользующихся международной защитой, в том числе
дипломатических агентов, принята Генеральной Ассамблеей ООН
14 декабря 1973 г.
5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников,
принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.
6. Конвенция о физической защите ядерных материалов, принята в
Вене 3 марта 1980 г.
7. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в
аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию,
дополнение к Конвенции о борьбе с незаконными актами,
направленными против безопасности гражданской авиации, подписан в
Монреале 24 февраля 1988 г.
8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными
против безопасности морского судоходства, подписана в Риме
10 марта 1988 г.
9. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными
против безопасности стационарных платформ, расположенных на
континентальном шельфе, подписан в Риме 10 марта 1988 г.
10. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в
целях их обнаружения, подписана в Монреале 1 марта 1991 г.
11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом,
принята Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1997 г.
12. Международная конвенция о борьбе с финансированием
терроризма, принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999 г.
|