ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2002 г. N 2858-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 197296-3
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N
197296-3 "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)", внесенный
депутатами Государственной Думы В.И. Волковским, Н.Д. Ковалевым,
А.Д. Куликовым, Ю.В. Цыбакиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по безопасности в
течение 15 дней со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по безопасности доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 197296-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.И. ВОЛКОВСКИМ, Н.Д. КОВАЛЕВЫМ,
А.Д. КУЛИКОВЫМ, Ю.В. ЦЫБАКИНЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"
(В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ)
Статья 1. Внести в статью 1 Федерального закона "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства
РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3436) следующие изменения:
пункт 3 дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:
"контроля за обеспечением защиты государственной тайны";
абзацы двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый
пункта 3 считать соответственно абзацами тринадцатым,
четырнадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ
ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 из сферы применения
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)" исключены отношения, связанные с проведением
некоторых видов государственного контроля (надзора).
Учитывая, что государственный контроль (межведомственный и
ведомственный) за обеспечением защиты государственной тайны
осуществляется специально уполномоченными органами и в особом
порядке, установленном Законом Российской Федерации "О
государственной тайне" и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами, предлагается однозначно вывести
этот вид контроля из сферы регулирования Федерального закона "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)".
Законодательство Российской Федерации содержит прецеденты по
учету особенностей отношений, связанных с защитой государственной
тайны. Так, деятельность, связанная с защитой сведений,
составляющих государственную тайну, подлежит лицензированию в
соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной
тайне", при этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона
"О лицензировании отдельных видов деятельности" на указанную
деятельность не распространяется действие специального закона.
Пункт 3 статьи 1 Федерального закона "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)" наряду с видами контроля
содержит также положение (абзац 13), касающееся не видов контроля,
а особых объектов контроля "признаваемых опасными в соответствии
с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и
режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством
Российской Федерации". Это положение Закона создает правовую
неопределенность, поскольку указанный перечень Правительством не
утвержден.
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" установлен Перечень опасных
производственных объектов (приложение 1). Постановлением
Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 238 утвержден также Перечень
предприятий и организаций, в состав которых входят особо
радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты,
осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение,
транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного
оружия, радиационно опасных материалов и изделий. Представляется,
что выделение такой категории объектов контроля, как "опасные,
особо важные и режимные", несколько нарушает логику пункта 3
статьи 1, поскольку отдельные виды контроля, перечисленные в
данном пункте, касаются и особо опасных объектов (например,
контроль безопасности при использовании атомной энергии).
Законодательство Российской Федерации предусматривает
применительно к особо опасным объектам конкретные виды контроля, в
том числе: контроль пожарной безопасности, экологический контроль,
производственный контроль за соблюдением требований промышленной
безопасности на опасных производственных объектах, санитарно -
эпидемиологический контроль, контроль за состоянием гражданской
обороны.
Деятельность на таких объектах, как правило, сопряжена с
использованием государственной тайны. Однако в отсутствие
установленного Правительством РФ перечня опасных, особо важных и
режимных объектов нельзя с полной уверенностью сказать, что в
этот перечень войдут все организации, использующие в своей
деятельности сведения, составляющие государственную тайну.
Проект Федерального закона направлен на исключение указанной
правовой неопределенности.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из
средств федерального бюджета и внесения изменений или дополнений в
законодательные акты Российской Федерации.
|