ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2002 года
Дело N 5-Г02-67
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 11 июня 2002 г.
гражданское дело по заявлению прокурора г. Москвы о признании
противоречащими федеральному законодательству постановления
Правительства Москвы от 19 сентября 2000 г. N 743 "О порядке
внесения прав землепользования в качестве вклада города в уставный
капитал акционерных обществ" и Положения "О создании открытых
акционерных обществ с участием города Москвы в случаях внесения
прав землепользования в уставные капиталы" по кассационному
протесту прокурора, участвующего в деле, на решение Московского
городского суда от 8 апреля 2002 г., которым заявление прокурора
г. Москвы о признании противоречащими федеральному
законодательству постановления Правительства Москвы от 19 сентября
2000 г. N 743 "О порядке внесения прав землепользования в качестве
вклада города в уставный капитал акционерных обществ" и Положения
"О создании открытых акционерных обществ с участием города Москвы
в случаях внесения прав землепользования в уставные капиталы"
удовлетворено частично:
пункт 3 в части, предусматривающей, что сумма арендной платы
за весь срок аренды по ставкам, действующим на момент внесения
указанного выше права в уставный капитал, признан противоречащим
федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим
применению со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требования прокурора города
Москвы отказано.
Сообщение о принятом решении должно быть опубликовано в
средстве массовой информации, в котором был опубликован данный
нормативный правовой акт "Вестник мэрии Москвы".
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителя Правительства Москвы и Московского земельного
комитета Корчемагиной Е.Н., возражавшей против доводов протеста,
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А.,
поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия
установила:
прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании
противоречащим федеральному законодательству постановления
Правительства Москвы от 19 сентября 2000 г. N 743 "О порядке
внесения прав землепользования в качестве вклада города в уставный
капитал акционерных обществ" и Положения "О создании открытых
акционерных обществ с участием города Москвы в случаях внесения
прав землепользования в уставные капиталы", указывая, что оно
противоречит п. 4 ст. 66 ГК РФ, которой установлено, что
государственные органы не вправе выступать участниками
хозяйственных обществ. Правительство Москвы и Департамент
государственного и муниципального имущества города Москвы, являясь
органами исполнительной власти, не могут являться учредителями
акционерного общества. Гражданское законодательство находится в
ведении Российской Федерации, следовательно, Правительство Москвы
было не вправе издавать акт, содержащий нормы гражданского права.
Представители Правительства Москвы и Московского земельного
комитета возражали против требования прокурора, указывая на то,
что Правительство Москвы выступает от имени города Москвы,
постановление N 743 и Положение предусматривают, что город
Москва в результате внесения прав землепользования становится
акционером и получает возможность получать дивиденды от работы
акционерных обществ.
Представитель Департамента государственного и муниципального
имущества г. Москвы просил в удовлетворении заявления прокурора
отказать.
Московским городским судом постановлено приведенное выше
решение, об отмене которого в кассационном протесте просит
прокурор, участвующий в деле, указывая, что судом неправильно
применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
приходит к следующему.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд пришел к
выводу, что Положение о создании открытых акционерных обществ с
участием города Москвы в случаях внесения прав землепользования в
уставные капиталы, утвержденное постановлением Правительства
Москвы от 19.09.2000 N 743, регулирует правоотношения в области
приватизации государственного и муниципального имущества, может
выступать учредителем акционерного общества, а город Москва -
являться участником акционерного общества.
Однако с таким выводом согласиться нельзя, т.к. он основан на
неправильном толковании оспариваемого прокурором нормативного
акта.
Ни в постановлении Правительства Москвы от 19.09.2000 N 743,
ни в утвержденном данным постановлением Положении не
предусмотрено, что оспариваемые нормативные акты регулируют
вопросы в области приватизации государственного имущества.
Более того, в преамбуле к Положению указано, что оно принято в
соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.06.99 N
542 "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и
муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Москвы и
об участии города Москвы в хозяйственных обществах". Положением о
порядке участия города Москвы в хозяйственных обществах,
утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.06.99 N
542, установлено, что участие города Москвы в хозяйственных
обществах осуществляется путем учреждения (в том числе совместно с
другими хозяйствующими субъектами) новых обществ, а также путем
приобретения акций (долей) действующих обществ. Согласно п. 1.1
данного положения порядок создания акционерных обществ в процессе
приватизации регламентируется законодательством о приватизации.
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ государственные органы и
органы местного самоуправления не вправе выступать участниками
хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если
иное не определено законом.
Государственные органы не вправе выступать участниками
акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, что
установлено в ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об акционерных
обществах" N 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. (в редакции от
07.08.2001) и в п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об обществах с
ограниченной ответственностью" N 14 от 8 февраля 1998 г.
Анализ оспариваемого Положения показывает, что в результате
внесения вклада города в виде права временного пользования
(аренды) земельным участком в уставный капитал акционерного
общества за городом закрепляются акции. Данное обстоятельство
также подтверждает довод о том, что Положение не регулирует
вопросы приватизации государственного имущества.
Вывод суда о том, что город Москва как субъект Российской
Федерации через свои органы вправе участвовать в создании
акционерных обществ, основан на неправильном толковании норм
материального права, а именно ст. 66 п. 4, 124, 125 ГК РФ и п. 1
ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах".
При этом следует иметь в виду, что государственную власть в
субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы
государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ).
При таких данных вывод суда о соответствии оспариваемого
правового акта федеральному законодательству нельзя признать
правильным, и, следовательно, решение в части отказа в
удовлетворении заявления подлежит отмене с вынесением нового
решения, поскольку неправильно применены нормы материального
права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела,
изложенным в решении.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 305, ст. ст.
306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского городского суда от 8 апреля 2002 г. в
части отказа в удовлетворении заявления прокурора отменить и в
этой части вынести новое решение, которым постановление
Правительства Москвы от 19 сентября 2000 г. N 743 "О порядке
внесения прав землепользования в качестве вклада города в уставный
капитал акционерных обществ" и Положение "О создании открытых
акционерных обществ с участием города Москвы в случаях внесения
прав землепользования в уставные капиталы" признать незаконными и
недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части решение оставить без изменения.
|