ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2002 г. N ГКПИ02-734
Судья Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А.,
ознакомившись с заявлением Л.,
установила:
во исполнение ст. 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" Правительство РФ Постановлением от 30 июля
1993 г. N 745 утвердило Перечень отдельных категорий организаций,
предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных
подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно-кассовых машин.
Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917 в
данный Перечень были внесены изменения и дополнения: в пункт 2
Перечня был добавлен подпункт "м", который внес в Перечень
предприятия в части осуществления приема от населения стеклопосуды
и утильсырья, кроме металлолома.
Л. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании
недействительной формулировки подпункта "м" пункта 2 Перечня
"...кроме металлолома", устанавливающей, по его мнению,
обязанность применять контрольно-кассовые машины при приеме от
населения металлолома, как не соответствующей Закону РФ "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" и ущемляющей его права на ведение
лицензионной деятельности по приему металлолома.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О применении ККМ" денежные расчеты с
населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг
на территории РФ производятся всеми предприятиями с обязательным
применением ККМ.
Нахожу, что заявление Л. не подлежит принятию к производству
суда по п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР в связи с неподведомственностью
данного дела суду.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 "Об
утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных
категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять
денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых
машин" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.10.1995 N
1028, от 06.01.1997 N 11, от 19.12.1997 N 1607, от 07.08.1998 N
904, от 03.09.1998 N 1027, от 21.11.1998 N 1364, от 07.01.1999 N
24, от 02.12.2000 N 917) во исполнение Закона Российской Федерации
"О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" и Указа Президента Российской Федерации от
16 февраля 1993 г. N 224 "Об обязательном применении контрольно-
кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех
форм собственности при осуществлении расчетов с населением"
принято решение:
1. Утвердить согласованные с Верховным Советом Российской
Федерации:
Положение по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением (прилагается);
Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, в случае осуществления ими
торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений,
которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин (прилагается).
2. Разрешить органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации принимать решения об ограничении действия указанного
Перечня на соответствующей территории (абзац введен Постановлением
Правительства РФ от 19.12.1997 N 1607).
Таким образом, в соответствии с нормами федерального
законодательства, устанавливающего общий принцип обязательности
применения всеми хозяйствующими субъектами контрольно-кассовых
машин при осуществлении торговых операций с населением,
Правительством РФ в пределах его полномочий, которые заявителем
под сомнение не ставятся, в качестве исключения из указанного
общего принципа принят Перечень отдельных категорий организаций,
предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных
подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания
услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо
особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с
населением без применения контрольно-кассовых машин, в пп. "м" п.
2 которого включены организации, предприятия, учреждения, их
филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица) в части осуществления приема от
населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.
Требования заявителя сводятся к установлению новой правовой
нормы, в соответствии с которой в Перечень отдельных категорий
организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других
обособленных подразделений (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные
расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин
Правительство РФ обязано включить и организации, осуществляющие
предпринимательскую деятельность по приему от населения
металлолома.
Между тем суд общей юрисдикции при рассмотрении дел в порядке
нормоконтроля не вправе устанавливать новые правовые нормы. Такое
право имеют только субъекты, наделенные этим правом в соответствии
с федеральным законодательством. В данном случае Законом РФ от 18
июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" Правительство РФ
наделено правом устанавливать нормы, в соответствии с которыми
некоторые субъекты предпринимательской деятельности могут
осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин.
Дело по требованию о расширении установленного Правительством
РФ Перечня отдельных категорий организаций, предприятий,
учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том
числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в
силу специфики своей деятельности либо особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин, как сводящееся к
установлению в судебном порядке новой правовой нормы, суду
неподведомственно.
На основании п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР судья Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
в принятии заявления Л. о признании недействительной
формулировки подпункта "м" пункта 2 Перечня отдельных категорий
организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других
обособленных подразделений (в том числе физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций
или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности
либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные
расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин
"...кроме металлолома" отказать в связи с тем, что это заявление
не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского
судопроизводства.
Возвратить Л. государственную пошлину, уплаченную за подачу
данного заявления в суд.
Определение может быть обжаловано и опротестовано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней.
|