ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2002 г. N 2840-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 63221-3
"О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 63221-3 "О русском языке как государственном языке Российской
Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Д.Н.
Абраменковым, А.А. Алексеевым, Т.А. Астраханкиной, Н.А.
Бенедиктовым, К.А. Бичелдеем, С.П. Будажаповым, З.И. Воронцовой,
Х.М. Гамзатовой, Р.Н. Гимаевым, С.С. Говорухиным, Н.Н. Губенко,
Е.Г. Драпеко, В.Н. Ивановой, И.Д. Кобзоном, В.И. Никитиным, Ю.В.
Никифоренко, Г.З. Омаровым, В.П. Пешковым, Т.В. Плетневой, Ю.Н.
Родионовым, Г.К. Сафаралиевым, В.А. Сафроновым, С.К. Смирновой,
О.Н. Смолиным, Н.Е. Сорокиным, А.М. Шелеховым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по культуре и туризму
в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по культуре и туризму
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 63221-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
Д.Н. АБРАМЕНКОВЫМ, А.А. АЛЕКСЕЕВЫМ,
Т.А. АСТРАХАНКИНОЙ, Н.А. БЕНЕДИКТОВЫМ,
К.А. БИЧЕЛДЕЕМ, С.П. БУДАЖАПОВЫМ,
З.И. ВОРОНЦОВОЙ, Х.М. ГАМЗАТОВОЙ,
Р.Н. ГИМАЕВЫМ, С.С. ГОВОРУХИНЫМ,
Н.Н. ГУБЕНКО, Е.Г. ДРАПЕКО,
В.Н. ИВАНОВОЙ, И.Д. КОБЗОНОМ,
В.И. НИКИТИНЫМ, Ю.В. НИКИФОРЕНКО,
Г.З. ОМАРОВЫМ, В.П. ПЕШКОВЫМ,
Т.В. ПЛЕТНЕВОЙ, Ю.Н. РОДИОНОВЫМ,
Г.К. САФАРАЛИЕВЫМ, В.А. САФРОНОВЫМ,
С.К. СМИРНОВОЙ, О.Н. СМОЛИНЫМ,
Н.Е. СОРОКИНЫМ, А.М. ШЕЛЕХОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение
функционирования русского языка как государственного языка
Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, а
также на обеспечение права граждан Российской Федерации на
пользование русским языком как государственным языком Российской
Федерации.
Статья 1. Русский язык как государственный язык Российской
Федерации
1. Русский язык имеет статус государственного языка на всей
территории Российской Федерации.
2. Статус русского языка как государственного языка Российской
Федерации предусматривает обязательность использования русского
языка в сферах, определяемых настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также
обеспечение прав граждан на пользование русским языком как
государственным языком Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о русском
языке как государственном языке Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о русском языке как
государственном языке Российской Федерации основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего
Федерального закона, Закона РСФСР "О языках народов Российской
Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации.
Статья 3. Нормы русского языка как государственного языка
Российской Федерации
1. Нормы русского языка устанавливаются в словарях русского
языка. Порядок утверждения словарей русского языка в качестве
общеобязательных справочных пособий при использовании русского
языка как государственного языка Российской Федерации, а также
порядок официального издания этих словарей определяется
Правительством Российской Федерации.
2. При использовании русского языка как государственного языка
Российской Федерации не допускается употребление оскорбительных
слов в отношении расы, национальности, профессии, социальной
категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных,
политических и иных убеждений граждан, употребление нецензурных
слов и выражений, а также иностранных слов и словосочетаний при
наличии соответствующих аналогов в русском языке.
Статья 4. Сферы использования русского языка как
государственного языка Российской Федерации
1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации
подлежит обязательному использованию:
в деятельности органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, других государственных органов, органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных организаций,
включая ведение в них делопроизводства, а также в наименованиях
указанных органов и организаций;
при подготовке и проведении выборов и референдумов в
Российской Федерации;
в конституционном, гражданском, уголовном, административном и
арбитражном судопроизводстве и делопроизводстве, за исключением
арбитражного разрешения споров, возникающих в сфере международной
торговли, в судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и
в других судах субъектов Российской Федерации;
при официальном опубликовании текстов законов и иных
нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации, а
также международных договоров Российской Федерации;
во взаимоотношениях между органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а
также во взаимоотношениях между органами государственной власти и
органами местного самоуправления;
во взаимоотношениях Российской Федерации с иностранными и
международными организациями, действующими на территории
Российской Федерации;
при осуществлении субъектами Российской Федерации
международных и внешнеэкономических связей;
во взаимоотношениях органов государственной власти, иных
государственных органов, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных организаций с гражданами
Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без
гражданства, а также с организациями и общественными
объединениями;
в промышленности, на транспорте, в сферах энергетики и связи;
в наименованиях географических объектов, при оформлении
дорожных знаков;
при оформлении бланков документов, удостоверяющих личность
гражданина Российской Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, бланков
свидетельств о государственной регистрации актов гражданского
состояния, документов об образовании, выдаваемых имеющими
государственную аккредитацию образовательными учреждениями, других
документов, оформление которых в соответствии с законодательством
Российской Федерации осуществляется на государственном языке
Российской Федерации; при оформлении адресов отправителей и
получателей телеграмм и почтовых отправлений, а также бланков
почтовых переводов, пересылаемых в пределах территории Российской
Федерации;
в деятельности общероссийских, региональных и муниципальных
организаций телерадиовещания, редакций общероссийских,
региональных и муниципальных периодических печатных изданий, за
исключением организаций телерадиовещания и редакций периодических
печатных изданий, специально учрежденных для вещания или издания
печатной продукции на государственных языках республик,
находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов
Российской Федерации, а также на иностранных языках;
в иных сферах, определяемых в соответствии с федеральными
законами.
2. Употребление наряду с государственным языком Российской
Федерации государственных языков республик, находящихся в составе
Российской Федерации, а также других языков народов Российской
Федерации устанавливается законодательством Российской Федерации.
3. В случае употребления наряду с государственным языком
Российской Федерации государственного языка республики, другого
языка народов Российской Федерации, текст на русском языке должен
быть разборчивым, выполнен в том же формате, что и текст на
государственном языке республики или другом языке народов
Российской Федерации, и по своему содержанию полностью
соответствовать тексту на государственном языке республики или
другом языке народов Российской Федерации, если иное не
установлено законодательством Российской Федерации.
4. Положение пункта 3 настоящей статьи не распространяется на
официально зарегистрированные наименования или фирменные
наименования, а также на товарные знаки (знаки обслуживания).
Статья 5. Защита и поддержка русского языка как
государственного языка Российской Федерации
В целях защиты и поддержки русского языка как государственного
языка Российская Федерация органы государственной власти
Российской Федерации:
обеспечивают функционирование русского языка как
государственного языка Российской Федерации на всей территории
Российской Федерации;
разрабатывают и принимают федеральные законы и иные
нормативные правовые акты, разрабатывают и реализуют федеральные
целевые программы, направленные на защиту, поддержку и развитие
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
принимают меры, направленные на обеспечение права граждан
Российской Федерации на пользование русским языком как
государственным языком Российской Федерации;
принимают меры по совершенствованию системы образования и
подготовки специалистов в области русского языка;
содействуют изучению русского языка за пределами Российской
Федерации;
осуществляют контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о русском языке как государственном языке
Российской Федерации;
принимают иные меры по защите и поддержке русского языка как
государственного языка Российской Федерации.
Статья 6. Обеспечение права граждан Российской Федерации на
пользование русским языком как государственным языком Российской
Федерации
1. Обеспечение права граждан Российской Федерации на
пользование русским языком как государственным языком Российской
Федерации предусматривает:
получение образования на русском языке в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях;
получение информации на русском языке от органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, иных
государственных органов, органов местного самоуправления, а также
от государственных и муниципальных организаций;
получение информации на русском языке через общероссийские,
региональные и муниципальные средства массовой информации. Данное
положение не распространяется на средства массовой информации,
специально учрежденные для вещания или издания печатной продукции
на государственных языках республик, находящихся в составе
Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации,
а также на иностранных языках.
2. Лицам, не владеющим государственным языком Российской
Федерации, при реализации и защите их прав и законных интересов на
территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных
федеральными законами, обеспечивается право на пользование
услугами переводчика.
Статья 7. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации, касающегося использования русского языка как
государственного языка Российской Федерации
Принятие законов и иных нормативных правовых актов,
направленных на ограничение использования русского языка как
государственного языка Российской Федерации, а также иные
действия, препятствующие осуществлению права граждан на
пользование государственным языком Российской Федерации, влекут за
собой ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.
Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 68 Конституции Российской Федерации провозглашает:
"Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории
является русский язык".
Конституция Российской Федерации не уточняет требований к
особенностям практического использования русского языка в качестве
государственного языка Российской Федерации, равно как и не
указывает обязательств органов власти по отношению к порядку
формирования или сохранения государственного языка Российской
Федерации.
Понятия "русский язык" и "русский язык как государственный
язык Российской Федерации" не тождественны. Назначение русского
языка как государственного языка Российской Федерации состоит в
том, чтобы осуществлялся обмен информацией между гражданами страны
во всех областях общественной деятельности.
Основой государственного языка Российской Федерации является
современный литературный русский язык. Сообщения, сделанные на
русском языке как государственном языке Российской Федерации, как
правило, не должны содержать редко употребляемых слов или понятий,
не известных широкому кругу граждан, так как обязаны иметь ясное и
однозначное толкование.
На русском языке как государственном языке Российской
Федерации ведется деловая переписка, составляются заявления,
обращения и иные документы, с которыми власть обязана обращаться к
гражданину и гражданин имеет право обратиться к власти.
Законодательство Российской Федерации о государственной службе
и государственном управлении, о рекламе, о порядке
судопроизводства трактует государственный язык Российской
Федерации как составную часть русского языка. Такое положение не
противоречит приведенной выше цитате из Конституции Российской
Федерации.
Законопроект "О русском языке как государственном языке
Российской Федерации" направлен на обеспечение функционирования
русского языка как государственного языка Российской Федерации на
всей территории Российской Федерации, а также на обеспечение права
граждан Российской Федерации на пользование русским языком как
государственным языком Российской Федерации.
Основными материальными носителями и источниками русского
языка как государственного языка Российской Федерации являются
словари, рекомендации или разъяснения, сложившиеся современные
литературные языковые стандарты русского языка общепринятого
делового оборота. Законопроектом (статья 3) устанавливается, что
"порядок утверждения словарей русского языка в качестве
общеобязательных справочных пособий при использовании русского
языка как государственного языка Российской Федерации, а также
порядок официального издания этих словарей определяется
Правительством Российской Федерации".
В законопроекте (статья 4) перечислены сферы, в которых
русский язык как государственный язык Российской Федерации
используется в обязательном порядке.
Законопроект устанавливает государственные гарантии поддержки
и защиты государственного языка Российской Федерации (статья 5) и
обязанности государства по обеспечению права граждан на
пользование русским языком как государственным языком Российской
Федерации (статья 6).
Законопроект (статья 3) устанавливает, что "при использовании
русского языка как государственного языка Российской Федерации не
допускается употребление оскорбительных слов в отношении расы,
национальности, профессии, социальной категории, возрастной
группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений
граждан, употребление нецензурных слов и выражений, а также
иностранных слов и словосочетаний при наличии соответствующих
аналогов в русском языке", а также предусматривает ответственность
за нарушение законодательства о русском языке как государственном
языке Российской Федерации (статья 7).
Реализация законопроекта "О русском языке как государственном
языке Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов
федерального бюджета, поскольку все меры по поддержке и развитию
языка, предусмотренные данным Законом, уже реализуются и
поддерживаются в реальной жизни.
На настоящий момент получено свыше 30 отзывов на законопроект,
из которых лишь один отрицательный (Московская областная Дума).
Законопроект поддержан республиками в составе Российской
Федерации: отзывы получены из девяти республик, и все они -
положительные. В ряде отзывов содержатся интересные замечания и
предложения, которые, в случая одобрения концепции законопроекта,
будут внимательно рассмотрены Комитетом при его подготовке ко
второму чтению.
|