ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2002 г. N 2818-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 203307-3
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона
N 203307-3 "О противодействии экстремистской деятельности",
внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству в
течение 10 дней со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
N 203307-3
Вносится Президентом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод
человека и гражданина, конституционного строя, целостности
Российской Федерации и безопасности государства определяются
основные формы и методы противодействия экстремистской
деятельности, устанавливаются меры ответственности за ее
осуществление.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяемые основные
понятия означают:
"экстремистская деятельность (экстремизм)" - противоправные
действия организаций и (или) физических лиц по насильственному
захвату власти или насильственному удержанию власти;
насильственному изменению конституционного строя и нарушению
целостности Российской Федерации; осуществлению террористической
деятельности; возбуждению национальной, расовой или религиозной
вражды; воспрепятствованию законной деятельности федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
воспрепятствованию законной деятельности религиозных объединений
или совершению религиозных обрядов, законному проведению собраний,
митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования;
организации и осуществлению массовых беспорядков, хулиганских
действий и актов вандализма в связи с политической, расовой,
национальной или религиозной нетерпимостью; совершению действий,
направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина;
причинению вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их
убеждениями, расовой или национальной принадлежностью,
вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным
происхождением; пропаганде и публичному демонстрированию
нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики
запрещенной организации, либо атрибутики или символики,
свидетельствующих о принадлежности к такой организации или об
осуществляемой ею деятельности, а равно подготовка либо публичные
призывы к совершению таких действий и их финансирование;
"экстремистская организация" - политическая партия,
общественное (религиозное) объединение или иная организация, в
отношении которых судом принято решение об их ликвидации или
запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской
деятельности;
"экстремистские материалы" - предназначенные для публичного
обнародования документы либо иные материальные носители
информации, содержащие призывы к осуществлению экстремистской
деятельности.
Статья 2. Основные принципы противодействия экстремистской
деятельности
Противодействие экстремистской деятельности основывается на
следующих принципах:
законность;
приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина, а равно законных интересов организаций;
приоритет мер предупреждения экстремистской деятельности;
сотрудничество государства с политическими партиями,
общественными (религиозными) объединениями, иными организациями и
гражданами в противодействии экстремистской деятельности.
Статья 3. Субъекты противодействия экстремистской деятельности
Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской
деятельности в пределах своей компетенции.
Статья 4. Основные направления противодействия экстремистской
деятельности
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по
следующим основным направлениям:
выявление и последующее устранение причин и условий,
способствующих проявлению экстремистской деятельности;
принятие профилактических мер, направленных на предупреждение
экстремистской деятельности;
выявление, предупреждение и пресечение деятельности
организаций и физических лиц, подготавливающих осуществление
экстремистской деятельности, способствующих осуществлению такой
деятельности или осуществляющих ее;
выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и
расследование правонарушений, являющихся проявлениями
экстремистской деятельности;
установление законодательством Российской Федерации запрета на
осуществление экстремистской деятельности, включая пропаганду и
публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики,
либо атрибутики или символики запрещенной организации, либо
атрибутики или символики, свидетельствующих о принадлежности к
такой организации или об осуществляемой ею деятельности.
Федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления принимают необходимые социально -
экономические, организационные, идеологические, пропагандистские и
иные меры, направленные на предупреждение экстремистской
деятельности.
Статья 5. Профилактика экстремистской деятельности
В целях противодействия экстремистской деятельности
федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке
осуществляют профилактические меры по предупреждению
экстремистской деятельности.
Статья 6. Вынесение предупреждения о недопустимости
осуществления экстремистской деятельности
В случае подготовки политической партии, общественного
(религиозного) объединения или иной организации к осуществлению
экстремистской деятельности соответствующий регистрирующий орган
или иной государственный орган в пределах своей компетенции
выносит политической партии, общественному (религиозному)
объединению или иной организации, допустившей нарушение,
письменное предупреждение о недопустимости такой деятельности с
указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.
Предупреждение может быть обжаловано в установленном порядке.
Статья 7. Приостановление деятельности общественного
(религиозного) объединения
В случае осуществления общественным (религиозным) объединением
экстремистской деятельности, повлекшей за собой причинение вреда
личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью
граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной
безопасности, собственности, законным экономическим интересам
физических и юридических лиц, обществу и государству или создающей
реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующий
регистрирующий орган или иной государственный орган с момента его
обращения в суд с заявлением о ликвидации (запрете) общественного
(религиозного) объединения в пределах своей компетенции вправе
своим решением приостановить деятельность общественного
(религиозного) объединения до рассмотрения судом заявления о его
ликвидации (запрете).
Решение регистрирующего органа или иного государственного
органа о приостановлении деятельности общественного (религиозного)
объединения до рассмотрения судом заявления о его приостановлении
может быть обжаловано в суд.
Статья 8. Объявление предостережения о недопустимости
осуществления экстремистской деятельности
При наличии достаточных и предварительно подтвержденных
сведений о подготовке к осуществлению экстремистской деятельности
и при отсутствии оснований для возбуждения уголовного
преследования соответствующий регистрирующий орган или иной
государственный орган в пределах своей компетенции объявляет
руководителю политической партии, общественного (религиозного)
объединения или иной организации, а также другим лицам в
письменной форме предостережение о недопустимости такой
деятельности.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном
предостережении, лицо, которому оно было объявлено, может быть
привлечено к ответственности в установленном порядке.
Предостережение может быть обжаловано в установленном порядке.
Статья 9. Предупреждение о недопустимости распространения
экстремистских материалов
В случае распространения через средства массовой информации
экстремистских материалов регистрирующий орган или уполномоченный
государственный орган по делам печати, телерадиовещания и средств
массовых коммуникаций в порядке, предусмотренном федеральным
законом, в письменной форме предупреждает учредителя и (или)
редакцию (главного редактора) этого средства массовой информации о
недопустимости таких действий.
Предупреждение может быть обжаловано в установленном порядке.
Статья 10. Ответственность политических партий, общественных
(религиозных) объединений за осуществление экстремистской
деятельности
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность
политических партий, общественных (религиозных) объединений, цели
или действия которых преследуют осуществление экстремистской
деятельности.
Политические партии, общественные (религиозные) объединения
несут установленную законом ответственность за осуществление
экстремистской деятельности.
Статья 11. Ответственность организаций, оказывающих содействие
осуществлению экстремистской деятельности
Организации, оказывающие содействие осуществлению
экстремистской деятельности, подлежат ликвидации по решению суда в
порядке, предусмотренном федеральным законом, в случае:
предоставления экстремистской организации финансовых средств,
объектов собственности, учебной, полиграфической и материально -
технической базы для осуществления экстремистской деятельности;
оказания экстремистской организации после ее ликвидации
финансовой поддержки, предоставления помещений, телефонной,
факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных видов
материально - технических средств, обеспечивающих ее
функционирование.
Заявление о ликвидации организации по указанным в части первой
настоящей статьи основаниям направляется в суд Генеральным
прокурором Российской Федерации либо подчиненными ему прокурорами.
Имущество организации, ликвидируемой по указанным в части
первой настоящей статьи основаниям по решению суда, оставшееся
после удовлетворения требований кредиторов, подлежит обращению в
собственность Российской Федерации. Решение об обращении имущества
в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно
с решением о ликвидации организации.
Статья 12. Ответственность средств массовой информации за
распространение экстремистских материалов
В Российской Федерации запрещается распространение в средствах
массовой информации экстремистских материалов.
В случае распространения через средство массовой информации
экстремистских материалов и при наличии предусмотренных
федеральным законом оснований регистрирующий орган или
уполномоченный государственный орган по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций обращается в суд
с иском о прекращении деятельности соответствующего средства
массовой информации. В целях необходимости обеспечения иска
регистрирующий орган или уполномоченный государственный орган по
делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
может обратиться в суд с заявлением о приостановлении деятельности
соответствующего средства массовой информации.
Статья 13. Недопущение использования информационно -
телекоммуникационных сетей общего пользования для осуществления
экстремистской деятельности
При проведении дискуссий и обсуждений на сайтах в
информационно - телекоммуникационных сетях общего пользования не
допускается размещение материалов, содержащих призывы к
осуществлению экстремистской деятельности. В случае появления
подобных материалов лицо, являющееся администратором (модератором)
либо провайдером сайта, обязано незамедлительно принять
необходимые меры к их удалению с сайта.
В случае размещения экстремистских материалов на сайтах в
информационно - телекоммуникационных сетях общего пользования
органы прокуратуры Российской Федерации обращаются к лицу,
являющемуся администратором (модератором) сайта в российском
секторе либо провайдером зарубежного сектора телекоммуникационных
сетей общего пользования, с предписанием в течение 24 часов снять
экстремистские материалы с сайта.
В случае отказа сайт может быть заблокирован по решению суда.
Решение о заблокировании сайта принимается судом в 5-дневный
срок на основании соответствующего представления, внесенного
прокурором.
Заблокирование сайта возлагается на оператора связи,
обеспечивающего предоставление владельцу сайта доступа к
информационно - телекоммуникационной сети общего пользования.
Невыполнение судебного решения является основанием для
аннулирования лицензии оператора связи.
Статья 14. Ответственность должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих за осуществление экстремистской
деятельности
Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего
на государственной или муниципальной службе, о необходимости,
допустимости, возможности или желательности осуществления
экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при
исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой
должности, а равно непринятие должностным лицом мер по пресечению
экстремистской деятельности влекут за собой установленную
законодательством Российской Федерации ответственность.
Государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны
незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к
ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части
первой настоящей статьи.
Статья 15. Ответственность граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление
экстремистской деятельности
За осуществление экстремистской деятельности граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
несут уголовную, административную и гражданско - правовую
ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
В целях обеспечения государственной и общественной
безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены
федеральным законом, лицо, участвовавшее в осуществлении
экстремистской деятельности, может быть ограничено в доступе к
государственной и муниципальной службе, военной службе по
контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе
в образовательных учреждениях и к занятию частной детективной и
охранной деятельностью.
Членство в экстремистской организации или принадлежность к
ней, а также работа по найму в средствах массовой информации до их
ликвидации (запрета) по решению суда в связи с осуществлением
экстремистской деятельности не являются основанием для ограничения
прав граждан и привлечения их к ответственности, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом.
Статья 16. Недопущение осуществления экстремистской
деятельности при проведении массовых акций
При проведении собраний, митингов, демонстраций, уличных
шествий и пикетирования не допускается осуществление
экстремистской деятельности.
Организаторы массовых акций несут ответственность за
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации
требований, касающихся порядка проведения массовых акций,
недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее
своевременного пресечения. Об указанной ответственности
организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в
письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.
Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие
(за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия
является принадлежностью национального костюма), а также предметы,
специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда
здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим
лицам.
При проведении массовых акций не допускается участие в них
экстремистских организаций, использование их символики и
атрибутики, а также экстремистских материалов.
В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью
третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или лица,
ответственные за ее проведение, обязаны принять незамедлительные
меры к устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной
обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по
требованию представителей органов внутренних дел Российской
Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в
порядке, которые предусмотрены законодательством Российской
Федерации.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в
стране представляет рост экстремизма. В Конституции Российской
Федерации и иных законодательных актах установлен запрет на
деятельность, направленную на возбуждение национальной, расовой
или религиозной вражды; осуществление массовых беспорядков,
хулиганских действий и актов вандализма в связи с политической,
расовой, национальной или религиозной нетерпимостью; нарушение
прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и
имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или
национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной
принадлежностью или социальным происхождением.
Однако серьезный потенциал мер правового противодействия
экстремизму не всегда используется эффективно. Одной из причин
этого являются пробелы в законодательном регулировании этого
вопроса. Отсутствие четкого определения экстремистской
деятельности вызывает серьезные трудности в привлечении к
различным видам ответственности как организаций, так и физических
лиц.
В связи с этим в проекте Федерального закона "О
противодействии экстремистской деятельности" (далее именуется -
законопроект) дается определение экстремистской деятельности,
закрепляются основные положения государственной политики
противодействия этой деятельности, устанавливается запрет на
осуществление конкретных деяний, образующих в совокупности такую
деятельность, подчеркивается значение профилактических мер.
В целях более полного регулирования противодействия
экстремистской деятельности законопроектом на государственные
органы возлагается обязанность предпринимать необходимые меры по
противодействию экстремизму, в частности объявлять предостережения
руководителям политических партий, общественных (религиозных)
объединений о недопустимости совершения действий, могущих повлечь
за собой экстремистские действия. В случае осуществления
общественным (религиозным) объединением экстремистской
деятельности, в результате чего причинен вред интересам личности,
общества, государства или создана реальная угроза причинения
такого вреда, государственные органы вправе приостанавливать
деятельность такого общественного (религиозного) объединения до
рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете);
Аналогичные превентивные меры предусмотрены также и в
отношении средств массовой информации.
Учитывая приоритетное значение устранения причин и условий
экстремистской деятельности, законопроектом закрепляется положение
о возможности ликвидации по решению суда юридических лиц,
предоставляющих экстремистской организации финансовые средства,
объекты собственности, учебную, полиграфическую и материально -
техническую базу для осуществления экстремистской деятельности.
Публичные высказывания должностного лица о допустимости
(желательности) осуществления экстремистской деятельности, а также
непринятие должностным лицом мер по пресечению экстремистской
деятельности являются основанием для привлечения такого лица к
ответственности в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации.
За осуществление экстремистской деятельности граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
несут уголовную, административную и гражданско - правовую
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Так, законопроектом установлено, что лица, допустившие
экстремистские действия, по основаниям и в порядке,
предусмотренными федеральными законами, могут быть ограничены в
доступе к государственной и муниципальной службе, военной службе и
службе в правоохранительных органах, а также к работе в
образовательных учреждениях и к занятию частной детективной и
охранной деятельностью.
Законопроектом предлагается комплекс мер по недопущению
использования информационно - телекоммуникационных сетей общего
пользования (глобальная сеть "Интернет") для осуществления
экстремистской деятельности.
Законопроектом также устанавливается запрет на участие в
проведении массовых акций экстремистских организаций, на
использование их символики и иных атрибутов, а также
экстремистских материалов.
Вместе с тем основания и порядок привлечения к ответственности
политических партий, общественных (религиозных) объединений,
средств массовой информации, иных организаций, а также должностных
лиц и граждан уже довольно полно определены в законах,
регулирующих деятельность политических партий, общественных и
религиозных объединений, в Кодексе Российской Федерации об
административных правонарушениях, Гражданском процессуальном
кодексе РСФСР и других законах. Учитывая это, в целях реализации
положений законопроекта одновременно с ним подготовлен проект
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "О противодействии экстремистской
деятельности". Эти законопроекты взаимоувязаны, и рассматривать их
необходимо одновременно.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Вносимый проект Федерального закона "О противодействии
экстремистской деятельности" не потребует дополнительного
финансирования за счет средств федерального бюджета.
|