МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 5 июня 2002 г. N ШС-6-14/793
В целях повышения эффективности доказывания в судах
неправомерности возмещения налога на добавленную стоимость (далее
- НДС) по экспортным операциям Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам сообщает следующее.
Письмом Заместителя председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации Бойкова О.В. от 17.04.2002 N С5-5/уп-342
обращено внимание Министра Российской Федерации по налогам и
сборам Букаева Г.И. на крайне слабую доказательственную базу,
представляемую налоговыми органами в арбитражные суды по делам,
связанным с возмещением НДС при экспорте товаров (работ, услуг).
Одновременно отмечено следующее. В настоящее время отсутствует
законодательное закрепление отказа в возмещении налога на
добавленную стоимость (далее - НДС) при неперечислении поставщиком
соответствующей суммы налога в бюджет. В связи с этим отказ в
удовлетворении исковых требований налогоплательщиков - экспортеров
о возмещении уплаченного НДС, предъявляемых с соблюдением порядка,
определенного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации,
возможен лишь в случае установления в ходе судебного
разбирательства факта недобросовестности конкретного лица. При
этом в соответствии с правилами судопроизводства доказывание
указанного факта является обязанностью ответчика (в данном случае
- налогового органа).
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в
определении от 25.07.2001 N 138-О указал, что по смыслу положения,
содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской
Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция
добросовестности налогоплательщиков.
Следовательно, представление отдельной налоговой декларации и
документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов
и возмещения НДС по экспортным операциям, является основанием для
вынесения налоговым органом решения о правомерности применения
налоговой ставки и возмещения налога только в отношении
добросовестных налогоплательщиков.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от
25.07.2001 N 138-О предусмотрено, что для установления
недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе - в
целях обеспечения баланса государственных и частных интересов -
осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных
судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет,
включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в
доход государства всего полученного по таким сделкам, как это
предусмотрено в пункте 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от
21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Учитывая изложенное, в случае представления
налогоплательщиками в налоговые органы налоговой декларации и
документов, обосновывающих право на применение налоговой ставки 0
процентов и возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг),
налоговые органы в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса
Российской Федерации проводят проверку обоснованности применения
налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В ходе проверки
налоговые органы обязаны исследовать вопрос о наличии в действиях
налогоплательщика признаков недобросовестности.
При выявлении фактов, свидетельствующих о недобросовестности
налогоплательщика, налоговые органы обязаны доказывать
недобросовестность налогоплательщика путем представления
подтверждающих документов при рассмотрении судами исков
налогоплательщиков, связанных с возмещением НДС по экспортным
операциям, и исков налоговых органов о признании недействительными
сделок как заключенных с целью, противной основам правопорядка, то
есть с целью незаконного изъятия денежных средств из федерального
бюджета либо уклонения от конституционной обязанности по уплате
налогов.
Одновременно Министерство Российской Федерации по налогам и
сборам обращает внимание, что неперечисление НДС в бюджет
поставщиком налогоплательщика - экспортера свидетельствует о
недобросовестности налогоплательщика в совокупности с другими
фактами.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.Н.ШУЛЬГИН
|