ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2002 г. N КАС02-267
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Петроченкова А.Я.,
Толчеева Н.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 4 июня 2002 года
гражданское дело по заявлению Р. о признании недействительным
приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 242 "О перечне
социальных показаний и утверждении Инструкций по искусственному
прерыванию беременности", письма Фонда социального страхования
Российской Федерации от 16 мая 1997 года N 051/152-97 по частной
жалобе Р. на определение судьи Верховного Суда РФ от 16 апреля
2002 года, которым в принятии заявления отказано по п. 1 и п. 7
ст. 129 ГПК РСФСР.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ А.И. Федина,
объяснения заявителя, поддержавшего доводы частной жалобы,
Кассационная коллегия
установила:
заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с
вышеуказанными требованиями.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 16 апреля 2002 года Р.
отказано в принятии заявления в связи с тем, что заявление не
подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского
судопроизводства (п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР) и в связи с его
неподсудностью Верховному Суду РФ (п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР).
В частной жалобе заявитель просит об отмене определения,
ссылаясь на его незаконность, и вынесении определения о принятии
дела к производству Верховного Суда РФ. В жалобе ссылается на то,
что оспоренным актом нарушены его права, и данное обстоятельство
могло быть установлено лишь в судебном заседании.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены
определения.
В статье 116 ГПК РСФСР, определяющей исключительную подсудность
дел Верховному Суду РФ, приведен перечень категорий гражданских
дел, рассмотрение которых относится к исключительной подсудности
Верховного Суда РФ.
В силу указанной нормы закона Верховный Суд РФ рассматривает, в
частности, по первой инстанции дела об оспаривании нормативных
актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод
граждан.
Как следует из заявления, Р. оспаривает письмо Фонда
социального страхования РФ, который не является федеральным
органом исполнительной власти, и оспоренный акт принят до того,
как установлена необходимость регистрации нормативных актов,
затрагивающих права и свободы граждан, в Министерстве юстиции.
Дело по оспариванию данного акта не подпадает под действие ст. 116
ГПК РСФСР.
Поскольку рассмотрение этого требования не относится к
подсудности Верховного Суда РФ, судьей Верховного Суда РФ
обоснованно отказано заявителю в принятии заявления к производству
данного суда по п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР.
В силу ст. 114 ГПК РСФСР гражданские дела, подведомственные
судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 113, 114 - 116
настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом.
Кроме того, заявитель оспаривает приказ Министерства
здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 11 июня 1996
года "О перечне социальных показаний и утверждении Инструкций по
искусственному прерыванию беременности".
Отказывая в принятии заявления по п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР, судья
правильно исходил из того, что требования о признании
вышеназванного приказа недействительным не подлежат рассмотрению и
разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Данным
приказом определен порядок разрешения и проведения операций
искусственного прерывания беременности и непосредственного
отношения к правам и охраняемым законом интересам заявителя не
имеет.
Согласно п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР судья отказывает в принятии
заявления по гражданскому делу, если дело не подлежит рассмотрению
и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме того, как следует из содержания заявления, заявителем
ставится вопрос о том, чтобы Министерство здравоохранения внесло в
приказ указание на получение согласия супруга при искусственном
прерывании беременности. Согласно ст. 10 Конституции РФ
государственная власть осуществляется на основе разделения властей
на три самостоятельные ветви власти (законодательную,
исполнительную и судебную), и суд не вправе вмешиваться в
нормотворческую деятельность соответствующих органов
государственной власти.
При таких обстоятельствах, основания для рассмотрения
вышеназванных требований Р. по существу в Верховном Суде РФ, как и
в любом другом суде, отсутствуют, и в принятии заявления по п. 1
ст. 129 ГПК РСФСР отказано правомерно.
Оснований для отмены определения судьи Верховного Суда РФ и
удовлетворения частной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. 317 Гражданского процессуального кодекса
РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ
определила:
определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16
апреля 2002 года оставить без изменения, а частную жалобу Р. - без
удовлетворения.
|