МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 4 июня 2002 г. N 85у
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В КОНЦЕПЦИЮ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
В целях развития жилищного строительства в отрасли,
совершенствования его финансирования, повышения доступности
приобретения работниками федерального железнодорожного транспорта
жилья на платной основе и во исполнение Постановлений расширенных
заседаний коллегий МПС России от 24 - 25 декабря 1999 г., 25 - 26
декабря 2001 г., а также с учетом опыта и результатов работы по
улучшению жилищных условий железнодорожников в 2001 году:
1. Внести изменения и дополнения в Концепцию жилищной политики
на федеральном железнодорожном транспорте на 2001 - 2005 годы,
утвержденную указанием МПС России от 18 декабря 2000 г. N 321у,
изложив ее в новой редакции согласно Приложению N 1 к настоящему
указанию.
2. Первому заместителю Министра М.В. Иванкову, начальнику
Кредитно-финансового центра О.А. Платонову, руководителям
Департаментов: финансов М.Р. Винтер, капитального строительства и
эксплуатации объектов железнодорожного транспорта С.Н. Новицкому,
председателю ЦК профсоюза А.Б. Васильеву (по согласованию),
генеральному директору ЗАО "Желдорипотека" (по согласованию) в
срок до 1 июля 2002 г. подготовить и представить на утверждение
вытекающие из настоящего указания изменения и дополнения в Правила
продажи жилья работникам железнодорожного транспорта в рамках
ипотечной жилищной программы, введенные в действие указанием МПС
России от 4 июля 2001 г. N И-1222у.
3. Руководителю Департамента капитального строительства и
эксплуатации объектов железнодорожного транспорта С.Н. Новицкому,
начальникам железных дорог совместно с ЗАО "Желдорипотека" (на
Московской железной дороге - фондом "Соцжилипотека") ежегодно в
установленные сроки определять расходы на строительство:
внеплощадочных инженерных коммуникаций, центральных тепловых и
электрических распределительных пунктов, обеспечивающих теплом и
электроэнергией несколько перспективных многоэтажных домов и
существующего жилого фонда железных дорог, нежилых
встроенно-пристроенных помещений для нужд организаций
железнодорожного транспорта, и осуществлять их строительство по
отдельным титулам, финансируемым по строке "коммунальное
строительство";
жилья, передаваемого местным органам власти по техническим
условиям и условиям строительства.
4. Первому заместителю Министра М.В. Иванкову, руководителям
Департаментов: экономики Б.М. Лапидусу, финансов М.Р. Винтер,
капитального строительства и эксплуатации объектов
железнодорожного транспорта С.Н. Новицкому совместно с ЗАО
"Желдорипотека" (на Московской дороге - фондом "Соцжилипотека")
исходя из наличия средств предусматривать в лимитах капитального
строительства и финансирования и платежных балансах железных дорог
расходы:
связанные с обеспечением выполнения ежегодных отраслевых
объемов строительства и приобретения жилья;
предусмотренные пунктом 3 настоящего указания.
5. Руководителю Департамента капитального строительства и
эксплуатации объектов железнодорожного транспорта С.Н. Новицкому,
начальникам железных дорог совместно с ЗАО "Желдорипотека" (на
Московской дороге - фондом "Соцжилипотека") ежегодно в
установленные сроки представлять предложения для рассмотрения и
утверждения отраслевого плана строительства (приобретения) жилья
на следующий год.
6. Начальникам железных дорог совместно с ЗАО "Желдорипотека"
(на Московской железной дороге - фондом "Соцжилипотека"):
обеспечивать первоочередное включение жилых домов, не
завершенных строительством, в планы строительства жилья;
при определении общей стоимости жилых помещений,
предоставляемых железнодорожникам на платной основе, учитывать в
стоимости одного квадратного метра только затраты на строительство
жилого дома, внутриплощадочных инженерных сооружений и
коммуникаций и благоустройство прилегающей к дому территории;
в срок до 1 августа 2002 г. совместно с дорпрофсожами привести
дорожные положения о строительстве платного жилья в соответствие с
настоящим указанием.
7. Признать утратившими силу приложения 1 и 2 к указанию МПС
России от 18 декабря 2000 г. N 321у, указания МПС России от 19
января 2001 г. N И-74у, 5 апреля 2001 г. N И-572у, 2 августа 2001
г. N 156у, 20 августа 2001 г. N ЦУКСр-11.
8. Контроль за настоящим указанием возложить на первого
заместителя Министра М.В. Иванкова.
С Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных
строителей согласовано.
Министр
Г.М.ФАДЕЕВ
Приложение N 1
к указанию МПС России
от 4 июня 2002 г. N 85у
КОНЦЕПЦИЯ
ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Введение
Концепция жилищной политики на федеральном железнодорожном
транспорте на 2001 - 2005 годы (далее - Концепция) направлена на
развитие жилищного строительства в отрасли, совершенствование его
финансирования, создание условий для решения жилищных проблем
работников и пенсионеров организаций железнодорожного транспорта и
предусматривает основные пути и механизмы реализации указанных
задач.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Федеральными законами "Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об
ипотеке (залоге недвижимости)", "О ветеранах", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 "О
мерах по развитию системы ипотечного кредитования в Российской
Федерации", Отраслевым тарифным соглашением по федеральному
железнодорожному транспорту на 2001 - 2003 годы, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Положения Концепции являются основой для разработки и принятия
на федеральном железнодорожном транспорте нормативных правовых и
организационных документов, регламентирующих процесс реализации
жилищной политики в отрасли.
1. Содержание проблемы
За период с 1994 по 2000 год на железнодорожном транспорте
введено в эксплуатацию около 7 млн. кв. метров жилья, что
позволило улучшить жилищные условия около 130 тыс. семей
железнодорожников.
Успешно реализуется отраслевая программа переселения
пенсионеров и высвобождаемых работников из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей. Более 2700 семей работников,
проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, в 1997 - 2000 годах получили благоустроенные квартиры
в районах с благоприятными климатическими условиями.
На 1 января 2001 г. численность работников, нуждающихся в
улучшении жилищных условий в отрасли, составила 206,1 тыс. семей,
или 14,0% от общей численности работающих. Из них около 39 тыс.
семей состоят в льготных списках очередников. Свыше 19 тыс. семей
железнодорожников проживают сегодня в ветхом и аварийном жилом
фонде, имеющемся на балансе железных дорог. Общая расчетная
потребность работников и пенсионеров организаций отрасли в жилье
составляет 11,1 млн. кв. метров.
На период до 2005 г. предполагается улучшить жилищные условия
67346 семей железнодорожников путем строительства и приобретения
жилья на вторичном рынке с доведением объемов ввода жилья к 2005
г. до 1 млн. кв. м в год.
В связи с изменившимися в стране подходами к финансированию
жилищного строительства появилась необходимость более активного
привлечения собственных средств железнодорожников, нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
2. Цели, принципы и задачи жилищной политики
2.1. Главная цель развития жилищной политики на федеральном
железнодорожном транспорте - создать эффективно работающую систему
обеспечения доступным по стоимости жильем большинства работников и
пенсионеров организаций отрасли, в первую очередь нуждающихся в
улучшении жилищных условий, за счет привлечения их собственных
средств путем предоставления жилья на платной основе с
использованием механизма продажи жилья с рассрочкой платежа и
долгосрочных ипотечных кредитов.
Одним из ключевых требований создаваемой системы является
обеспечение доступности приобретения жилья на платной основе для
железнодорожников с разными уровнями доходов. При этом система
должна быть полностью прозрачной и понятной всем участникам
процесса.
Создание в отрасли указанной системы позволит не только
ускорить решение проблем по улучшению жилищных условий работников,
пенсионеров, молодых специалистов, но и создать такие условия,
которые будут способствовать решению вопросов закрепления кадров
на длительный срок, снятию социальной напряженности и повышению
стабильности в трудовых коллективах.
2.2. Эффективное привлечение денежных средств работников и
пенсионеров организаций железнодорожного транспорта позволит
обеспечивать снижение расходов отрасли на приобретение жилья.
2.3. Вместе с тем за организациями отрасли безусловно остается
функция обеспечения жильем на условиях социального найма отдельных
категорий железнодорожников, а также предоставление служебного
жилья в связи с производственной необходимостью.
2.4. Стратегическими задачами жилищной политики на федеральном
железнодорожном транспорте являются:
создание и совершенствование системы приобретения жилья
работниками отрасли с разными уровнями доходов;
создание устойчивых механизмов, обеспечивающих доступность
приобретения жилья в соответствии с платежеспособностью
железнодорожников;
активное привлечение сбережений железнодорожников в
строительство и приобретение жилья;
обеспечение социальной защиты малоимущих железнодорожников,
гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными
социальными стандартами;
вовлечение в оборот жилья, находящегося в собственности
работников отрасли;
содействие ускоренному развитию частного жилищного сектора за
счет собственных средств железнодорожников;
более полное использование строительного потенциала отрасли;
привлечение средств сторонних инвесторов;
создание эффективного механизма финансирования строительства и
приобретения жилья, предоставляемого на платной основе,
основывающегося на следующих источниках:
- долгосрочных займах, предоставляемых железными дорогами и
другими организациями;
- собственных средствах железнодорожников, в том числе от
реализации имеющегося в их собственности жилого помещения;
- других источниках.
2.5. Министерство путей сообщения Российской Федерации и
организации железнодорожного транспорта должны обеспечить:
финансовую поддержку жилищного строительства в части,
предусмотренной настоящей Концепцией и разработанными в
соответствии с ней другими нормативными актами, контроль за
расходованием средств, направляемых на эти цели;
приоритетность развития первичного рынка жилья (при прочих
равных условиях), использование многообразия переходных форм,
приспособленных к низкой платежеспособности железнодорожников,
инфляции и дефициту финансовых средств;
соблюдение социальных стандартов (порядка постановки на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий, норм предоставления
жилья на условиях социального найма) и нормативно-технических
требований к качеству строительства.
3. Общие положения
3.1. Жилищная политика на федеральном железнодорожном
транспорте направлена на создание условий, обеспечивающих
железнодорожникам доступность приобретения жилья в соответствии с
законодательством Российской Федерации на условиях:
социального найма;
предоставления служебного жилья;
приобретения жилья на платной основе.
3.2. На условиях социального найма жилые помещения на
федеральном железнодорожном транспорте предоставляются следующим
категориям железнодорожников:
работникам, переведенным по служебной необходимости в другую
местность, в первоочередном порядке в соответствии с заключенным
трудовым договором (контрактом);
работникам, переселяемым из сносимого аварийного и не
подлежащего восстановлению ветхого жилого фонда, состоящего на
балансе организаций железнодорожного транспорта, а также лицам,
проживающим в жилых домах, находящихся в площади застройки новых
жилых домов;
работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий,
проживающим в неблагоустроенном ветхом жилом фонде и имеющим
среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума;
пенсионерам, переселяемым из неблагоустроенных жилых
помещений, расположенных в отдалении от благоустроенных населенных
пунктов (по решению жилищных комиссий организаций железнодорожного
транспорта в каждом конкретном случае), при условии стажа работы в
организациях железнодорожного транспорта не менее 20 лет и
уволенным на пенсию с данных организаций в связи с достижением
пенсионного возраста;
пенсионерам и высвобождаемым по сокращению штата работникам,
проработавшим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним
местностях не менее 15 лет и сдавшим занимаемые в этих районах
квартиры для повторного заселения работников железнодорожного
транспорта;
членам семей погибших работников и работникам, потерявшим
трудоспособность в результате несчастного случая по вине
организаций железнодорожного транспорта, нуждающимся в улучшении
жилищных условий;
участникам Великой Отечественной войны в соответствии со
статьями 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
"О ветеранах", нуждающимся в улучшении жилищных условий и
реализующим это право впервые.
Кроме указанных категорий железнодорожников организация
железнодорожного транспорта в исключительных случаях вправе
принимать решение о предоставлении жилья, построенного из
собственных средств дороги, по социальному найму другим категориям
железнодорожников (в каждом конкретном случае по ходатайству
жилищных комиссий и согласованию с профсоюзными организациями).
3.3. Служебные жилые помещения предоставляются работникам по
договорам найма на все время работы, в связи с которой им
предоставлены эти помещения. На эти цели необходимо выделять до 3%
от ежегодно вводимого (приобретаемого) объема жилья.
3.4. Объемы жилья, предоставляемого на условиях социального
найма, и служебного жилья должны составлять 25% от ежегодно
вводимого (приобретаемого) объема жилья и могут быть увеличены в
связи с производственной необходимостью.
3.5. На платной основе приобретение жилья осуществляется на
следующих условиях:
3.5.1. Работники и пенсионеры организаций железнодорожного
транспорта, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (очередники),
в порядке очередности приобретают жилые помещения с внесением
первоначального взноса не менее 15% от стоимости приобретаемого
жилья и рассрочкой оплаты оставшейся стоимости жилого помещения
сроком до 15 лет под 2% годовых в рублях.
Молодым специалистам, не имеющим жилой площади в местности, в
которую они распределены, жилая площадь предоставляется в
первоочередном порядке с оплатой первоначального взноса не менее
5% от стоимости приобретаемого жилья и рассрочкой оплаты
оставшейся стоимости жилого помещения сроком до 15 лет под 1%
годовых в рублях.
До 20% жилья, предоставляемого с рассрочкой платежа, может
быть предоставлено вне очереди категориям лиц, указанным в
абзаце первом настоящего пункта, при условии погашения ими при
первоначальном взносе не менее 50% стоимости приобретаемого жилого
помещения или выполнения обязательств по договору купли-продажи
жилого помещения в срок до 5 лет.
Организация железнодорожного транспорта вправе из собственных
средств предоставлять отдельным категориям железнодорожников,
нуждающихся в улучшении жилищных условий (ветеранам отрасли,
многодетным семьям, малоимущим, молодым специалистам и другим
категориям), субсидии или материальную помощь на погашение
полностью или частично первоначального взноса и (или) суммы
рассрочки платежа. Порядок предоставления субсидий и материальной
помощи определяется организацией железнодорожного транспорта в
соответствии с действующим законодательством.
3.5.2. Работники и пенсионеры организаций железнодорожного
транспорта имеют право приобрести жилые помещения с использованием
механизма ипотечного кредитования с внесением первоначального
взноса не менее 15% от его стоимости. Ипотечный кредит
предоставляется на срок до 15 лет под 10% годовых в рублях.
3.5.3. Сумма ежемесячных выплат по погашению рассрочки платежа
или кредиту не должна превышать 35% совокупного семейного дохода
покупателя (заемщика), а остающиеся в распоряжении семьи средства
не должны быть ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи
для данного региона.
В целях сокращения сроков исполнения обязательств по договору
о приобретении жилого помещения сумма ежемесячных выплат может
быть пересмотрена с учетом изменения совокупного дохода семьи
покупателя или заемщика.
Покупатель (заемщик) и все совершеннолетние члены его семьи
дают нотариально заверяемое согласие на освобождение
приобретенного на платной основе жилого помещения в случае
обращения на него взыскания.
3.5.4. Покупатель (заемщик) вправе оплатить часть стоимости
нового жилья за счет продажи уже имеющегося в собственности жилья.
3.6. Работникам и пенсионерам организаций железнодорожного
транспорта жилые помещения предоставляются по стоимости, в которую
включаются только затраты на строительство жилого дома,
внутриплощадочных инженерных сооружений и коммуникаций и
благоустройство прилегающей к дому территории.
3.7. Объемы строительства и приобретения жилья,
предоставляемого железнодорожникам на платной основе с
использованием механизмов рассрочки платежа и ипотечного
кредитования, уточняются ежегодно при формировании планов
строительства и приобретения жилья на следующий год с учетом
предложений железных дорог, согласованных с дорпрофсожами.
3.8. За работниками, уволенными в связи с ликвидацией
организации железнодорожного транспорта, сокращением численности
или штата работников, в течение двух лет сохраняется очередь на
получение жилья на соответствующих условиях.
|