МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 4 июня 2002 г. N 22-1-15/801-Ф491
ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Управление налогообложения малого бизнеса Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев запрос от
18.04.2002 N 02-04/6941, сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от
29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства" право выбора
системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к
упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе,
предоставляется субъектам малого предпринимательства на
добровольной основе в порядке, предусмотренном указанным
Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95
N 222-ФЗ под действие упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности не подпадают организации, занятые производством
подакцизной продукции, организации, созданные на базе
ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий,
а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды,
профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия
игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты
других категорий, для которых Министерством финансов Российской
Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и
отчетности.
При этом согласно Приказу Министерства финансов Российской
Федерации от 15.03.96 N 27 "О мероприятиях по реализации
Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" не разрешается переход на упрощенную систему
налогообложения и в том случае, если вышеуказанные виды
деятельности являются лишь одним из направлений деятельности
организации и формируют даже небольшую долю доходов в общем объеме
ее выручки.
Статьей 5 Федерального закона установлено, что отказ от
применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе
налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться
субъектами малого предпринимательства с начала очередного
календарного года при условии подачи соответствующего заявления в
налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения
календарного года.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, имеют право перейти на
общеустановленную систему налогообложения с начала очередного
календарного года. При этом осуществление видов деятельности,
указанных в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95
N 222-ФЗ, возможно только после отказа от применения упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности.
Однако в случае осуществления организацией видов
деятельности, указанных в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от
29.12.95 N 222-ФЗ, и получения доходов от этих видов деятельности
в течение срока действия упрощенной системы налогообложения, учета
и отчетности, а также если организация перестает быть субъектом
малого предпринимательства в результате принятых изменений в
уставных документах, перевод таких организаций с вышеуказанной
системы налогообложения, учета и отчетности на общеустановленную
систему налогообложения следует производить с квартала, следующего
за кварталом, в котором получен доход от таких видов деятельности
или в котором организация перестала быть субъектом малого
предпринимательства.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от
29.12.95 N 222-ФЗ исчисление совокупного размера валовой выручки
для определения возможности перехода организации - субъекта малого
предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности предусмотрено производить только на первый день
квартала, в котором произошла подача организацией заявления на
право применения данной системы налогообложения.
Вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено определять
совокупный размер валовой выручки на другие отчетные даты и в
случае превышения установленного размера оплаты труда на эти даты
производить возврат организации на общепринятую систему
налогообложения.
Поэтому если организацией - субъектом малого
предпринимательства совокупный размер валовой выручки не превысил
суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда,
установленного законодательством Российской Федерации, на первый
день квартала, в котором произошла подача заявления на право
применения данной системы налогообложения, и организации был выдан
патент на право применения этой системы на очередной календарный
год, то независимо от превышения совокупного размера валовой
выручки в течение срока, на который выдан патент, указанная
организация имеет право на применение упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности до окончания срока действия
патента.
3. Вопросы ведения организациями бухгалтерского учета
находятся в компетенции Министерства финансов Российской
Федерации. В связи с этим по возникающему у налогоплательщиков
вопросу обеспечения ведения бухгалтерского учета многопрофильными
организациями по одному виду деятельности по общеустановленной
системе с составлением баланса и отчета о прибылях и убытках, а по
другому виду деятельности - по упрощенной системе с ведением
Книги учета доходов и расходов хозяйственных операций им следует
обратиться по принадлежности - в Минфин России.
Начальник Управления
государственный советник
налоговой службы II ранга
А.Н.МЕЛЬНИЧЕНКО
|