ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2002 года
Дело N 60-Г02-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Кебы Ю.Г.,
Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 3 июня 2002 г. гражданское
дело по заявлению прокурора Камчатской области о признании
противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению ч. 1 ст. 2, ст. ст. 6, 7 Закона Камчатской
области "Об образовании и деятельности в Камчатской области
органов, осуществляющих государственную регистрацию актов
гражданского состояния" по кассационной жалобе администрации
Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 4
марта 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Кнышева В.П., заключение прокурора Власовой Т.А., полагавшей
решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Камчатской области обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению ч. 1 ст. 2, ст. ст. 6,
7 Закона Камчатской области "Об образовании и деятельности в
Камчатской области органов, осуществляющих государственную
регистрацию актов гражданского состояния" в части передачи
полномочий по регистрации актов гражданского состояния органам
местного самоуправления.
Решением Камчатского областного суда от 4 марта 2002 года
заявление прокурора удовлетворено. Суд признал противоречащими
федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими
применению ч. 1 ст. 2, ст. ст. 6, 7 Закона Камчатской области от 6
апреля 1999 г. N 37 "Об образовании и деятельности в Камчатской
области органов, осуществляющих государственную регистрацию актов
гражданского состояния" в части включения в систему органов,
осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского
состояния, органов записи актов гражданского состояния, органов
местного самоуправления, передачи государственных полномочий по
государственной регистрации актов гражданского состояния с
соответствующими финансовыми средствами органам местного
самоуправления, установления порядка осуществления органами
местного самоуправления государственных полномочий по
государственной регистрации актов гражданского состояния со дня
вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной администрацией Камчатской
области, поставлен вопрос об отмене решения суда по тем основаниям
суд неправильно истолковал и применил материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены
решения, постановленного в соответствии с установленными
обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения
Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Гражданское законодательство, которым регулируется институт
актов гражданского состояния, находится в ведении Российской
Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Пункт 4 статьи 47 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что
органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния,
определяются законом об актах гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского
состояния" государственная регистрация актов гражданского
состояния производится органами записи актов гражданского
состояния, образованными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов
записи актов гражданского состояния на территориях субъектов РФ
решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на
основании настоящего Федерального закона.
Вывод суда о том, что данный Федеральный закон уполномочил
органы государственной власти субъектов РФ только на решение
вопросов образования и деятельности органов записи актов
гражданского состояния, определив права и обязанности органов
государственной власти субъектов РФ в отношении принятия правовых
актов и осуществления иных государственно-властных действий только
по указанным вопросам, а передача же государственных полномочий по
регистрации актов гражданского состояния органам местного
самоуправления Федеральным законом не предусмотрена, является
правильным и основан на правильном толковании норм материального
права
В связи с тем что субъекты Федерации не уполномочены
делегировать функции по государственной регистрации актов
гражданского состояния органам местного самоуправления является
правильным и вывод суда о том, что положение ч. 2 ст. 6 Закона
области в части передачи органам местного самоуправления
финансовых средств не соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу
решение следует признать законным, а доводы, изложенные в
кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Камчатского областного суда от 4 марта 2002 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации
Камчатской области - без удовлетворения.
|