ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 июня 2002 г. N 613/р
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от
07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем" согласно пункту 15 статьи 42
Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в
целях надлежащей реализации требований Федерального закона от
07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон)
рекомендовать:
1. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг - брокерам,
дилерам, управляющим ценными бумагами, осуществляющим операции с
денежными средствами и ценными бумагами, включая заключение
фьючерсных контрактов и приобретение (отчуждение) опционов на
рынке ценных бумаг (далее - организации - профессиональные
участники), осуществлять обязательный контроль любой вышеназванной
операции, если сумма, на которую она совершается, равна или
превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция
является:
приобретением физическим лицом ценных бумаг за наличный
расчет;
зачислением или переводом на счет денежных средств,
предоставлением или получением кредита (займа), операцией с
ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является
физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно
регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве
(на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о
незаконном производстве наркотических средств, либо одной из
сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке,
зарегистрированном в указанном государстве (на указанной
территории);
зачислением или переводом на счет денежных средств,
предоставлением или получением кредита (займа), операцией с
ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является
физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно
регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве
(на территории), в котором (которой) не предусмотрено раскрытие
или представление информации при проведении финансовых операций,
либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в
банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной
территории);
переводом денежных средств, осуществляемых по поручению
клиента (только для некредитных организаций),
и одновременно документально фиксировать и представлять в
Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее -
КФМ России) установленные Законом сведения по таким операциям не
позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.
2. Организациям - профессиональным участникам представлять в
КФМ России сведения об иных операциях, в отношении которых у
работников на основании реализации программ осуществления
внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются
в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем (далее - необычные операции).
Признаками таких необычных операций считать:
запутанный или необычный характер сделки, не имеющей
очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки целям деятельности организации,
установленным учредительными документами этой организации;
выявление неоднократного совершения операций или сделок,
характер которых дает основание полагать, что целью их
осуществления является уклонение от процедур обязательного
контроля, предусмотренных Законом;
отсутствие или невозможность проверки в общепринятом порядке
информации о клиенте и / или предоставляемых им учредительных и
иных документах и сведениях и / или невозможность осуществления
связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
проведение операции за наличный расчет;
явная поспешность в проведении операции клиентом;
пренебрежение клиентом более выгодных условий исполнения его
поручений (тарифа комиссионного вознаграждения, существующей цены
покупки / продажи финансовых инструментов).
К критериям выявления необычных операций (сделок) относить:
совершение нескольких операций на общую сумму не менее 600 000
рублей за счет внесенных клиентом в кассу организации -
профессионального участника единовременно или по частям наличных
денежных средств в размере, равном или большем 600 000 рублей;
совершение на основании адресных заявок кросс - сделок на
сумму не менее 200 000 рублей каждая, когда сторонами таких сделок
(одновременно и покупателем и продавцом) являются сами организации
- профессиональные участники или их клиенты;
совершение взаимных сделок, когда стороны таких сделок
(профессиональные участники или их клиенты) регулярно меняются,
выступая в качестве то продавцов, то покупателей, приобретая /
продавая при этом единовременно или по частям один и тот же
финансовый инструмент примерно одного и того же объема;
регулярное заключение клиентом срочных сделок на рынке ценных
бумаг, особенно не предусматривающих поставки базового актива, в
операциях с одним или несколькими контрагентами, результатом чего
является постоянный доход или убыток клиента;
совершение единичных покупок / продаж клиентом крупных пакетов
на сумму не менее 300 000 рублей, не обращающихся через
организаторов торговли ценных бумаг, по ценам, существенно
отличающимся от рыночных цен;
осуществление регулярных операций на сумму не менее 100 000
рублей каждая по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не
имеющих рыночных котировок и не обращающихся через организаторов
торговли ценных бумаг, с направлением дохода на приобретение
высоколиквидных ценных бумаг;
одновременное выставление клиентом поручений на покупку и
продажу ценных бумаг по ценам, существенно отличающимся от текущих
рыночных цен (за исключением периода открытия торговой сессии при
совершении операций через организатора торговли);
иные критерии, установленные Правилами внутреннего контроля
организации - профессионального участника.
3. Организациям - профессиональным участникам документально
фиксировать и хранить сведения о всех операциях, условия
совершения которых совпадают с вышеназванными признаками или
критериями выявления необычных операций.
Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ
России сведения о всех операциях, условия совершения которых
одновременно совпадают как с вышеназванными признаками, так и
критериями выявления необычных операций.
Организациям - профессиональным участникам представлять в КФМ
России сведения об операциях, условия совершения которых совпадают
с вышеназванными признаками или критериями выявления необычных
операций, если у работников возникают подозрения, что операции
осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, по решению специального должностного лица,
ответственного за соблюдение соответствующих правил внутреннего
контроля (далее - ответственный сотрудник).
4. Организациям - профессиональным участникам в случае
невозможности представления в установленном порядке в КФМ России
по его письменному запросу сведений в отношении контрагента по
сделке, совершенной через организатора торговли на рынке ценных
бумаг, вместо таких сведений указывать уникальный код этого
контрагента согласно полученному от организатора торговли отчету о
сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами организации
- профессионального участника в течение торгового дня и / или
присвоенный в торговой системе уникальный (идентификационный)
номер этой сделки.
5. Организациям - профессиональным участникам разработать
нижеуказанные программы осуществления внутреннего контроля:
5.1. Программу идентификации и изучения клиентов, включающую:
5.1.1. Идентификацию клиента - физического лица на основании
документа, удостоверяющего личность, с фиксацией следующих данных:
фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или
национального обычая);
сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование,
серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа);
дата и место рождения;
место жительства (регистрации);
место пребывания;
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
образец подписи.
5.1.2. Идентификацию клиента - юридического лица на основании
учредительных документов, документов о государственной регистрации
и иных документов, действительных на дату их предъявления с
фиксацией следующих данных:
наименование (полное и сокращенное);
регистрационный номер, место и дата регистрации;
место нахождения;
почтовый адрес;
идентификационный номер налогоплательщика;
коды форм государственного статистического наблюдения.
5.1.3. Идентификацию представителя клиента - физического или
юридического лица, с фиксацией данных, установленных подпунктом
5.1.1.
5.1.4. Изучение клиентов и их представителей, для чего:
проводить анкетирование клиента и его представителя путем
составления анкеты, содержащей сведения о клиенте и его
представителе, его деятельности, аффилированных лицах и иные
сведения;
выявлять состав учредителей (участников) юридического лица и
определять лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений
органами юридического лица;
устанавливать структуру органов управления юридического лица и
их полномочия;
периодически, но не реже 1 раза в год, обновлять имеющиеся
сведения о клиентах и их представителях.
5.2. Программу выявления операций - программу выделения
собственных операций и операций клиентов, подлежащих обязательному
контролю, а также выявления собственных операций и операций
клиентов, условия совершения которых совпадают с установленными
Правилами внутреннего контроля признаками или критериями выявления
операций, в отношении которых у работников возникают подозрения,
что они осуществляются в целях противодействия легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее -
необычные операции), включающую:
5.2.1. Установление в соответствии с рекомендациями ФКЦБ
России признаков и критериев выявления необычных сделок.
5.2.2. Установление (в случае выделения работниками операции,
подлежащей обязательному контролю, или выявления необычной
операции) процедуры незамедлительного составления специального
документа (далее - Сообщение об операции), направляемого
ответственному сотруднику для квалификации операции и принятия
решения о необходимости извещения КФМ России. Сообщение должно
содержать следующие реквизиты:
а) тип операции (подлежащая обязательному контролю или
необычная);
б) вид операции (покупка, продажа, мена ценных бумаг,
заключение фьючерсных контрактов или приобретение (отчуждение)
опционов на рынке ценных бумаг, другие);
в) в отношении ценных бумаг:
полное наименование эмитента;
вид, категория (тип), государственный регистрационный номер
выпуска ценных бумаг;
количество ценных бумаг;
цена операции (сделки);
г) в отношении фьючерсных контрактов или опционов:
наименование и обозначение;
вид, количество, цена;
базовый актив;
д) сведения о лице (лицах), совершающих операцию;
е) причины, на основании которых операция квалифицируется как
необычная;
ж) должность и Ф.И.О. сотрудника, составившего сообщение;
з) подпись сотрудника, составившего сообщение;
и) дата и время составления сообщения.
Ответственный сотрудник не позднее следующего дня получения
Сообщения об операции обязан представлять сведения о такой
операции руководителю организации - профессионального участника с
приложением к необычной сделке мотивированного заключения о
необходимости представления сведений о ней в КФМ России.
Руководителю организации - профессионального участника следует по
получении вышеуказанных сведений принять окончательное решение по
представлению сведений о ней в КФМ России.
5.3. Программу документального фиксирования и хранения
документов и информации, полученных в результате реализации
программ осуществления внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, позволяющую в любой момент времени
воспроизводить все имеющиеся сведения о зафиксированной операции,
в том числе ее существенных условиях, порядке исполнения,
контрагентах по сделке.
Организации - профессиональному участнику не менее 5 лет
хранить:
имеющиеся сведения и документы, включая копии, прямо или
косвенно связанные с зафиксированными операциями, подлежащими
обязательному контролю, и необычными операциями;
документы, включая копии, содержащие сведения о клиенте, его
представителях;
сообщения об операциях;
мотивированные заключения ответственного сотрудника по
Сообщениям о необычных операциях относительно необходимости
представления сведений о них в КФМ России.
5.4. Программу обучения сотрудников по вопросам
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, по направлениям:
ознакомления с нормативно - законодательной базой по вопросам
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем;
ознакомления с Правилами внутреннего контроля;
практических занятий по реализации Правил внутреннего контроля
и программ его осуществления.
Рекомендуется организовать участие каждого сотрудника
организации (с учетом круга его должностных обязанностей) не реже
одного раза в год в данной программе.
5.5. Программу оценки и снижения рисков совершения по
поручениям клиентов операций, связанных с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем, включающую
оценку таких рисков по направлениям:
5.5.1. деятельности клиента (прежде всего на предмет связи с
интенсивным переводом / оборотом наличных денег);
5.5.2. регистрации, места жительства или места нахождения
соответственно физического или юридического лица в государстве (на
территории), где согласно международным источникам:
незаконно производятся или переправляются наркотические
вещества, а также разрешается их свободный оборот (кроме
использования наркотических веществ исключительно в медицинских
целях);
не соблюдаются общепринятые стандарты в борьбе с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или
финансированием терроризма;
не предусмотрено раскрытие или представление информации при
проведении финансовых операций.
5.6. Программу проверки (аудита) системы внутреннего контроля
в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, включающую вопросы организации и
ведения как внутреннего, так и внешнего аудита, а также порядок
принятия решений по выявленным аудиторами недостаткам и контроля
их исполнения.
Председатель
И.В.КОСТИКОВ
|