ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 мая 2002 года
Дело N 89-Г02-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Потапенко С.В.,
Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 31 мая 2002 г. гражданское
дело по заявлению прокурора о признании статьи 14 Закона Тюменской
области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления
государственными землями Тюменской области" противоречащей
федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей
применению по кассационному протесту и.о. прокурора Тюменской
области на решение Тюменского областного суда от 21 марта 2002 г.,
которым в удовлетворении заявления прокурора Тюменской области о
признании противоречащей федеральному законодательству,
недействующей и не подлежащей применению статьи 14 Закона
Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и
управления государственными землями Тюменской области" отказано.
Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения
представителя губернатора Тюменской области Дражиной И.В.,
возражавшей против доводов протеста, заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.,
поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия
установила:
прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением о
признании статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411
"О порядке распоряжения и управления государственными землями
Тюменской области" противоречащей федеральному законодательству,
недействующей и не подлежащей применению, указывая, что данная
норма областного Закона противоречит п. 10 ст. 3 Федерального
закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации", согласно которой до разграничения
государственной собственности на землю распоряжение землями
осуществляется органами местного самоуправления в пределах их
полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Иной порядок (на основании п. 3 ст. 3 ЗК РФ, ст. 3 ПС РФ) может
быть установлен только федеральным законодательством. Кроме
федерального законодательства, решить вопрос о распоряжении такими
землями вправе также Правительство РФ (п. 3 ст. 10 ФЗ "О введении
в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Представители Тюменской областной Думы и губернатора Тюменской
области возражали против заявления прокурора.
Тюменским областным судом постановлено указанное решение, об
отмене которого в кассационном протесте просит и.о. прокурора
области, полагая, что судом неправильно истолкован и применен
материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит
оснований к его удовлетворению.
В силу п.п. "в" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации
предусматривает, что земельное законодательство в соответствии с
Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное
законодательство состоит из настоящего Кодекса федеральных законов
и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской
Федерации.
Частью 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ установлено, что субъекты
Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено,
что до разграничения государственной собственности на землю
государственная регистрация права государственной собственности на
землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в
государственной собственности, не требуется. Распоряжение
указанными землями до разграничения государственной собственности
на землю осуществляется органами местного самоуправления в
пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено
иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения
государственной собственности на землю может быть определен
Правительством Российской Федерации.
Из приведенного положения Федерального закона следует, что
право распоряжения землями, находящимися в государственной
собственности, до разграничения государственной собственности на
землю, принадлежит в пределах полномочий органам местного
самоуправления, а также субъектам Федерации, если законом субъекта
РФ эти отношения были урегулированы ранее.
Судом установлено, что 05.10.2002 (до принятия Земельного
кодекса) был принят Закон Тюменской области N 411 "О порядке
распоряжения и управления государственными землями Тюменской
области".
Статьей 14 данного Закона, оспариваемой прокурором,
предусмотрено, что до разграничения государственной собственности
на землю предоставление и передача земельных участков гражданам и
юридическим лицам производится по распоряжению комитета по
управлению государственным имуществом Тюменской области на
основании решения совместной комиссии, образованной при данном
комитете.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том,
что противоречий между оспариваемой прокурором нормой областного
Закона и Федеральным законодательством не имеется.
Довод протеста о том, что субъекты РФ не наделялись правами по
распоряжению государственными землями, несостоятелен, поскольку
такие права предусмотрены в указанных выше нормах Конституции
Российской Федерации и принятого Земельного кодекса РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы судом
правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене
решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
определила:
решение Тюменского областного суда от 21 марта 2002 года
оставить без изменения, кассационный протест и.о. прокурора
области - без удовлетворения.
|