Утверждено
на тридцать втором заседании
Совета по железнодорожному
транспорту
31 мая 2002 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия
органов здравоохранения железнодорожных администраций государств-
участников Содружества Независимых Государств (далее - органы
здравоохранения) по предупреждению и ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера на железнодорожном транспорте (далее - чрезвычайные
ситуации).
Действие настоящего Положения распространяется на чрезвычайные
ситуации, возникшие и прогнозируемые на железнодорожном транспорте
на территории государств-участников СНГ.
1.2. Взаимодействие органов здравоохранения осуществляется в
соответствии с Соглашением государств-участников Содружества
Независимых Государств о взаимодействии в области предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера от 22 января 1993 года, настоящим
Положением, а также национальным законодательством государств-
участников СНГ.
1.3. Целью взаимодействия органов здравоохранения является
обеспечение совместного использования сил и средств для
осуществления согласованных и эффективных действий по спасению
жизни и сохранению здоровья людей в чрезвычайных ситуациях,
оказанию пострадавшим всех видов медицинской помощи в необходимых
объемах и в оптимальные сроки, а также по предупреждению и
ликвидации случаев массовых отравлений и заболеваний.
Достижение указанной цели обеспечивается координацией действий
органов здравоохранения при планировании, организации и проведении
совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
1.4. Термины, используемые в настоящем Положении, имеют
следующие значения:
взаимодействие органов здравоохранения - это согласованные и
взаимосвязанные по целям, задачам, месту, времени, объемам и
способам выполнения совместные действия по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
чрезвычайные ситуации - обстановка на объектах железнодорожного
транспорта, сложившаяся в результате аварии или крушения, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно на объектах железнодорожного
транспорта, направленных на максимально возможное уменьшение риска
возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение
здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и
материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые на объектах железнодорожного
транспорта при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные
на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на
локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия
характерных для них опасных факторов;
медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций -
комплексная характеристика чрезвычайной ситуации, определяющая
содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения,
включающая данные по величине и структуре санитарных потерь,
нуждаемости пораженных в различных видах медицинской помощи,
условиям проведения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий, масштабам нарушения и
потребности в восстановлении жизнеобеспечения населения в зоне
чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах.
1.5. Взаимодействие органов здравоохранения осуществляется:
в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, медико-
санитарные последствия которых не могут быть ликвидированы силами
и средствами одной железнодорожной администрации государства-
участника СНГ;
в случае возможного трансграничного воздействия чрезвычайных
ситуаций, требующего осуществления согласованных действий
железнодорожных администраций государств-участников СНГ в
предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций;
при других чрезвычайных ситуациях, связанных с осложнением
медико-санитарной обстановки и ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций в условиях дефицита собственных
сил и средств.
1.6. Основными принципами взаимодействия органов
здравоохранения являются:
единство подходов в постановке и реализации основных задач в
области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья, обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;
приоритет сохранения жизни и здоровья населения при
возникновении и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций;
самостоятельность принятия решения на уровне железнодорожных
администраций;
скоординированность действий при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
единство подходов и критериев при прогнозировании и оценке
медико-санитарной обстановки в различных чрезвычайных ситуациях,
определении уровня реагирования сил и средств, отвечающего
масштабу данной чрезвычайной ситуации, оценке реальных
возможностей медицинских формирований и учреждений по организации
взаимодействия при ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций, осуществлении информационного обеспечения
прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций;
осуществление совместных действий в международных организациях
и участие в международных программах соответствующей
направленности;
сохранение и развитие научно-технического сотрудничества при
решении проблем предупреждения и ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Основные направления взаимодействия
органов здравоохранения
Взаимодействие органов здравоохранения по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций
осуществляется по следующим направлениям:
координация (организация) работ по созданию и совершенствованию
системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
совместная разработка и реализация целевых и научно-технических
программ по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, включая
вопросы защиты населения и окружающей среды;
взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
согласование решений о выделении сил и средств для
предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций;
согласование совместных действий по медицинской защите
работников железнодорожного транспорта, пассажиров и населения,
своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим,
организации и проведению санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий;
координация работ по эвакуации пострадавших из зоны
чрезвычайной ситуации, дальнейшей их госпитализации в
специализированные медицинские учреждения железнодорожного
транспорта, оказанию необходимой консультативной помощи по лечению
и реабилитации пострадавших;
участие в организации обнаружения и ликвидации радиоактивного,
химического, биологического или комбинированного заражения
(загрязнения) объектов железнодорожного транспорта и окружающей
среды при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение мероприятий по защите здоровья личного состава
аварийно-спасательных и медицинских формирований, специалистов
медицинских учреждений железных дорог, участвующих в ликвидации
последствии чрезвычайных ситуаций, а также населения, находящего в
зоне чрезвычайной ситуации;
создание и использование фондов материально-технических и
медицинских ресурсов, необходимых для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
подготовка и повышение квалификации руководящего состава и
специалистов по единой программе планирования и реализации
мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение совместных учений и специальных тренировок по
отработке взаимосогласованных действий при ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
сохранение и развитие научно-технического сотрудничества при
решении проблем предупреждения и ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций, участие в выполнении научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам
медицинского обеспечения при чрезвычайных ситуациях.
3. Порядок взаимодействия органов здравоохранения
3.1. Для координации взаимодействия органов здравоохранения в
области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций при Комиссии по взаимодействию
железнодорожных администраций в области здравоохранения
организуется рабочая группа по проблемам медицины катастроф, в
состав которой входят руководители и специалисты органов
здравоохранения.
3.2. Рабочая группа по проблемам медицины катастроф занимается
рассмотрением вопросов планирования, подготовки и реализации
необходимых мероприятий в области предупреждения и ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Рабочая
группа подготавливает проекты решений по рассмотренным вопросам и
представляет их на утверждение Комиссии по взаимодействию
железнодорожных администраций в области здравоохранения.
3.3. Органы здравоохранения в своей повседневной деятельности
осуществляют взаимный обмен информацией по следующим вопросам:
разработка и реализация межгосударственных и государственных
целевых и научно-технических программ, нормативных правовых и
других документов в области предупреждения и ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
прогноз возможных медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций с учетом местных условий;
состав и возможности сил и средств, которые могут оперативно
привлекаться для проведения работ по ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций при получении соответствующего
запроса органов здравоохранения;
наличие и состояние потенциально опасных объектов
производственного назначения, а также возможных районов стихийных
бедствий, расположенных вблизи железных дорог;
эпидемиологическая ситуация по особо опасным инфекциям на
территориях, прилегающих к железным дорогам, особенно на
пограничных участках;
мероприятия по обеспечению безопасности пассажирских и грузовых
перевозок, при выявлении несанкционированного завоза опасных и
особо опасных грузов (химических, биологических, радиационных);
учебно-методическое обеспечение при подготовке, переподготовке
и повышении квалификации руководящего состава и специалистов в
области предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций, планируемые командно-штабные и опытно-
исследовательские учения.
Информационный материал по указанным в настоящем пункте
вопросам составляется по единой форме и направляется для анализа и
обобщения в рабочую группу по проблемам медицины катастроф при
Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области
здравоохранения, а также железнодорожным администрациям
пограничных железных дорог.
3.4. Органы здравоохранения при угрозе или возникновении
чрезвычайных ситуаций могут обратиться за необходимой помощью в
Комиссию по взаимодействию железнодорожных администраций в области
здравоохранения или непосредственно к железнодорожной
администрации пограничного государства-участника СНГ, указывая
конкретные виды и объемы запрашиваемой помощи.
Взаимный обмен информацией и оповещение об угрозе или
возникновении чрезвычайной ситуации осуществляются по линии
оперативных служб органов здравоохранения. Получение такой
информации о чрезвычайных ситуациях от оперативных служб органов
здравоохранения, ее обработка и передача осуществляется
Департаментом здравоохранения МПС России.
3.5. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций органы
здравоохранения уточняют и согласовывают:
прогнозируемую (сложившуюся) обстановку, количество
пострадавших на железной дороге и среди населения, санитарно-
эпидемиологическое состояние в зоне чрезвычайной ситуации и на
прилегающей территории;
состав собственных сил и средств, уровень их материально-
технического обеспечения, порядок действий и принимаемые
(принятые) решения по ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайной ситуации;
организацию медицинского обеспечения пострадавших на железной
дороге и населения, выполнение специальных медицинских и
противоэпидемических мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;
вид, объем и порядок организации запрашиваемой дополнительной
помощи;
порядок эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, в том
числе возможность их госпитализации в медицинские учреждения
железных дорог государств-участников СНГ для оказания
специализированной медицинской помощи;
порядок обеспечения связи;
наличие, порядок использования и пополнения запасов
медицинского и другого специального имущества, необходимого для
ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации;
вопросы материально-технического обеспечения сил и средств,
участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайной ситуации;
другие вопросы в зависимости от конкретно складывающейся
обстановки.
3.6. Структурными подразделениями органов здравоохранения,
осуществляющими взаимодействие по предупреждению и ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, являются
врачебно-санитарные службы железных дорог или соответствующие им
структуры, а также лечебно-профилактические учреждения и центры
государственного санитарно-эпидемиологического надзора
железнодорожного транспорта государств-участников СНГ.
При необходимости взаимодействие могут осуществлять другие
структурные подразделения органов здравоохранения по уведомлению
руководящих и координирующих органов железнодорожных
администраций.
3.7. Основными медицинскими формированиями, привлекаемыми в
порядке взаимодействия для оказания помощи в условиях чрезвычайных
ситуаций, являются выездные врачебные бригады (ВВБ) и бригады
специализированной медицинской помощи (БСМП), а по линии санитарно-
эпидемиологического надзора - санитарно-эпидемиологические отряды
(СЭО) или санитарные эпидемиологические бригады (СЭБ) и при
наличии - специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ).
Профиль и состав указанных формирований (в полном составе или в
виде отдельных групп) определяется конкретной медико-тактической
обстановкой чрезвычайной ситуации. Все формирования (группы)
должны быть оснащены комплектами необходимого оборудования и
медикаментов, транспортом, средствами связи и другими средствами,
позволяющими ведение автономных действий в зоне чрезвычайной
ситуации как минимум в течение 72 часов. По окончании запасов
обеспечение привлекаемых формирований (групп) всеми необходимыми
средствами ведения спасательных работ осуществляется за счет
средств запрашивающей железнодорожной администрации. В случае
необходимости личному составу привлекаемых формирований (групп)
органами здравоохранения запрашивающей железнодорожной
администрации оказывается соответствующая безвозмездная
медицинская помощь.
3.8. Руководство привлекаемыми для оказания помощи силами и
средствами осуществляет железнодорожная администрация, на
территории государства которой проводятся работы по ликвидации
последствий чрезвычайной ситуации.
3.9. При необходимости привлечения других сил и средств для
наращивания усилий по ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций и решения вопросов жизнеобеспечения, лечения
и реабилитации пострадавших лиц, восполнения материально-
технических ресурсов железнодорожные администрации вырабатывают и
представляют в Совет по железнодорожному транспорту государств-
участников СНГ соответствующие предложения.
3.10. Силы и средства органов здравоохранения для ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются
на условиях последующего возмещения произведенных затрат за счет
средств запрашивающей железнодорожной администрации или в иной
согласованной форме.
3.11. После завершения работ по ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайной ситуации в месячный срок орган
здравоохранения железнодорожной администрации, предоставляющей
помощь, направляет органу здравоохранения железнодорожной
администрации, запрашивающей помощь, отчет в письменном виде о
проведенных работах и затратах.
Орган здравоохранения железнодорожной администрации,
запрашивающей помощь, направляет органу здравоохранения
железнодорожной администрации, предоставляющей помощь, итоговый
отчет о деятельности формирований (групп), с подробным описанием
характеристики чрезвычайной ситуации, видов и объема полученной
помощи, результатов проведенных работ по ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
|