Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 29 мая 2002 г. N 221-ст
Дата введения -
1 января 2003 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
SYSTEM OF STANDARDS FOR LABOR SAFETY.
GENERAL REQUIREMENTS ON OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY
MANAGEMENT IN ORGANIZATION SYSTEM
ГОСТ Р 12.0.006-2002
(с изм., согл. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
Предисловие
1. Разработан рабочей группой, созданной Техническим комитетом
по стандартизации ТК 251 "Безопасность труда" и Всероссийским
научно-исследовательским институтом стандартизации.
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 251
"Безопасность труда" и Департаментом условий и охраны труда
Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта
России от 29 мая 2002 г. N 221-ст.
3. Настоящий стандарт гармонизирован со стандартом OHSAS 18001-
99 и руководством Международной организации труда ILO-OSH 2001.
(п. 3 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
4. Введен впервые.
Введение
Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности
и демонстрации возможностей управления охраной труда (охраной
здоровья и безопасностью) работников (персонала). Это делается в
условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и
реформирования экономики.
Методология создания и функционирования систем управления
(менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными
международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и
ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды). В основе
методологии создания и функционирования систем управления,
определяемой этими международными стандартами, положены известные
принципы: "планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй",
реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении
деятельности. Модель такого подхода приведена на рисунке.
------------------------------------------------------¬
¦ --------------¬ Последовательное ¦
¦ ¦ Политика ¦ улучшение ¦
¦ ¦в области УОТ¦ ¦
¦ ¦ -----------+---¬ ¦
¦ L--+ Планирование ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ------------+----¬ ¦
¦ L--¦ Внедрение ¦ ¦
¦ ¦ и обеспечение ¦ ¦
¦ ¦функционирования¦ ¦
¦ L-------T--------- ¦
¦ --------+--------¬ ¦
¦ ¦ Проверочные ¦ ¦
¦ ¦и корректирующие¦ ¦
¦ ¦ действия ¦ ¦
¦ L-------T--------- ¦
¦ --------+--------¬ ¦
¦ ¦ Рассмотрение ¦ ¦
¦ ¦ руководством ¦ ¦
¦ L----------------- ¦
L------------------------------------------------------
Рисунок. Модель системы управления охраной
труда (СУОТ)
Известный британский стандарт BS 8800-96 "Руководство по
системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала"
(Guide to Occupational health and safety management systems) и
разработанный на его основе стандарт OHSAS 18001-99 (аббревиатура
OHSAS - Occupational Health and Safety Assessment Series) "Системы
управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования"
и руководство Международной организации труда ILO-OSH 2001
ориентированы на создание системы управления охраной труда
организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с
другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках
единой интегрированной системы управления (менеджмента)
организации.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
Настоящий государственный стандарт содержит требования к
системам управления охраной труда в организации, стандарт
гармонизирован с стандартом OHSAS 18001-99 <*> и руководством ILO-
OSH 2001. Следует отметить, что создание системы не является
обязательным, а определяется лишь намерениями организации
совершенствовать свою деятельность в области охраны труда.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
--------------------------------
<*> Стандарт OHSAS 18001-99 разработан при участии национальных
органов по стандартизации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР,
Ирландия), фирм и исследовательских организаций.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
Система управления охраной труда, соответствующая требованиям
настоящего стандарта, предназначена для реализации организацией
своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее
деятельности в этой области сторонними организациями.
Стандарт является общетехническим, устанавливающим требования к
элементам системы управления охраной труда. Требования стандарта
применимы к организациям всех типов и размеров, независимо от
конкретного сектора экономики (отрасли промышленности). На
разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают
определенное влияние область деятельности организации, ее
конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а
также используемые технологические процессы, оборудование,
средства индивидуальной и коллективной защиты работников и
практический опыт деятельности в области охраны труда.
Успех функционирования системы управления охраной труда зависит
от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми
подразделениями и работниками организации, особенно ее
руководством (работодателем).
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть
использованы для объективной самооценки, самодекларации или
сертификации.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системе
управления охраной труда в организации.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к
любой организации независимо от ее организационно-правовой формы,
которая намерена:
- создавать систему управления охраной труда;
- обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное
совершенствование системы управления охраной труда;
- проводить сертификацию системы управления охраной труда;
- проводить самооценку и самодекларацию соответствия
функционирующей системы управления охраной труда требованиям
охраны труда и настоящего стандарта.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки
ГОСТ 12.0.002-80. Система стандартов безопасности труда.
Термины и определения
ГОСТ Р 51897-2002. Менеджмент риска. Термины и определения
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в
стандарты
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3. Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с
соответствующими определениями:
3.1. Авария: разрушение сооружений, оборудования, технических
устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ,
создающие угрозу жизни и здоровью людей.
3.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда: система анализа
и оценки состояния условий труда на рабочих местах.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3.2а. Аудит: систематический, независимый и отражаемый в
документах процесс получения и объективной оценки данных для
определения степени соблюдения установленных критериев.
(п. 3.2а введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.3. Безопасность (продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации):
состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с
причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических
или юридических лиц, государственному или муниципальному
имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и
растений [4].
(п. 3.3 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
3.4. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
3.5. Безопасные условия труда: условия труда, при которых
воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных
факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают
установленных нормативов [5].
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3.5а. Допустимый риск: по ГОСТ Р 51898.
(п. 3.5а введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.6. Заинтересованная сторона: по ГОСТ Р 51897.
(п. 3.6 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
3.6а. Идентификация опасностей: процедура выявления опасностей,
их характеристик, возможного проявления последствий.
(п. 3.6а введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.7. Компетентность: выраженная способность применять свои
знания и умения.
(п. 3.7 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
3.8. Несоответствие: невыполнение требований.
(п. 3.8 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
3.9. Происшествие: событие, которое приводит или может привести
к несчастному случаю.
3.10. Несчастный случай: нежелательное событие, приводящее к
смертельному исходу, травме или заболеванию работника.
3.11. Организация работ по охране труда: система
взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны
труда.
3.12. Охрана труда: система сохранения жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя
правовые, социально-экономические, организационно-технические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия [2].
3.12а. Оценка риска: по ГОСТ Р 51897.
(п. 3.12а введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.13. Результативность: измеримые результаты функционирования
системы управления охраной труда, относящиеся к контролю и
управлению рисками для здоровья и безопасности персонала и
основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и
задачах.
3.14. Риск: по ГОСТ Р 51898.
(п. 3.14 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
3.14а. Снижение риска: по ГОСТ Р 51897.
(п. 3.14а введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Примечание. При использовании в настоящем стандарте термина
"риск" под ним подразумевают риск для здоровья и безопасности
персонала.
3.15. Сертификация работ по охране труда в организациях: форма
осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия
работ по охране труда в организации требованиям технических
регламентов, положений стандартов или условий договора.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3.16. Система управления охраной труда: часть общей системы
управления организации, обеспечивающая управление рисками в
области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с
деятельностью организации.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
Примечание. Система включает организационную структуру,
деятельность по планированию, распределению ответственности,
процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения,
достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий
охраны труда организации. Термин "управление" в системе управления
охраной труда по смысловому значению соответствует термину
"менеджмент" в системе менеджмента качества по стандартам ИСО
серии 9000.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3.17. Средства (индивидуальной, коллективной) защиты
работников: технические средства, используемые для предотвращения
или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных
производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [2].
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3.18. Травмобезопасность: соответствие рабочих мест требованиям
безопасности труда, исключающим травмирование работающих в
условиях, установленных требованиями технических регламентов,
положениями стандартов или условиями договоров.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3.19. Требования безопасности (труда) (требования
безопасности): по ГОСТ 12.0.002.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3.20. Условия труда: совокупность факторов производственной
среды и трудового процесса, оказывающих влияние на
работоспособность и здоровье работника [5].
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
3.21. Управление риском: по ГОСТ Р 51897.
(п. 3.21 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.22. Технический регламент: документ, который принят
международным договором Российской Федерации, ратифицирован в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или
федеральным законом, и указом Президента Российской Федерации, или
постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает
обязательные для применения и исполнения требования к объектам
технического регулирования (продукции, в том числе зданиям,
строениям или сооружениям, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации) [4].
(п. 3.22 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.23. Стандарт: документ, в котором в целях добровольного
многократного использования устанавливаются характеристики
продукции, правил осуществления и характеристик процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнения работ или оказания услуг [4].
(п. 3.23 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4. Требования к системе управления охраной труда
4.1. Общие требования
4.1.1. Руководство организации, несущее ответственность за
охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и
функционирование системы управления охраной труда в соответствии с
установленными требованиями.
4.1.2. При создании системы управления охраной труда
необходимо:
- определять законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие государственные нормативные требования охраны труда,
распространяющиеся на деятельность организации;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и
соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или
планируемыми видами деятельности организации;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
- определять политику организации в области охраны труда;
- определять цели и задачи в области охраны труда,
устанавливать приоритеты;
- разрабатывать организационную схему и программу для
реализации политики и достижения ее целей, выполнения поставленных
задач.
4.1.3. Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных
действий;
- внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее
функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой
системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
- возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
- возможность интеграции в общую систему управления
(менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.
4.2. Политика организации в области охраны труда
4.2.1. Руководство должно:
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- определять и документально оформлять политику, цели и задачи
(обязательства) в области охраны труда;
- обеспечивать доведение принятой политики до всех работников
организации, ее поддержку на всех уровнях управления и ее
реализацию;
- периодически рассматривать (анализировать) и корректировать
политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия
изменяющимся потребностям организации.
4.2.2. Политика организации в области охраны труда должна:
- определять общие цели по улучшению условий и охраны труда
работников;
- соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть
увязанной с хозяйственными целями организации;
- включать обязательство руководства организации (работодателя)
по соответствию условий и охраны труда в организации
законодательству в области охраны труда (государственным
нормативным требованиям охраны труда);
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- включать обязательство руководства организации по постоянному
улучшению условий и охраны труда, формированию общественных
органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства,
информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о
существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях
за нанесение вреда здоровью;
- предусматривать основу для установления целей и задач по
охране труда и их анализа;
- быть доступной заинтересованным сторонам.
4.2.3. Цели должны соответствовать политике в области охраны
труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и
охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и
учтены государственные нормативные требования охраны труда и
другие требования, производственные риски, технологические
операции, производственные, функциональные, финансовые и другие
хозяйственные требования.
Цели в области охраны труда должны быть установлены
применительно к каждой функции и уровню управления внутри
организации.
Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности
количественное выражение.
4.2а. Идентификация опасностей, оценка риска и управление им
(п. 4.2а введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.1. Основные положения
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в
рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки
рисков и внедрения необходимых мер защиты от них. Эти процедуры
должны гарантировать:
а) идентификацию опасностей;
б) оценку риска;
в) управление риском;
г) регулярную оценку потребности в действиях, указанных в
перечислениях "а" - "в".
(п. 4.2а.1 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.2. Идентификация опасностей
Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:
а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые
потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;
б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного
с выполняемой работой, продукцией или услугой;
в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или
происшествиях.
Идентификация опасностей процессов должна включать
рассмотрение:
а) организации работ, управления их выполнением;
б) проектирования рабочих мест, технологических процессов,
оборудования;
в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта
оборудования (помещений);
г) характеристик приобретаемых товаров и услуг.
(п. 4.2а.2 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.3. Оценка риска
Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей,
следует анализировать, оценивать и упорядочивать по приоритетам
необходимости исключения или снижения риска. При этом следует
рассматривать как нормальные условия функционирования
производства, так и случаи отклонения в работе, связанные с
происшествиями и возможными аварийными ситуациями.
Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.
Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы
как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны
труда.
(п. 4.2а.3 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.4. Управление рисками
Все идентифицированные риски подлежат управлению, с учетом
приоритетов применяемых мер, в качестве которых используют:
- исключение опасной работы (процедуры);
- замену опасной работы (процедуры);
- инженерные (технические) методы ограничения воздействия
опасностей;
- административные методы ограничения воздействия опасностей;
- средства коллективной и индивидуальной защиты.
При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться
письменные разрешения на проведение таких работ.
(п. 4.2а.4 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.5. Аттестация рабочих мест по условиям труда
При аттестации рабочих мест проводят оценку условий труда и
травмобезопасности рабочих мест. При этом учитывают наличие
средств коллективной защиты, обеспеченность работников средствами
индивидуальной защиты и определяют эффективность этих средств.
(п. 4.2а.5 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.3. Планирование мероприятий и функционирования системы
управления охраной труда
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
4.3.1. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
4.3.2. Организация должна формировать и своевременно
корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану
труда, которые она может контролировать и на которые она может
воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты,
выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать
значительные воздействия на условия и охрану труда, и
гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении
целей в области охраны труда. Организация должна постоянно
актуализировать эту информацию.
4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в
рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по
охране труда для каждого подразделения и уровня управления
организации.
При установлении и анализе целей и задач по охране труда
организация должна учитывать:
- требования законодательных актов, государственные нормативные
требования охраны труда;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- важные факторы охраны труда, технологические финансовые,
эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности
организации;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- ресурсные возможности;
- политику организации в области охраны труда, включая
обязательство по предотвращению несчастных случаев и
профессиональных заболеваний;
- мнение заинтересованных сторон.
4.3.4. Программа улучшения условий и охраны труда
4.3.4.1. Руководство должно определять и документально
оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя
внимание следующим действиям по реализации требований охраны
труда:
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- подготовке программы улучшения условий и охраны труда;
- определению и приобретению необходимых средств управления
производственными процессами, оборудования (включая компьютеры,
контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и
коллективной защиты работников;
- разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест
установленным требованиям условий и охраны труда, а также
приобретению работниками навыков, необходимых для достижения
требуемого уровня безопасности труда;
- совершенствованию и актуализации, если это необходимо,
методов управления охраной труда и средств контроля;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- выяснению перспективных тенденций в области охраны труда,
включая оценку возможностей превышения организацией современного
технического уровня обеспечения охраны труда;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
- выявлению и контролю вредных и опасных производственных
факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и
периодический медицинский осмотр.
4.3.4.2. Программу улучшения условий и охраны труда следует
регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При
необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности
организации (в том числе изменения технологических процессов и
оборудования), изменения оказываемых услуг или условий
функционирования. Такая программа должна также предусматривать:
- распределение ответственности за достижение целей и задач,
нормативных показателей условий и охраны труда для каждого
подразделения и уровня управления в организации;
- обеспеченность необходимыми ресурсами;
- средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и
решены задачи программы.
Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны
труда может содержать ссылки на соответствующие документированные
методы, составляющие неотъемлемую часть системы управления охраной
труда.
5. Внедрение и обеспечение функционирования системы
управления охраной труда
5.1. Структура работ и распределение ответственности
5.1.1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны
труда в организации в соответствии с законодательством Российской
Федерации [2] возлагают на руководителя организации
(работодателя).
5.1.2. В организации должен быть назначен руководитель
(специальный представитель руководства), который независимо от
других возложенных на него обязанностей должен нести
ответственность и обладать полномочиями для:
- организации разработки, внедрения и обеспечения
функционирования системы управления охраной труда в соответствии с
настоящим стандартом;
- обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны
труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности
организации;
- инициирования проведения мероприятий, направленных на
улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы
управления охраной труда, а также на предупреждение
профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
- выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и
охраны труда;
- выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по
совершенствованию охраны труда;
- организации работ по аттестации рабочих мест по условиям
труда;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- проверки выполнения принятых решений;
- управления устранением несоответствий;
- регулярного представления отчетности о функционировании
системы управления охраной труда с целью анализа и использования
ее руководством организации для совершенствования системы
управления охраной труда.
Примечание. В обязанности представителя руководства может также
входить поддержание связи с органами государственного и
общественного контроля за охраной труда, другими заинтересованными
сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.
5.1.3. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и
эффективного управления охраной труда должны быть определены и
документированы обязанности, ответственность, полномочия
руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и
проверяющих работы.
5.1.4. Руководство организации должно определять требования к
ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать
контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный
персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние
аудиты условий и охраны труда.
Примечание. Под ресурсами подразумеваются кадры с их
специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.
5.1.5. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда,
осуществления контроля за их выполнением, а также для организации
сотрудничества в области охраны труда между руководством
организации и работниками (персоналом) в соответствии с
действующим законодательством создают службы охраны труда или
назначают работников, на которых (наряду с основной работой)
возлагают выполнение обязанностей по охране труда, создают
комитеты (комиссии) по охране труда и выбирают уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда [2], [5].
(п. 5.1.5 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.2. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала
5.3.1. Организация должна выявлять потребности в обучении
персонала для компетентного выполнения работ, включая обучение по
охране труда.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
5.3.2. Работники должны быть обучены с учетом специфики
выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и
компетентность, необходимые для безопасного выполнения рабочих
заданий.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
5.3.3. Организация должна устанавливать методы, подтверждающие
наличие у работника соответствующих знаний, касающихся:
- обязанностей работника в области охраны труда в соответствии
с действующим законодательством [2];
- фактических или потенциальных последствий его деятельности на
уровень безопасности труда;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- понимания ответственности за соответствие его действий
политике организации в области охраны труда, требованиям охраны
труда, системы управления охраной труда, включая действия
работника в аварийных ситуациях;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- возможных последствий несоблюдения технологических процессов
и производственных инструкций.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
5.3.4. В процессе обучения работников и проверки их знаний по
охране труда должны быть учтены различные уровни ответственности
обучаемого, требуемой компетентности и риска на рабочих местах.
(п. 5.3.4 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.3.5. Служба охраны труда или работник, на которого возложены
(наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:
- ознакомить работников с состоянием охраны труда в
организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда,
проводить вводный инструктаж;
- контролировать своевременное и качественное проведение с
работниками первичного, повторного, внепланового и целевого
инструктажей по охране труда;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
- вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и
методов управления рисками в организации.
5.3.6. Руководители подразделений, работ и иные должностные
лица, на которые возложены обязанности по созданию безопасных
условий труда, должны проводить с работниками первичный,
повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
(п. 5.3.6 введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта
РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.4. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.4.1. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.4.2. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.4.3. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.4.4. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям
5.5.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать
практическое использование методов выявления возможностей
возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на
них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения
несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с
последствиями аварий.
5.5.2. Организация должна иметь планы действий персонала в
возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.
5.5.3. Организация должна анализировать и корректировать (при
необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным
ситуациям, их предотвращению и ликвидации последствий. Организация
также должна периодически проверять практическую подготовленность
персонала к действиям в аварийных ситуациях.
5.6. Передача и обмен информацией
Система управления охраной труда организации должна
обеспечивать:
- передачу информации об условиях и охране труда между
различными уровнями управления и подразделениями организации;
- получение необходимой информации по охране труда от внешних
заинтересованных организаций, ее документальное оформление;
- передачу информации по условиям и охране труда для
заинтересованных сторон.
5.7. Документация системы управления охраной труда
5.7.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение
документации (на бумажных носителях или в электронном виде),
которая устанавливает и описывает основные процедуры системы
управления охраной труда в их взаимодействии.
Примечания. 1. Документация может включать утвержденное
руководство (положение или другой нормативный документ) по
управлению охраной труда.
2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме,
достаточном для ее результативного использования.
5.7.2. Документация должна быть удобочитаемой, легко
идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в
действие и срока действия. Документация должна храниться в
учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть
установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки
и обновления документов различного вида. Эти методы должны
своевременно корректироваться.
5.7.3. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы
контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим
стандартом, с тем чтобы:
- документы периодически анализировались, при необходимости
корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;
- копии учтенных документов и принятых данных были доступными
на всех местах, где их использование существенно для эффективного
функционирования системы управления охраной труда;
- отмененные документы и данные соответственно изымались из
всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-
либо другим способом, исключающим их непреднамеренное
использование;
- архивированные документы и данные, относящиеся к
законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в
соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или
для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы
и данные должны быть соответственно обозначены.
5.8. Управление производственно-технологическими операциями
Организация должна определять те операции и виды деятельности,
которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны
труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны
труда. Организация должна планировать эти виды деятельности,
включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт
оборудования, с тем чтобы гарантировать выполнение соответствующих
нормативных требований охраны труда путем:
- установления и обеспечения выполнения процедур, направленных
на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в
области охраны труда;
- выполнения установленных функциональных критериев
(нормативных требований) к процессам;
- установления и обеспечения использования методов выявления
рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем,
комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми
организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о
соответствующих требованиях;
- разработки и использования методов проектирования оснащения
рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом
требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение
производственного риска непосредственно в месте его проявления.
6. Контроль результативности охраны труда
6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда
6.1.1. Организация должна устанавливать и своевременно
корректировать методы периодической оценки соответствия состояния
охраны труда действующему законодательству, государственным
нормативным требованиям охраны труда.
6.1.2. Организация должна разрабатывать и обеспечивать
функционирование процессов регулярного слежения, измерения и
регистрации результативности операций, способных воздействовать на
условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в
соответствии с установленными требованиями, целями организации в
области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям
(нормативным показателям) функционирования и государственным
нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний,
происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности
системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений,
достаточных для последующего проведения анализа результатов
оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и
выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников.
Примечание. В случаях, определенных законодательством, должны
быть обеспечены мониторинг и регистрация данных о здоровье
работников, подвергающихся определенным опасностям.
6.1.3. Организация должна располагать данными о нормативных
требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения
и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку
этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать
и сохранять.
6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и
предупредительные действия
6.2.1. Организация должна устанавливать и своевременно
корректировать методы выявления и анализа несоответствий, принятия
мер для смягчения последствий их проявления, а также по
инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и
предупредительных действий. Любое корректирующее или
предупредительное действие, предпринятое для устранения причин
действительного или потенциального несоответствия, должно быть
соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану
труда.
6.2.2. Организация должна осуществлять своевременную
корректировку документированных методов, связанных с проверочными,
корректирующими и предупредительными действиями, а также
регистрировать эти действия.
6.3. Аварии, несчастные случаи и происшествия
6.3.1. Организация должна разрабатывать процедуры и
обеспечивать выполнение:
- сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев,
происшествий и других несоответствий;
- смягчения последствий аварий, несчастных случаев;
- корректирующих и предупредительных действий для исключения
фактических или потенциальных несоответствий (предполагаемые
корректирующие и предупредительные меры следует оценивать по
уровню риска, связанного с их реализацией).
(абзац в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
Примечание. Исключено. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
- анализа результативности предпринятых корректирующих и
предупредительных действий;
- обязательного социального страхования работников от
несчастного случая на производстве и профессионального
заболевания.
6.3.2. Организация должна регистрировать все изменения в
документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и
предупредительными действиями.
6.4. Записи и управление записями
6.4.1. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы
ведения записей по охране труда, включая сведения об обучении и
инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны
труда, результатах анализа руководством системы управления охраной
труда.
6.4.2. Записи по охране труда должны быть четкими,
определенными, отражающими все виды деятельности организации,
доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также
должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения
должны быть указаны на документах, содержащих записи.
6.4.3. Записи следует актуализировать и хранить в порядке,
установленном в организации, для анализа и подтверждения
соответствия состояния управления охраной труда требованиям
настоящего стандарта.
6.5. Аудит системы управления охраной труда
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
6.5.1. Организация должна разрабатывать и своевременно
корректировать планы и методы проведения аудита системы управления
охраной труда.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
6.5.2. Аудит системы управления охраной труда проводят для:
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- определения наличия в организации функционирующей системы
управления охраной труда, определения соответствия системы
управления охраной труда требованиям настоящего стандарта,
положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования системы управления
охраной труда, оценки результативности достижения целей,
выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их
корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы
управления охраной труда;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
- представления информации по результатам аудита системы
управления охраной труда руководству организации.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
6.5.3. План проведения аудита системы управления охраной труда
должен основываться на результатах оценки производственных рисков
и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления
охраной труда.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
Методы аудита системы управления охраной труда должны
соответствовать требованиям к их проведению, назначению,
периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц,
осуществляющих аудит.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
6.5.4. По результатам аудита системы управления охраной труда
составляют отчеты.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
6.5.5. Аудит системы управления охраной труда по возможности
проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и
не зависимые от проверяемой деятельности.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
Примечание. Термин "независимый" не обязательно означает
внешний по отношению к организации.
6.6. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
6.6.1. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
6.6.2. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
7. Рассмотрение (анализ) руководством организации
функционирования системы управления охраной труда
7.1. Руководство организации (работодатель) должно через
определенные промежутки времени анализировать функционирование
системы управления охраной труда с целью обеспечения ее
результативности, соответствия требованиям настоящего стандарта, а
также обеспечения реализации принятой политики в области охраны
труда.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
7.2. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности
в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет
руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа
системы следует документировать.
7.3. Результаты анализа системы используют для проведения
необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении
охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы
управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и
требований последовательного совершенствования системы.
Приложение А
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 26.06.2003 N 206-ст)
[1] Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда. Утверждено Постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 14.03.97 N 12.
[2] Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской
Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ.
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от
23.05.2000 N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда".
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
[4] Федеральный закон "О техническом регулировании" от
27.12.2002 N 184-ФЗ.
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
[5] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-
ФЗ.
(введено Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от
26.06.2003 N 206-ст)
|